$75.17 +1.25%
$ 102.58
€ 107.43
               

Записки нефтяника: История буровика Владимира Глебова о покорении Самотлора

28 октября/ 12:40

Тюмень. Главный капитал любой нефтегазовой компании – это ее сотрудники. Ни для кого не секрет, что создание современного, высокотехнологичного комплекса по добыче нефти и газа - заслуга тяжелого труда ни одного поколения нефтяников. Каждый сотрудник, впитывая опыт многолетних традиций и знаний, четко знает, что его профессия и гордое звание нефтедобытчика требует глубокой самоотдачи, огромного терпения и бесконечной любви к своему делу.

В рубрике «Записки нефтяника», Агентство нефтегазовой информации делится уникальными, интересными историями героев, работающих или работавших в нефтегазовой отрасли. Свою историю нам рассказал Владимир Глебов - легендарный буровик с 40-летним стажем.

«Я никогда не думал, что стану нефтяником, буровиком, - вспоминает Владимир Глебов. - Мой отец, горный инженер по образованию, всю жизнь проработал на месторождениях, связанных с добычей твердых полезных ископаемых. А я, в 1965 году окончив в маленьком рабочем поселке на севере Красноярского края среднюю школу, выбрал входящую на тот момент «в моду» новую специальность, - «Автоматика и телемеханика». С этим направлением я был немного знаком - в школе занимался в радиокружке. Поступать поехал в Тюмень, где в 1964-ом году открылся Индустриальный институт, к тому же, здесь жила родная сестра. Всё складывалось хорошо. Но, на задуманную специальность поступить мне не удалось – не прошел по конкурсу. Вместо 19 нужных баллов, набрал 17. В деканате нефтегазопромыслового факультета предложили перейти на специальность бурение. Там, в это время, был недобор студентов. Ну бурение, так бурение, подумал я, и согласился. Тем более сказали, что после успешной сдачи первой сессии можно будет осуществить перевод на задуманную поначалу специальность. Но в итоге переводиться я не стал, сдружился с ребятами - однокурсниками, одним словом, втянулся в процесс. Год проучился, два, а там уже и производственная практика началась».

После третьего курса, Владимир Глебов поехал в город Урай, в Шаимскую контору разведочного бурения №3 и попал в буровую бригаду Анатолия Дмитриевича Шакшина. Герой социалистического труда, известный на всю страну мастер, руководитель произвел на молодого нефтяника неизгладимое впечатление. Следующую практику Владимир провел здесь же. А после окончания ВУЗа в 1970 году вернулся в эту же бригаду, работать под руководством Анатолия Дмитриевича.

«Инженер – инженером, но я сам попросился начать трудовую деятельность с рабочей должности, помощником бурильщика, тем более, что не был знаком с работой на буровой в зимний период времени. Делать приходилось абсолютно все: чистить от выбуренной породы желоба, готовить буровой раствор, управлять автоматическим буровым ключом, работать с элеватором весом около 80 кг (бывало за день вдвоем поднимали его на ротор до 80 раз), машинными ключами», - рассказывает Владимир Сергеевич.

Так он отработал примерно три месяца, а потом ему предложили перейти в отдел техники безопасности. Нужно было до нового года обновить на предприятии инструкции, переработать местные положения. Сделать это нужно было быстро, а в отделе на тот момент работало только два человека. Молодой специалист пытался сопротивляться бумажной волоките и рвался на буровую, но главный инженер управления Юрий Аладжев убедил его, что всё это пригодится в будущем. И он был прав.

«Когда я работал в Нижневартовске главным инженером УБР-2, как техническому руководителю, который отвечает за охрану труда на предприятии, конечно мне было необходимо знать все, что связано с техникой безопасности», - отмечает герой.

Весной 1971 года Владимир Глебов вновь вернулся к производству, в бригаду по освоению скважин. А осенью этого же года, Миннефтепромом и Главтюменнефтегазом было принято решение об увеличении буровых мощностей на Самотлорском месторождении нефти в Нижневартовске.

Самотлорское месторождение - крупнейшее не только в России, но и шестое по величине в мире. Открыто в 1965 году. Его геологические запасы оценены в 7,1 млрд тонн нефти, а извлекаемые - в 2,7 млрд. Само озеро огромное, занимает 1752 кв. м, глубина почти везде 1,5-2 метра и окружено оно труднопроходимыми болотами.

Промысловиков на Самотлоре ждали большие трудности. В то время мировая нефтяная промышленность вообще не имела опыта эксплуатации месторождений на болоте, к тому же Самотлор был самой северной стройкой того времени. Все достижения в нефтяной индустрии были применимы для средней полосы, поэтому месторождение стало для нефтяников основной испытательной площадкой, где использовались новые технологии, создавалось специальное промышленное оборудование и техника.

