Как топливо определяет границы космических амбиций человечества
Москва. 12 апреля 1961 года был совершен первый в истории человечества космический полет. Юрий Гагарин облетел Землю на борту корабля «Восток-1», став первым человеком, увидевшим нашу планету из космоса. Этот исторический полет длился 106 минут. Спустя шесть десятилетий, 12 апреля по-прежнему символизирует начало новой эры в освоении космоса, превратив изучение Вселенной в одну из самых захватывающих и масштабных целей.
Мечта не стала бы реальностью без верных помощников людей – космических кораблей. Для того, чтобы преодолеть земное притяжение и развить нужную скорость, ракетам необходимы огромные запасы топлива и окислителя. В День космонавтики Агентство нефтегазовой информации рассказывает о том, какое именно топливо используют для запусков космических аппаратов и какое количество горючего требуется для путешествий на околоземную орбиту, Луну или Марс.
Топливо российских ракет
Современные российские ракеты-носители чаще всего заправляются смесью керосина и жидкого кислорода – комбинацией, оптимальной по своим физико-химическим и экологическим свойствам.
Чтобы достичь первой космической скорости и вырваться из гравитационных объятий Земли, требуется огромное количество углеводородного топлива. Инженеры добавляют в конструкцию ракеты дополнительные «баки» – ступени, которые на старте составляют львиную долю ее веса. В полете, по мере опустошения, они отцепляются и сгорают в атмосфере.
В итоге, на орбиту попадает лишь мизерная часть первоначальной массы ракеты. Для сравнения: бензин в баке автомобиля – это значительная часть от общей массы машины, а в ракете топливо – это большая часть ее самой.
Например, «Союз-ФГ» поглощает во время полета 276,8 тонн топлива (кислород-керосин), при этом масса полезного груза составляет лишь 7,4 тонн.
Ракета-носитель «Энергия» при общей массе 2400 тонн использует для перемещений около 2000 тонн кислород-водорода и кислород-керосина и может доставить в космос до 105 тонн полезного груза.
Ракета-носитель «Зенит-2S» - работает на жидком кислороде и керосине с продуктами сгорания - водой и углекислым газом. Благодаря этому отличается экологической чистотой. При общей массе 470 тонн для полета ей требуется около 442 тонн кислород-керосина с доставкой полезного груза до 7,3 тонн.
Одна из последних разработок трехступенчатая ракета-носитель тяжелого класса «Ангара-А5». С общей массой до 773 тонн она может доставить до 24,5 тонн полезного груза, использовав при этом свыше 630 тонн кислород-керосина.
Ракетный «флот» США
На фотографии наглядно показан расход горючего различными ракетами – Сатурн-5, Шаттл, Falcon Heavy и новой Space Launch System (SLS). Виды топлива обозначены разным цветом: красный – керосин; желтый – жидкий водород; синий – жидкий кислород.
Одной из самых «прожорливых» считается мощная - Сатурн-5. Она сжигает в среднем 2 076 тонн топлива за полет и может поднять 140 тонн груза на низкую орбиту – или отправить 48,5 тонн на Луну.
Шаттл использует для отрыва от земли комбинацию жидкотопливных главных двигателей и твердотопливных ускорителей. Он потребляет в среднем 1 735 тонн горючего.
Ракете Falcon Heavy требуется в среднем 411 тонн топлива, чтобы поднять на орбиту 64 тоннг полезного груза.
Сила притяжения
В основе танца мощи и грации космических кораблей лежит третий закон Ньютона 1687 года. Но истинным ключом к разгадке тайны космических странствий, стала формула Циолковского, явленная миру в 1903 году.
В ней отражены четыре переменных (слева направо): конечная скорость летательного аппарата, удельный импульс ракетного двигателя (отношение тяги двигателя к секундному расходу массы топлива), начальная масса летательного аппарата (полезная нагрузка, конструкция и топливо) и его конечная масса (полезная нагрузка и конструкция).
Именно гравитационные потери определяют границы космических амбиций, указывают, куда человечество может дотянуться. Сегодня горизонты странствий не так широки. С Земли можно достичь ее орбиты, с нее - отправиться на Луну, Марс или в межлунное пространство. Возможны и другие комбинации, но с учетом нынешнего уровня развития технологий эти направления кажутся наиболее вероятными.
Представленные ниже значения не учитывают такие факторы, как сопротивление атмосферы. Но они достаточно близки к истине и помогут определить цену, которую приходится платить за возможность «прикоснуться к звездам». Это своего рода космическая дань, плата за право покинуть колыбель человечества и устремиться к неизведанному.
Точка назначения |
Стоимость скорости |
C поверхности Земли на орбиту Земли |
8 км/с |
С орбиты Земли на точки Лагранжа системы Земля-Луна |
3,5 км/с |
С орбиты Земли на низкую орбиту Луны |
4,1 км/с |
С орбиты Земли на околоземные астероиды |
>4 км/с |
C орбиты Земли до поверхности Луны |
6 км/с |
С орбиты Земли до поверхности Марса |
8 км/с |
Как ни парадоксально, но преодоление скромных 400 км, отделяющих Землю от орбиты, оказывается самым сложным этапом космического путешествия. Этот рывок поглощает львиную долю ресурсов. Даже полет к Луне обходится дешевле. Причина кроется в неумолимых объятиях гравитации родного «дома».
И в этом нелегком пути полагаться приходится на ракеты с химическими двигателями. Пусть на горизонте и маячат перспективные разработки, но в реальности человечество уже более шести десятилетий использует проверенные временем, традиционные двигатели. Ниже представлен обзор некоторых видов ракетного топлива.
