$86.09 -0.19%
$ 92.59 +0.02
€ 100.27 -0.14
               

Пагубные приоритеты Алексея Миллера

RBCdaily
02 марта 2006/ 17:28
Необходимость следовать политической конъюнктуре ставит под угрозу репутацию крупнейшего добытчика газа – «Газпрома». В частности, 60% инвестпрограммы компании в 2006 г. пойдут на реализацию проектов транспортировки «голубого топлива». «Газпром» объясняет эту тенденцию достаточным уровнем добычи и необходимостью модернизировать транспортные магистрали, изношенность которых сейчас составляет 57,7%. Между тем, по оценкам экспертов, производство «Газпрома» стагнирует: объем добычи компании еле сравнялся с результатами 1999 г. Сейчас газовый монополист потихоньку сдает позиции независимым добытчикам. А разработка новых масштабных месторождений, в частности, ямальских, чьи запасы оцениваются более чем в 10,7 трлн куб. м, требует гигантских инвестиций – 70 млрд долл.
До 2010 г. объем инвестиций «Газпрома» в развитие систем магистрального транспорта газа большей частью будет освоен на шести основных стройках: системе газопроводов «Заполярное – Уренгой», магистральном газопроводе «Северные районы Тюменской области – Торжок» (СРТО-Торжок), газопроводе «Ямал – Европа», Северо-Европейском газопроводе, газопроводе «Грязовец – Выборг» и газопроводе «Починки – Изобильное – Североставропольское ПХГ». Также до 2020 г. необходимо реконструировать 27,5 тыс. км газопроводов и заменить 25 млн кВт газоперекачивающих агрегатов. Предусматривается также расширение подземных хранилищ газа до 75 млрд куб. м. Строительство новых газопроводов связано с реализацией программы по увеличению добычи газа до 760 млрд куб. м к 2020 г., из которых, как ожидается, доля «Газпрома» составит менее 590 млрд куб. м газа в год, доля независимых производителей – еще 170 млрд куб. м.
Упор на развитие газотранспортной системы «Газпром» делал не всегда. В 1990-2002 гг. компания финансировала реконструкцию магистральных газопроводов только на треть от потребностей. В результате пропускная способность газопроводов из Надым-Пур-Тазовского района в 2005 г. упала до 522,2 млрд куб. м (проектная мощность – 577,8 млрд куб. м в год). Решение о смещении акцентов с месторождений на транспортную систему было сделано в 2005 г. с благословения Минпромэнерго, хотя глава Минэкономразвития Герман Греф и отстаивал позицию резкого наращивания запасов «Газпромом». По подсчетам монополиста, пропускную способность единой системы газотранспорта (ЕСГ) нужно увеличить к 2007 г. на 35 млрд куб. м. Этого хватит для прокачки газа как самой компании, так и независимых производителей.
Как сообщили RBC daily в пресс-службе «Газпрома», за последние четыре года создан задел на среднесрочную перспективу в области добычи газа: введены в эксплуатацию мощности по добыче суммарной проектной годовой производительностью 184,5 млрд куб. м. Поэтому в настоящее время можно больше внимания уделять развитию и реконструкции газотранспортной системы. Так, в 2005 г. из общего объема капвложений (188 млрд руб.) инвестиции в трубопроводы превысили 120 млрд руб. На геологоразведку и бурение «Газпром» потратил около 40 млрд руб. Однако, по оценке Института энергетической политики, фактически объемы добычи «Газпрома» невелики: заявленный уровень добычи – 545,1 млрд куб. м в 2004 г. – даже не дотягивает до показателей 1999 г.
В 2006 г. «Газпром» продолжил вкладывать деньги в строительство газопроводных систем. 60% инвестпрограммы бюджета-2006 (310,1 млрд руб.) пойдут на увеличение мощностей транспортных потоков. Однако, по мнению аналитиков, решение компании сконцентрироваться на развитии транспортной системы связано с желанием правительства укрепить статус мирового экспортера газа. «Приоритет властей – поставки газа в Европу по международным соглашениям, поэтому сейчас «Газпрому» предстоит решать нелегкую задачу поиска средств на наращивание объемов добычи», – говорит бизнес-директор по ТЭК аудиторско-консультационной компании «Развитие бизнес-систем» Сергей Сергиенко.
«Газпром» пытается не терять статус газового монополиста. В 2006 г. компания наконец-то собралась приступить к освоению газовых месторождений Ямала, на это менеджмент планирует потратить большую часть из оставшихся 120 млрд руб. Но, по оценке специалистов, это не очень большая сумма. «На Ямале полностью отсутствует транспортная инфраструктура и местные строительные материалы (за исключением песка). Все необходимое: щебень, цемент, прочие стройматериалы, металлоконструкции, трубы, оборудование и т. д. – придется завозить с материка», – говорит источник в «ЛУКОЙЛе». По расчетам ВНИПИГАЗ, объем грузоперевозок после начала программы освоения Ямала составит от 700-800 тыс. т груза ежегодно в первые 1-2 года работы и до 1,5-2 млн т грузов в дальнейшем.
У «Газпрома» есть три варианта: модернизировать существующие 280 км железной дороги и достраивать 280 км новой дороги; платить по 2 тыс. долл. за час работы одного вертолета либо создавать временные ледовые дороги со средней скоростью движения по ним 5-10 км в час. На этом, естественно, расходы не заканчиваются. «Территория Ямальского месторождения неизвестна, между тем георазведка 100 кв. км стоит 2-2,5 млн долл., бурение одной скважины – 1-2 млн долл.», – говорит начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. Правда, по мнению президента Российского союза нефтегазостроителей Юрия Баталина, осваивать месторождение нужно быстрее. По прогнозам экспертов, к 2020 г. потребность европейских стран в российском газе вырастет до 220-250 млрд куб. м против нынешних 140 млрд куб. м, поставленных в 2004 г. Таким образом, за 15 лет, вероятно, потребуется увеличить экспорт российского газа в Европу на 100 млрд куб. м.
Между тем в будущем, возможно, список приоритетных транспортных строек «Газпрома» может пополниться новыми объектами. В июле 2005 г. Владимир Путин заявил, что Россия может построить новый газопровод по территории Турции, на что «Газпром» тут же ответил, что рассматривает возможность строительства второй очереди «Голубого потока». Тем временем, по данным Минэкономразвития, «Газпром» медленно, но верно теряет позиции монополиста. В январе 2006 г. доля добычи газа компанией сократилась на 2,4% (до 84,2 млрд куб.) м по сравнению с январем 2005 г. Это связано с увеличением добычи газа независимыми производителями, которые не собираются останавливаться на достигнутом. Два крупнейших частных газодобытчика – «НОВАТЭК» и «Итера» – планируют удвоить объемы добычи в ближайшие два года. Так, по данным Минпромэнерго, «НОВАТЭК» обещает поднять добычу с 22 млрд куб. м до 45 млрд куб. м, а «Итера» заявила о намерении повысить добычу с 11,3 млрд куб. м до 20,5 млрд куб. м.
Просмотров 1074
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^