Как топливо определяет границы космических амбиций человечества
Москва. 12 апреля 1961 года был совершен первый в истории человечества космический полет. Юрий Гагарин облетел Землю на борту корабля «Восток-1», став первым человеком, увидевшим нашу планету из космоса. Этот исторический полет длился 106 минут. Спустя шесть десятилетий, 12 апреля по-прежнему символизирует начало новой эры в освоении космоса, превратив изучение Вселенной в одну из самых захватывающих и масштабных целей.
Мечта не стала бы реальностью без верных помощников людей – космических кораблей. Для того, чтобы преодолеть земное притяжение и развить нужную скорость, ракетам необходимы огромные запасы топлива и окислителя. В День космонавтики Агентство нефтегазовой информации рассказывает о том, какое именно топливо используют для запусков космических аппаратов и какое количество горючего требуется для путешествий на околоземную орбиту, Луну или Марс.
Топливо российских ракет
Современные российские ракеты-носители чаще всего заправляются смесью керосина и жидкого кислорода – комбинацией, оптимальной по своим физико-химическим и экологическим свойствам.
Чтобы достичь первой космической скорости и вырваться из гравитационных объятий Земли, требуется огромное количество углеводородного топлива. Инженеры добавляют в конструкцию ракеты дополнительные «баки» – ступени, которые на старте составляют львиную долю ее веса. В полете, по мере опустошения, они отцепляются и сгорают в атмосфере.
В итоге, на орбиту попадает лишь мизерная часть первоначальной массы ракеты. Для сравнения: бензин в баке автомобиля – это значительная часть от общей массы машины, а в ракете топливо – это большая часть ее самой.
Например, «Союз-ФГ» поглощает во время полета 276 800 тонн топлива (кислород-керосин), при этом масса полезного груза составляет лишь 7400 тонн.
Ракета-носитель «Энергия» при общей массе 2400 тонн использует для перемещений около 2000 тонн кислород-водорода и кислород-керосина и может доставить в космос до 105 тонн полезного груза.
Ракета-носитель «Зенит-2S» - работает на жидком кислороде и керосине с продуктами сгорания - водой и углекислым газом. Благодаря этому отличается экологической чистотой. При общей массе 470 000 тонн для полета ей требуется около 442 000 тонн кислород-керосина с доставкой полезного груза до 7300 тонн.
Одна из последних разработок трехступенчатая ракета-носитель тяжелого класса «Ангара-А5». С общей массой до 773 000 тонн она может доставить до 24 500 тонн полезного груза, использовав при этом свыше 630 000 тонн кислород-керосина.
Ракетный «флот» США
На фотографии наглядно показан расход горючего различными ракетами – Сатурн-5, Шаттл, Falcon Heavy и новой Space Launch System (SLS). Виды топлива обозначены разным цветом: красный – керосин; желтый – жидкий водород; синий – жидкий кислород.
Одной из самых «прожорливых» считается мощная - Сатурн-5. Она сжигает в среднем 2 076 500 кг топлива за полет и может поднять 140 тыс. кг груза на низкую орбиту – или отправить 48,5 тыс. кг на Луну.
Шаттл использует для отрыва от земли комбинацию жидкотопливных главных двигателей и твердотопливных ускорителей. Он потребляет в среднем 1 735 600 килограммов горючего.
Ракете Falcon Heavy требуется в среднем 411 тыс. кг топлива, чтобы поднять на орбиту 64 тыс. кг полезного груза.
И, наконец, Space Launch System (SLS). 77-тонная версия ракеты может нести примерно 70 тыс. кг груза и на 10% мощнее Сатурна-5. 143-тонная версия сможет поднять уже 130 тыс. кг груза и будет превосходить своего собрата по мощности уже на 20%.
Сила притяжения
В основе танца мощи и грации космических кораблей лежит третий закон Ньютона 1687 года. Но истинным ключом к разгадке тайны космических странствий, стала формула Циолковского, явленная миру в 1903 году.
В ней отражены четыре переменных (слева направо): конечная скорость летательного аппарата, удельный импульс ракетного двигателя (отношение тяги двигателя к секундному расходу массы топлива), начальная масса летательного аппарата (полезная нагрузка, конструкция и топливо) и его конечная масса (полезная нагрузка и конструкция).
Именно гравитационные потери определяют границы космических амбиций, указывают, куда человечество может дотянуться. Сегодня горизонты странствий не так широки. С Земли можно достичь ее орбиты, с нее - отправиться на Луну, Марс или в межлунное пространство. Возможны и другие комбинации, но с учетом нынешнего уровня развития технологий эти направления кажутся наиболее вероятными.
Представленные ниже значения не учитывают такие факторы, как сопротивление атмосферы. Но они достаточно близки к истине и помогут определить цену, которую приходится платить за возможность «прикоснуться к звездам». Это своего рода космическая дань, плата за право покинуть колыбель человечества и устремиться к неизведанному.
Точка назначения |
Стоимость скорости |
C поверхности Земли на орбиту Земли |
8 км/с |
С орбиты Земли на точки Лагранжа системы Земля-Луна |
3,5 км/с |
С орбиты Земли на низкую орбиту Луны |
4,1 км/с |
С орбиты Земли на околоземные астероиды |
>4 км/с |
C орбиты Земли до поверхности Луны |
6 км/с |
С орбиты Земли до поверхности Марса |
8 км/с |
Как ни парадоксально, но преодоление скромных 400 км, отделяющих Землю от орбиты, оказывается самым сложным этапом космического путешествия. Этот рывок поглощает львиную долю ресурсов. Даже полет к Луне обходится дешевле. Причина кроется в неумолимых объятиях гравитации родного «дома».
