$76.51 +0.76%
$ 101.68
€ 106.1
               

Пагубные приоритеты Алексея Миллера

RBCdaily
02 марта 2006/ 17:28
Необходимость следовать политической конъюнктуре ставит под угрозу репутацию крупнейшего добытчика газа – «Газпрома». В частности, 60% инвестпрограммы компании в 2006 г. пойдут на реализацию проектов транспортировки «голубого топлива». «Газпром» объясняет эту тенденцию достаточным уровнем добычи и необходимостью модернизировать транспортные магистрали, изношенность которых сейчас составляет 57,7%. Между тем, по оценкам экспертов, производство «Газпрома» стагнирует: объем добычи компании еле сравнялся с результатами 1999 г. Сейчас газовый монополист потихоньку сдает позиции независимым добытчикам. А разработка новых масштабных месторождений, в частности, ямальских, чьи запасы оцениваются более чем в 10,7 трлн куб. м, требует гигантских инвестиций – 70 млрд долл.
До 2010 г. объем инвестиций «Газпрома» в развитие систем магистрального транспорта газа большей частью будет освоен на шести основных стройках: системе газопроводов «Заполярное – Уренгой», магистральном газопроводе «Северные районы Тюменской области – Торжок» (СРТО-Торжок), газопроводе «Ямал – Европа», Северо-Европейском газопроводе, газопроводе «Грязовец – Выборг» и газопроводе «Починки – Изобильное – Североставропольское ПХГ». Также до 2020 г. необходимо реконструировать 27,5 тыс. км газопроводов и заменить 25 млн кВт газоперекачивающих агрегатов. Предусматривается также расширение подземных хранилищ газа до 75 млрд куб. м. Строительство новых газопроводов связано с реализацией программы по увеличению добычи газа до 760 млрд куб. м к 2020 г., из которых, как ожидается, доля «Газпрома» составит менее 590 млрд куб. м газа в год, доля независимых производителей – еще 170 млрд куб. м.
Упор на развитие газотранспортной системы «Газпром» делал не всегда. В 1990-2002 гг. компания финансировала реконструкцию магистральных газопроводов только на треть от потребностей. В результате пропускная способность газопроводов из Надым-Пур-Тазовского района в 2005 г. упала до 522,2 млрд куб. м (проектная мощность – 577,8 млрд куб. м в год). Решение о смещении акцентов с месторождений на транспортную систему было сделано в 2005 г. с благословения Минпромэнерго, хотя глава Минэкономразвития Герман Греф и отстаивал позицию резкого наращивания запасов «Газпромом». По подсчетам монополиста, пропускную способность единой системы газотранспорта (ЕСГ) нужно увеличить к 2007 г. на 35 млрд куб. м. Этого хватит для прокачки газа как самой компании, так и независимых производителей.
Как сообщили RBC daily в пресс-службе «Газпрома», за последние четыре года создан задел на среднесрочную перспективу в области добычи газа: введены в эксплуатацию мощности по добыче суммарной проектной годовой производительностью 184,5 млрд куб. м. Поэтому в настоящее время можно больше внимания уделять развитию и реконструкции газотранспортной системы. Так, в 2005 г. из общего объема капвложений (188 млрд руб.) инвестиции в трубопроводы превысили 120 млрд руб. На геологоразведку и бурение «Газпром» потратил около 40 млрд руб. Однако, по оценке Института энергетической политики, фактически объемы добычи «Газпрома» невелики: заявленный уровень добычи – 545,1 млрд куб. м в 2004 г. – даже не дотягивает до показателей 1999 г.
В 2006 г. «Газпром» продолжил вкладывать деньги в строительство газопроводных систем. 60% инвестпрограммы бюджета-2006 (310,1 млрд руб.) пойдут на увеличение мощностей транспортных потоков. Однако, по мнению аналитиков, решение компании сконцентрироваться на развитии транспортной системы связано с желанием правительства укрепить статус мирового экспортера газа. «Приоритет властей – поставки газа в Европу по международным соглашениям, поэтому сейчас «Газпрому» предстоит решать нелегкую задачу поиска средств на наращивание объемов добычи», – говорит бизнес-директор по ТЭК аудиторско-консультационной компании «Развитие бизнес-систем» Сергей Сергиенко.
«Газпром» пытается не терять статус газового монополиста. В 2006 г. компания наконец-то собралась приступить к освоению газовых месторождений Ямала, на это менеджмент планирует потратить большую часть из оставшихся 120 млрд руб. Но, по оценке специалистов, это не очень большая сумма. «На Ямале полностью отсутствует транспортная инфраструктура и местные строительные материалы (за исключением песка). Все необходимое: щебень, цемент, прочие стройматериалы, металлоконструкции, трубы, оборудование и т. д. – придется завозить с материка», – говорит источник в «ЛУКОЙЛе». По расчетам ВНИПИГАЗ, объем грузоперевозок после начала программы освоения Ямала составит от 700-800 тыс. т груза ежегодно в первые 1-2 года работы и до 1,5-2 млн т грузов в дальнейшем.
У «Газпрома» есть три варианта: модернизировать существующие 280 км железной дороги и достраивать 280 км новой дороги; платить по 2 тыс. долл. за час работы одного вертолета либо создавать временные ледовые дороги со средней скоростью движения по ним 5-10 км в час. На этом, естественно, расходы не заканчиваются. «Территория Ямальского месторождения неизвестна, между тем георазведка 100 кв. км стоит 2-2,5 млн долл., бурение одной скважины – 1-2 млн долл.», – говорит начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. Правда, по мнению президента Российского союза нефтегазостроителей Юрия Баталина, осваивать месторождение нужно быстрее. По прогнозам экспертов, к 2020 г. потребность европейских стран в российском газе вырастет до 220-250 млрд куб. м против нынешних 140 млрд куб. м, поставленных в 2004 г. Таким образом, за 15 лет, вероятно, потребуется увеличить экспорт российского газа в Европу на 100 млрд куб. м.
Между тем в будущем, возможно, список приоритетных транспортных строек «Газпрома» может пополниться новыми объектами. В июле 2005 г. Владимир Путин заявил, что Россия может построить новый газопровод по территории Турции, на что «Газпром» тут же ответил, что рассматривает возможность строительства второй очереди «Голубого потока». Тем временем, по данным Минэкономразвития, «Газпром» медленно, но верно теряет позиции монополиста. В январе 2006 г. доля добычи газа компанией сократилась на 2,4% (до 84,2 млрд куб.) м по сравнению с январем 2005 г. Это связано с увеличением добычи газа независимыми производителями, которые не собираются останавливаться на достигнутом. Два крупнейших частных газодобытчика – «НОВАТЭК» и «Итера» – планируют удвоить объемы добычи в ближайшие два года. Так, по данным Минпромэнерго, «НОВАТЭК» обещает поднять добычу с 22 млрд куб. м до 45 млрд куб. м, а «Итера» заявила о намерении повысить добычу с 11,3 млрд куб. м до 20,5 млрд куб. м.
Просмотров 1188
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.

01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти

30.08.2024 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.

С праздником!

24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано

03.08.2024 Кропачев Николай Михаилович кандидат наук 70 лет

У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.

12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане

15.07.2024 Юсифов Теюб Юсиф оглы

Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю


^