«Прежде чем бурить, приходилось строить лежневые дороги, возить тонны песка для отсыпки площадок. Впервые на Самотлоре разработали и внедрили кустовой метод бурения. Чтобы осваивать залежи, находящиеся непосредственно под дном озера и болотами, с одной площадки надо было бурить до десяти наклонно-направленных скважин. Метод требовал хирургической точности. Любой промах мог нарушить сетку разработки месторождения», - вспоминает Владимир Сергеевич.

2 апреля 1969 года из первой промышленной скважины пошла нефть Самотлора. Однако месторождение слабо осваивалось в течение нескольких лет и необходимо было резко изменить ситуацию, в связи с чем ставилась задача значительного увеличения объема буровых работ.

Урайскому управлению буровых работ, в котором трудился Владимир Сергеевич, было поручено сделать перебазировку действующих буровых бригад на Самотлорское месторождение. Тогда в Урае работали три буровые бригады: Анатолия Дмитриевича Шакшина, Григория Кузьмича Петрова и Сабита Фатиховича Ягафарова. «Три богатыря» - так их называли среди нефтяников. Трое знаменитых мастеров, которые в последующем стали Героями социалистического труда. Эти три бригады и начали перебазировку. Первой в октябре уехала бригада Петрова, в начале 1972 года бригада Ягафарова. И, уже летом 1972 году, приехал Шакшин со своей бригадой.

После освоения малодебитных скважин Урая, где нефть приходилось «собирать буквально по крохам», фонтаны Самотлора показались буровикам сказочным явлением.

«Я попал в Нижневартовск в октябре 1971 года, когда там уже была смонтирована первая буровая установка для нашего управления, - вспоминает герой. - Нижневартовская земля встретила нас ненастьем, унылыми пейзажами и необустроенным жильем. Никогда не забуду, как мы, изрядно измотанные четырехчасовой воздушной болтанкой на АН-2, брели по непролазной грязи. В болотных сапогах нигде не пролезешь. Аэровокзал на поверку оказался тесной одноэтажной деревяшкой, поселок – хаотичным скоплением неказистых двухэтажных зданий, балков и вагончиков. Первое время жили в балках на временно организованной жилой базе. В нашей с женой половине балка помещались только диван, стол и холодильник, а больше ничего и не надо было. Домой приходили только ночевать. По одной стене «дома» шла батарея, пышущая жаром, а другая стена была промерзшей и покрытой инеем, на полу же холодище, даже лед стоял. А в соседней половине вагона жила семья с двумя детьми. Условия не лучшие, но жили мы весело и дружно. А весной 1972 года в городе (статус города Нижневартовск получил в марте 1972 года) сдали первый пятиэтажный жилой дом, который, как и обещали, отдали буровикам. Мы с женой получили двухкомнатную квартиру - первую в нашей жизни. Вот счастья - то было!».

К тому моменту Владимира Глебова уже перевели из мастеров по освоению скважин начальником смены Центральной инженерно-технологической службы. Заниматься пришлось производственными делами, связанными с подготовкой к бурению первой для молодой бригады скважины на Самотлоре.

«Это и помощь буровому мастеру, и работа с водниками, которые там вели подготовительные работы, и тесный контакт с пусконаладочной бригадой, которая оснащала буровую установку необходимыми инструментами и системами, вела наладку и обкатку оборудования, запуск его в эксплуатацию. Вот так я постепенно знакомился со всеми направлениями бурового производства, осваивал тонкости этой непростой науки», - уточняет Владимир Глебов.

В течение всего 1972 года буровики работали на Самотлоре этими тремя бригадами. Бурение скважины – процесс сложный, поэтому практически постоянно требует непосредственного присутствия на производстве мастеров или их помощников. Поэтому летом Владимир Сергеевич часто подменял на буровых сменных мастеров, которые уходили в отпуск - то у Петрова в бригаде, то у Шакшина, то у Ягафарова.

«В связи с ростом объемов буровых работ в октябре 1972 года в УБР встал вопрос о необходимости создания 4-й буровой бригады. И мне предложили ее возглавить», - рассказывает герой..

Продолжение следует…

Фото: Личный архив Владимира Глебова, Тюменский областной общественный фонд им. Виктора Муравленко. 

Просмотров 2342
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.

01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти

30.08.2024 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.

С праздником!

24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано

03.08.2024 Кропачев Николай Михаилович кандидат наук 70 лет

У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.

12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане

15.07.2024 Юсифов Теюб Юсиф оглы

Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю


^