И в этом нелегком пути полагаться приходится на ракеты с химическими двигателями. Пусть на горизонте и маячат перспективные разработки, но в реальности человечество уже более шести десятилетий использует проверенные временем, традиционные двигатели. Ниже представлен обзор некоторых видов ракетного топлива.
Вид топлива |
Удельный импульс |
Твердое ракетное топливо |
3,0 км/с |
Керосин-кислород |
3,1 км/с |
Самовоспламеняющееся топливо |
3,2 км/с |
Метан-кислород |
3,4 км/с |
Водород-кислород |
4,5 км/с |
В царстве ракетных двигателей кислородно-водородная пара по-прежнему остается одной из самых эффективных. Вот процентное соотношение топлива от общей массы ракеты, необходимое для ее попадания на орбиту Земли.
Вид топлива |
Масса топлива от массы ракеты |
Твердое ракетное топливо |
96% |
Керосин-кислород |
94% |
Самовоспламеняющееся топливо |
93% |
Метан-кислород |
90% |
Водород-кислород |
83% |
Не стоит недооценивать оставшиеся 15% массы ракеты. Это не пустой вес, а жизненно важные элементы: баки, подающие топливо к двигателям; прочный корпус, выдерживающий пекло стартовой площадки, сверхзвуковой натиск атмосферы и леденящий холод безвоздушного пространства. Это система управления, направляющая ракету к звездам. И, наконец, спасительная капсула для хрупких тел космонавтов, обеспечивающая их кислородом, нейтрализующая углекислый газ, защищающая от жара и холода, дающая им возможность вернуться на родную планету. Люди – не единственная ценная ноша ракеты. С ними в путь отправляется специальное оборудование, предназначенное для проведения экспериментов, ведь путешествие в космос преследует, прежде всего, научные цели.
Сравним ракеты с привычными нам транспортными средствами.
Вид транспортного средства |
Масса топлива от общей массы |
Большой корабль (водный транспорт) |
3% |
Пикап |
3% |
Обычный автомобиль |
4% |
Тепловоз |
7% |
Истребитель |
30% |
Грузовой самолет |
40% |
Ракета |
85% |
Для воздушной стихии требуются филигранные решения, легкие конструкции из алюминия, магния, титана, нитей композитных материалов. 60-70% их веса – это сплав транспортного средства и полезной нагрузки, позволяющий совершать безопасные и эффективные полеты. А ракеты, где топливо занимает 85% объема, балансируют на пределе инженерных способностей. Они – вечный вызов, требующий непрестанного совершенствования, для возможности их использовать.
Последние полвека ученые увлеченно разрабатывают ядерные и термоядерные ракетные двигатели, надеясь достичь той же тяги при меньшем расходе топлива и открыть дорогу для дальних космических экспедиций. Однако, ядерные реакции сложны в реализации и контроле. К тому же, добыча необходимого «горючего» для таких двигателей – задача не из легких.
Для триумфальной высадки человека на Луну использовали криогенное топливо – кислород и водород. Эта мощная комбинация позволила достичь второй космической скорости и прорваться к Луне.
А для путешествия марсохода «Персеверанс» к красной планете потребовалась сложная, многоступенчатая система и несколько видов топлива.
Одной из многообещающих ядерных реакций для межпланетных путешествий является превращение редких изотопов водорода и гелия (которыми надувают воздушные шары) в другой изотоп гелия и протон. На Земле этого «лунного» гелия почти нет, зато на Луне его в изобилии. Поэтому уже сейчас разрабатываются проекты лунных баз, где межпланетные корабли смогут заправляться перед долгим полетом.
Для межзвездных путешествий перспективно выглядит технология солнечного паруса – тонкого зеркала огромной площади (у существующих прототипов она достигает 15–20 квадратных метров). Космический аппарат раскрывает парус на орбите, и свет Солнца (или других звезд) отражается от него, подталкивая корабль вперед. В отличие от ядерных звездолетов, прототипы солнечных парусников уже побывали в космосе и показали обнадеживающие результаты.
Пока большинство проектов космического транспорта в разработке или на стадии теории, углеводороды продолжат быть основным топливом для освоения внеземного пространства, оставаясь основным двигателем прогресса в космической гонке.
Источники: Роскосмос, научная электронная библиотека, национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства.
04.08.2017
Анатолий Григорьев: Право называться первопроходцами принадлежит именно геологам
Мой любимый,дорогой брат.Горжусь тобой!Перестала биться сердце Анатолия Васильевича.26 марта 2025 г. Крым 29 марта 2025.
02.12.2024
В России за 2024 год произошло 23 взрыва бытового газа
Вот сколько живу - раньше с 70-х до 2000-ни о каких взрывах газа не слышали. А последние лет 10 это просто бич какой то! То ли раньше люди более ответственными были, то ли сейчас одни шалопаи безответственные пошли!
13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов
Блестящий эксперт с искрометными, смелыми и точными комментариями. Его аналитика всегда отличалась глубокой проработкой вопроса.
Будем помнить Александра Григорьевича…
21.02.2025
В Тюмени около 2 тыс. студентов приняли участие в ярмарке вакансий
Добротный материал. Интересное событие.
Редакция АНГИ - как всегда в материале и на пике новостей. Спасибо.
28.01.2025
В год 50-летия Когалыма в городе откроют новые объекты социальной инфраструктуры
18 лет моей жизни прошло в Когалыме. Замечательный город, замечательные люди. Город с каждым годом просто расцветает! Спасибо компании ЛУКОЙЛ и, главное, огромнейшее спасибо ее президенту Вагиту Юсуфовичу Алекперову за их человечное отношение к жителям города. Благодаря им в городе созданы все условия для молодых семей и их маленьких детей. А в последнее время созданы условия и для молодежи.
30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor
Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.