День автомобилиста: С какой техникой работают водители-нефтяники и как приспосабливают ее под условия промысла
Тюмень. Ежегодно в последнее воскресенье октября в России отмечают день автомобилиста. Дата посвящена, в первую очередь, профессиональным водителям, тем, кто управляет автобусами, трамваями и другими видами транспорта. Также в этот день поздравляют руководителей и сотрудников транспортных предприятий и тех, кто занимается сервисным обслуживанием техники. В преддверии праздника Агентство нефтегазовой информации рассказывает о том, в каких условиях и с какой техникой приходилось работать водителям-нефтяникам в СССР и как это происходит сейчас.
Сегодня почти каждый автовладелец считает себя профессионалом. Но специальность водителя подразумевает не только умение управлять транспортным средством, но и обладание определенным багажом знаний, в том числе и техникой безопасности.
Одной из отраслей, в которой к водителям предъявляются серьезные требования считается нефтегазовая промышленность.
К примеру, скорость движения на территории нефтегазовых объектов не должна превышать 5 км в час, а водитель должен иметь средства индивидуальной защиты. Зачастую этим мастерам приходится осваивать специфическую технику.
Парк машин нефтегазовых объединений состоит из технологического автопарка и спецтехники, представленных десятками марок, моделей и модификаций. Специфика их работы коренным образом отличается от использования транспорта общего пользования. Разнообразие видов оборудования, удаленность работы от мест базирования, усложняют и техническое обслуживание и ремонт машин.
В современном нефтегазовом производстве используются установки для исследования скважин, оборудование для их текущего и капитального ремонта, техника для наземного ремонта оборудования, водонефтепроводов, монтажа и наладки средств телемеханики и автоматики, смазки станков-качалок; пескосмесительные, промывочные, цементосмесительные и цементировочные агрегаты; лаборатории различного назначения; паропередвижные и передвижные компрессорные установки; агрегаты для депарафинизации скважин горячей нефтью, телескопические вышки и многое другое.
Для массовых пассажироперевозок привлекаются автобусы и грузовые автомобили, переоборудованные для доставки людей. Руководителей, инженерных специалистов, а также служащих на производственные объекты привозят на легковых машинах, а в труднодоступные места – специальной вездеходной техникой.
Земляные и дорожно-строительные работы выполняются автопарком на колесном и гусеничном ходу. При строительстве скважин, обустройстве нефтяных и газовых месторождений используются гусеничные бульдозеры, экскаваторы, скреперы, грейдеры, катки, корчеватели, бурильно-крановые машины, буровые установки и асфальтоукладчики.
Монтажные и погрузочно-разгрузочные работы выполняет крановая техника на колесном и гусеничном ходу: автомобильные и тракторные краны, трубоукладчики и погрузчики.
Централизованные грузоперевозки выполняют бортовые грузовики, самосвалы, цементовозы, автоцистерны, седельные тягачи, трубо-, штанго- или плетевозы. Колесные, гусеничные трелевочные трактора и подобная техника занята в грузоперевозках.
В целом структура транспортного комплекса нефтегазовой промышленности на 60% состоит из специального и на 40% из технологического транспорта.
Сегодня рынок нефтегазового оборудования наполняет более 50 отечественных предприятий. Производства предлагают технику, предназначенную для освоения нефтяных и газовых месторождений, а также для успешной и надежной эксплуатации и содержания скважин.
К наиболее крупным предприятиям относятся ОАО «Геомаш», АО «Завод ГРАЗ», АО «Алтайгеомаш», АО «Бецема», ООО ППФ «Автодизайн» и другие. Они выпускают автомобили, которые можно условно разделить на три группы оборудования. Первая – буровые, вторая – это техника для капитального и подземного ремонта скважин и тампонажных работ, а к третьей группе относятся установки, обеспечивающие соблюдение необходимых технологических процессов, применяемых при добыче нефти и газа.
Сделали невозможное
Во времена СССР к разнообразию специальной техники на нефтепромыслах добавлялись еще и тяжелые условия труда – бездорожье и морозы. Об этом периоде Агентству нефтегазовой информации рассказал ветеран труда, заслуженный нефтяник Тюменской области и заслуженный работник транспорта РФ Валерий Битюков.
Он в 1971 году, окончив транспортный факультет Тюменского индустриального института, начал трудовую деятельность в Нижневартовской автотранспортной конторе «Главтюменьнефтегаза» (ГТНГ). На предприятии прошел путь от старшего механика автоколонны до начальника управления.
«У нас было около 1,5 тыс. единиц автомобильной и тракторной техники разного направления и назначения - это и автобусы КАВЗ, ЛАЗ, Урал вахтовый, бортовой, трубовозы, автокраны на шасси Урал, ЗИЛ, МАЗ, большой грузоподьемности МАЗ-543, Уралы, КРАЗы, а также весь спектр нефтепромысловой спецтехники на шасси автомобилей КРАЗы 255 и 257, МАЗ 500, Урал 375 – это 9 кубовые цистерны для перевозки нефтепродуктов, паропередвижные установки (ППУ). На буровых работали 4 АН-700, цементировочные агрегаты ЦА-320, для перевозки специальных катушек с кабелем использовали установки АТ-2 и т.д.», - вспоминает Валерий Битюков.
Чтобы обеспечить безостановочный процесс бурения на Самотлорском месторождении день и ночь, без выходных работали практически все службы, в том числе и транспортники. Ведь каждая минута «простоя» для промысла – это огромные денежные потери.
«Я всегда говорил, что водители - это наша опора и надежда. Все зависело от водителя, он работает на линии и связан со всеми службами. Нефтяники могли на них положиться», - отмечает герой.
На планерки, вспоминает Валерий Сергеевич, собирались в восемь часов вечера. А когда приезжал Виктор Иванович Муравленко, совещания и вовсе затягивались до двух-трех часов ночи. В шесть утра каждый был уже на рабочем месте.
«Состояние техники было разное и чаще всего она была не приспособлена к дорогам и климату. У одних были недоработки по ходовой части, у других – электрика, системы отопления, - рассказывает Валерий Сергеевич. - Поэтому, по инициативе руководства управления автомобильного транспорта ГТНГ были созданы группы по надежности эксплуатации автомобилей. Очень много предложений мы передавали автозаводам по изменениям и дополнениям в конструкции того или иного узла в автомобиле. С заводчанами обсуждали все проблемные моменты, и они шли нам на встречу».
В Главке на тот момент было больше 60 тыс. единиц техники, трудилось почти 400 тыс. работников, из них больше 30% - работники транспорта. Средний возраст работающих был 29 лет.
«Это лишь маленький эпизод того периода, а сколько их было - сложно описать, это целая жизнь, - поделился Валерий Сергеевич. - Мы были молоды, энергичны и на трудности не обращали внимания! Самое главное - нам было интересно, и мы все работали на результат - добыть один млн тонн нефти, и мы это сделали!».
Сегодня на помощь водителям приходят современные технологии, цифровые системы, ГЛОНАСС и видеоаналитика. Машины оборудуют комфортными кабинами, да и обустроенных дорог на промыслах становится с каждым годом все больше. Но, вызовов перед автомобилистами стоит по-прежнему не мало, да и работа остается значимым и ответственным ремеслом.
«От души поздравляю с профессиональным праздником всех своих друзей, товарищей с кем в те нелегкие времена осваивали нефтяные месторождения Западной Сибири и Тюменской области и тех, кто сегодня работает в транспортной системе. Желаю всем здоровья, мирного неба над головой и успехов в нелегком труде!» - обратился Валерий Битюков к коллегам по цеху.
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю