$62.24 -0.22%
$ 77.88 -0.56
€ 91.89 -0.58
               

Выбросы к нулю: Как новые правила IMO отразятся на глобальном судоходстве

Лариса Привалова
04 июня/ 10:02

Москва. В апреле 2025 года Международная морская организация (IMO) утвердила IMO Net-Zero Framework - систему, нацеленную на достижение нулевых выбросов в судоходстве. Решение приняли на 83-й сессии комитета по защите морской среды (MEPC 83).

Как новые правила отразятся на российских танкерах и газовозах и готово ли российское судоходство к такому переходу выясняло Агентство нефтегазовой информации.

Ежедневно десятки тысяч судов бороздят океаны. Около 90% всей мировой торговли осуществляется по морю. При этом, по данным Международной морской организации, на выбросы от судоходства приходится примерно 3% от общего объема парниковых газов в мире.

В апреле 2025 года IMO, регулирующая вопросы глобального судоходства, приняла план по достижению нулевых выбросов к 2050 году.

Первый этап ужесточения регулирования намечен на весну 2027 года, когда вступят в силу поправки к приложению VI конвенции MARPOL. Согласно этим изменениям, компании и суда, не принимающие мер по сокращению выбросов, столкнутся с финансовыми санкциями в виде платы от $100 до $380 за тонну выброшенного CO₂.

«В текущих «недружественных» условиях инициатива IMO несет риски для большей части российского флота. Положительным моментом здесь является то, что на адаптацию у нас есть 25 лет. На сегодняшний день более 95% отечественного флота используют «грязное» топливо - дизель и мазут. В меньшей мере пострадают суда, работающие на более экологичном СПГ, которых мало. При этом обычный СПГ считается «переходным» топливом и не соответствует планируемым более строгим ограничениям по выбросам. Это делает неизбежным переход на более чистые альтернативы, такие как зеленый метанол, аммиак или электро-СПГ (e-LNG)», - отметил аналитик консалтинговой компании «Имплемента» Виктор Кутлумбетов.

По словам эксперта, для российского флота, работающего в условиях санкций, соответствие данным целях IMO может оказаться особенно сложным.

«Переход на биотопливо рассматривается как основная «чистая» альтернатива. Хотя в мире существует множество органов, сертифицирующих его, подтвердить соответствие стандартам можно лишь в двух центрах, расположенных в «недружественных» странах: Швейцарии и Германии, что фактически лишает российские суда возможности официально перейти на экологичное топливо», - добавил эксперт.

По новым правилам Рамочной программы, компании, превышающие установленные лимиты, должны будут либо приобретать «компенсирующие единицы», либо инвестировать средства в специальный фонд IMO. По словам ведущего аналитика ФНЭБ, научного сотрудника Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова изначально Россия разделяла глобальную климатическую повестку, брала на себя обязательства в рамках Парижского соглашения и была готова следовать требованиям IMO. Но сегодня приоритеты сместились.

«Сейчас для нас важнее обеспечить незаметность перемещения судов, особенно перевозящих углеводороды. Обход санкций – вот первоочередная задача. И здесь возникает вопрос о целесообразности выполнения всех климатических обязательств, включая декарбонизацию торгового флота. Стоит ли нам, столкнувшимся с санкциями и запретом на сотрудничество в области судостроения, продолжать двигаться в этом направлении? Может быть, стоит ввести мораторий на достижение заявленных целей по сокращению выбросов, пока Запад не снимет санкции? Именно санкции усугубляют экологическую ситуацию, влияя на глобальный климат. Это их выбор, а не наш. Почему мы должны тратить ресурсы на экологизацию флота, когда вынуждены направлять их на обход санкций? Именно они провоцируют срыв договоренностей», - подчеркнул Игорь Юшков.

Предполагается, что новые меры будут распространяться на суда водоизмещением свыше 5 тыс. брутто-регистровых тонн, на которые приходится 85% выбросов отрасли. По словам главы IMO, возможное влияние новых решений на цепочки поставок и цены было учтено заранее: «Декарбонизация имеет свою цену. Но загрязнение тоже имеет цену».

«Когда только вводились нормативы по сокращению выбросов от судов, то предполагался тотальный переход на электротягу, установку солнечных батарей и СПГ в качестве топлива – и эти направления развиваются, но не столь стремительно, как ожидалось. Альтернативой замены «грязного» топлива для перемещения газовозов одним из вариантов стало использование отпарного газа, который обычно стравливается в атмосферу. И это направление тоже развивается, - рассказал аналитик ФНЭБ. - В России, однако, этот путь осложнен санкциями. Мы не строим СПГ-танкеры самостоятельно, а новые проекты столкнулись с ограничениями. Поэтому пока лучше довольствоваться имеющимся флотом, смысла приобретать какие-то новые суда сейчас нет, потому что они рискуют мгновенно попасть под санкции».

Другим популярным решением, к которому прибегают многие страны, включая Россию, является установка скрубберов – устройств, снижающих выбросы от обычного судового топлива. Это наиболее экономичный и быстрый способ модернизации.

«Возможно, со временем флот и будет обновляться, переходя на СПГ, но пока все идут по пути наименьшего сопротивления. И Россия не исключение, ведь экологические вопросы для нас сейчас отходят на второй план. Для внутреннего рынка есть определенные разработки, например, суда «Чайка» на СПГ. Но когда речь идет о международном флоте – танкерах, сухогрузах и т.д. – ситуация иная. Здесь встает вопрос об обновлении флота в целом», - добавил эксперт.

IMO, стремясь минимизировать негативное влияние на коммерцию, предусмотрела механизмы поддержки отрасли. Так, в рамках Рамочной программы судовладельцы с низким уровнем выбросов смогут продавать свои излишки. Планируется, что средства фонда будут направляться на поддержку стран с низким уровнем дохода, передачу им современных технологий и расширение доступа к экологически чистым видам топлива. Контроль за соблюдением правил будет осуществляться государствами-членами и самой IMO посредством сертификации, аудита и отчетности.

«В России такого механизма пока нет, и в условиях дефицитного бюджета вряд ли стоит ожидать выделения средств на эти цели. Для нашей страны логичнее снизить требования к судам, чтобы сэкономить бюджет. Следует предъявлять более высокие экологические требования к новым судам, постепенно заменяя старые. Но нельзя делать это абсолютным приоритетом. Для нас стабильная торговля и экономическая ситуация важнее», - заключил Игорь Юшков.

Фото: Международная морская организация (IMO)

Просмотров 4017
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

25.12.2025
Россия поставит в Абхазию 123 тыс. тонн бензина и дизтоплива в 2026 году

25.12.2025 Петров Сергей Сеигенвич

Опять цена на бензин для Россиян взлетит до небес

11.12.2024
Павел Завальный: Необходимо решать вопрос с частными газопроводами

23.12.2025 Смирнов Николай Иванович 55 лет

Прошел целый год и Госдума так и не решила вопрос с частными газопроводами. По -прежнему нарушаются имущественные права владельцев частых газопроводов,особенно физических лиц.В отношении их не существует федерального закона,принуждающего давать свое согласие на подключение сторонних абонентов.Только Постановление Правительства № 1547,но это не закон РФ.Это Постановление противоречит ст.35 Конституции РФ ист.1 и ст.209 Гражданского Кодекса РФ.

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

17.12.2025 Виктор 3

К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.

16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года

16.12.2025 Кипятков Добрыня Никитич 65 лет

Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г


^