Вид топлива |
Удельный импульс |
Твердое ракетное топливо |
3,0 км/с |
Керосин-кислород |
3,1 км/с |
Самовоспламеняющееся топливо |
3,2 км/с |
Метан-кислород |
3,4 км/с |
Водород-кислород |
4,5 км/с |
В царстве ракетных двигателей кислородно-водородная пара по-прежнему остается одной из самых эффективных. Вот процентное соотношение топлива от общей массы ракеты, необходимое для ее попадания на орбиту Земли.
Вид топлива |
Масса топлива от массы ракеты |
Твердое ракетное топливо |
96% |
Керосин-кислород |
94% |
Самовоспламеняющееся топливо |
93% |
Метан-кислород |
90% |
Водород-кислород |
83% |
Не стоит недооценивать оставшиеся 15% массы ракеты. Это не пустой вес, а жизненно важные элементы: баки, подающие топливо к двигателям; прочный корпус, выдерживающий пекло стартовой площадки, сверхзвуковой натиск атмосферы и леденящий холод безвоздушного пространства. Это система управления, направляющая ракету к звездам. И, наконец, спасительная капсула для хрупких тел космонавтов, обеспечивающая их кислородом, нейтрализующая углекислый газ, защищающая от жара и холода, дающая им возможность вернуться на родную планету. Люди – не единственная ценная ноша ракеты. С ними в путь отправляется специальное оборудование, предназначенное для проведения экспериментов, ведь путешествие в космос преследует, прежде всего, научные цели.
Сравним ракеты с привычными нам транспортными средствами.
Вид транспортного средства |
Масса топлива от общей массы |
Большой корабль (водный транспорт) |
3% |
Пикап |
3% |
Обычный автомобиль |
4% |
Тепловоз |
7% |
Истребитель |
30% |
Грузовой самолет |
40% |
Ракета |
85% |
Для воздушной стихии требуются филигранные решения, легкие конструкции из алюминия, магния, титана, нитей композитных материалов. 60-70% их веса – это сплав транспортного средства и полезной нагрузки, позволяющий совершать безопасные и эффективные полеты. А ракеты, где топливо занимает 85% объема, балансируют на пределе инженерных способностей. Они – вечный вызов, требующий непрестанного совершенствования, для возможности их использовать.
Последние полвека ученые увлеченно разрабатывают ядерные и термоядерные ракетные двигатели, надеясь достичь той же тяги при меньшем расходе топлива и открыть дорогу для дальних космических экспедиций. Однако, ядерные реакции сложны в реализации и контроле. К тому же, добыча необходимого «горючего» для таких двигателей – задача не из легких.
Для триумфальной высадки человека на Луну использовали криогенное топливо – кислород и водород. Эта мощная комбинация позволила достичь второй космической скорости и прорваться к Луне.
А для путешествия марсохода «Персеверанс» к красной планете потребовалась сложная, многоступенчатая система и несколько видов топлива.
Одной из многообещающих ядерных реакций для межпланетных путешествий является превращение редких изотопов водорода и гелия (которыми надувают воздушные шары) в другой изотоп гелия и протон. На Земле этого «лунного» гелия почти нет, зато на Луне его в изобилии. Поэтому уже сейчас разрабатываются проекты лунных баз, где межпланетные корабли смогут заправляться перед долгим полетом.
Для межзвездных путешествий перспективно выглядит технология солнечного паруса – тонкого зеркала огромной площади (у существующих прототипов она достигает 15–20 квадратных метров). Космический аппарат раскрывает парус на орбите, и свет Солнца (или других звезд) отражается от него, подталкивая корабль вперед. В отличие от ядерных звездолетов, прототипы солнечных парусников уже побывали в космосе и показали обнадеживающие результаты.
Пока большинство проектов космического транспорта в разработке или на стадии теории, углеводороды продолжат быть основным топливом для освоения внеземного пространства, оставаясь основным двигателем прогресса в космической гонке.
Источники: Роскосмос, научная электронная библиотека, национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства.
13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов
Светлая память. Без его аналитики данные о будущем еще более размыты и подвержены манипуляциям..
04.08.2017
Анатолий Григорьев: Право называться первопроходцами принадлежит именно геологам
Мой любимый,дорогой брат.Горжусь тобой!Перестала биться сердце Анатолия Васильевича.26 марта 2025 г. Крым 29 марта 2025.
02.12.2024
В России за 2024 год произошло 23 взрыва бытового газа
Вот сколько живу - раньше с 70-х до 2000-ни о каких взрывах газа не слышали. А последние лет 10 это просто бич какой то! То ли раньше люди более ответственными были, то ли сейчас одни шалопаи безответственные пошли!
21.02.2025
В Тюмени около 2 тыс. студентов приняли участие в ярмарке вакансий
Добротный материал. Интересное событие.
Редакция АНГИ - как всегда в материале и на пике новостей. Спасибо.
28.01.2025
В год 50-летия Когалыма в городе откроют новые объекты социальной инфраструктуры
18 лет моей жизни прошло в Когалыме. Замечательный город, замечательные люди. Город с каждым годом просто расцветает! Спасибо компании ЛУКОЙЛ и, главное, огромнейшее спасибо ее президенту Вагиту Юсуфовичу Алекперову за их человечное отношение к жителям города. Благодаря им в городе созданы все условия для молодых семей и их маленьких детей. А в последнее время созданы условия и для молодежи.
30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor
Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.