$71.06 -2.29%
$ 89.82
€ 99.72
               

150 лет вместе: Как развивались железнодорожные перевозки нефти и нефтепродуктов в РФ

Лариса Привалова
04 августа/ 08:47

Москва. 4 августа в России отмечается День железнодорожника. Нефть и нефтепродукты - это вторая по значимости группа грузов для железнодорожных перевозок в России. О дружбе железнодорожных путей и нефти длиной более 150 лет - в материале Агентства нефтегазовой информации.

Цистерны вчера и сегодня

Перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом уходят корнями далеко в историю. Начиналось все с появления первых специализированных цистерн. Двухосные резервуары емкостью 15 кубометров, получившие наибольшее распространение на железных дорогах царской России, начал строить в 1895 году Коломенский завод. Они имели наиболее совершенную конструкцию и взаимозаменяемые с другими грузовыми вагонами узлы и детали. Поэтому Министерство путей сообщения стало в массовом количестве заказывать цистерны этого типа. Впоследствии их приобретали и другие частные железные дороги для перевозки темных и светлых нефтепродуктов, спирта, кислот и т.п.

В период до 1957 года ЖД-перевозки нефтепродуктов велись в цистернах общего назначения. Их можно было разделить на две основные группы: для светлых и темных нефтепродуктов и нефти. Поскольку резервуары того времени не были специализированы под конкретные виды грузов, их использование было универсальным, но ограниченным в эффективности и безопасности при перевозке.

Существенным шагом в развитии железнодорожных перевозок нефтепродуктов стало появление новых четырехосных цистерн в 1958 году. Они имели объем 60 кубометров и были оснащены универсальными сливными приборами, что позволило перевозить в них разнообразные жидкие нефтепродукты. Это усовершенствование обеспечило гибкость и эффективность в перевозках, а также снизило риски загрязнения груза.

Следующие годы принесли с собой совершенствование ЖД-перевозок. Организация улучшала свою работу, начала использовать более точное расписание. В это же время цистерны получили большую специализацию под конкретные виды нефтепродуктов. Это позволило улучшить грузоподъемность и повысить безопасность перевозок. Так, изначально проектная грузоподъемность цистерн определялась с учетом перевозки воды, но по мере развития инфраструктуры и технических средств, они стали адаптироваться под перевозку более плотных нефтепродуктов, также был увеличен объем котла. Это позволило сократить количество перевозок для одного и того же объема нефтепродукта. 

Сегодня специальные вагоны-цистерны выполнены из листов высококачественной стали, толщина которых составляет 8 мм и более. Они отвечают требованиям электростатической и искробезопасности и, кроме того, имеют покрытие внутри из маслобензостойких и паростойких материалов. В среднем грузоподъемность цистерн входит в интервал 50-120 тонн, а наиболее используемые из них вагоны на 50, 60 и 120 тонн. Загрузка продукта производится сверху с использованием наливных спецотверстий. Выгружают продукт снизу. Помимо всего прочего на каждой емкости предусмотрены спецплощадки для осмотра, внешние и внутренние лестницы, сливные приборы.

Таким образом, развитие цистерн в ЖД-перевозках нефтепродуктов отражает постоянное совершенствование технических и организационных аспектов, направленное на обеспечение эффективности, безопасности и адаптацию к изменяющимся мировым потребностям.

РЖД и нефть сегодня

Нефть играет важную роль для финансовых показателей РЖД. Сделка ОПЕК+ привела к сокращению погрузки нефтепродуктов, но они остаются самым маржинальным грузом на железных дорогах. Погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД снизилась на 1,1% (до 104,4 млн тонн) по итогам первого полугодия 2024 г., следует из данных «Российских железных дорог». Ключевую роль сыграла сделка ОПЕК+, в рамках которой Россия в нынешнем году пошла на крупнейшее за последние полтора года сокращение добычи. Если в период с декабря 2022 г. по декабрь 2023 г. добыча в РФ снизилась на 300 тыс. баррелей в сутки, то в период с декабря 2023 г. по май 2024 г. — на 330 тыс. барр./сутки, до 9,20 млн барр./сут (без учета газового конденсата).

К сокращению погрузки на сети РЖД привело и снижение выпуска нефтепродуктов. Производство дизельного топлива в РФ по итогам первых четырех месяцев 2024 г. сократилось на 2,1% до 35,9 млн тонн в сравнении с аналогичным периодом 2023 г., производство нафты - на 28,9% (до 3,5 млн тонн), а мазута - на 10,8% (до 15,9 млн тонн). Вслед за производством снизился и экспорт нефтепродуктов. Впрочем, несмотря на сокращение, нефть и нефтепродукты остаются второй по значимости группой грузов для железнодорожных перевозок в РФ.

По итогам первого полугодия 2024 года более высокий объем погрузки был характерен только для каменного угля (169,2 млн тонн против 104,4 млн тонн у нефти и нефтепродуктов). При этом перевозка углеводородного сырья отличается более высокой маржинальностью. Так, в 2022 году доходная ставка РЖД, отражающая удельную выручку «Российских железных дорог» при перевозке различных грузов на одно и то же расстояние, составляла 948 копеек на 10 тонно-километров (коп./10 т-км), тогда как при перевозке каменного угля - 281 коп./10 т-км (более поздних данных нет). Как следствие, перевозка углеводородов и нефтепродуктов в оставшиеся месяцы года будет играть более высокую роль для финансовых показателей РЖД, чем перевозка угля.

Дорожные помощники

Так как продукты нефтяной промышленности в большинстве своем легко воспламеняемы, транспортирование их связано с риском. Прежде чем заполнить цистерны, их необходимо проверить на наличие грязи и в случае необходимости промыты горячей водой и тщательно высушить. Каждая цистерна должна иметь сопроводительный документ с указанием ранее провозимых в ней веществ. В случае отсутствия такового – анализ изготавливается на месте. Загрузку нефтепродуктов проводят с учетом их способности к расширению в случае роста температуры. Каждый такой вагон должен иметь знаки, определяющие продукт как опасный, а также на них следует проставлять специальную маркировку и манипуляционные знаки, которые должны обозначать класс опасности груза.

Транспортировка железнодорожными путями имеет свои плюсы и минусы. К минусам относятся высокая цена, потеря нефти при заполнении или опустошении тары, необходимость использования спецоснащения для загрузки/выгрузки товара и строительства новых путей сообщения для поставки нефти в дальние районы.

Среди плюсов можно отметить независимость от сезонов. Работа ЖД не прекращается круглый год, что делает ее универсальной. Краткосрочность - время доставки продукта железными дорогами значительно меньше, нежели морским или речным транспортом. Зона досягаемости - ввиду покрытия железнодорожными путями большой территории способность транспортировки в отдаленные районы значительно увеличивается.

За соблюдением всех мер предосторожности, сроками и качеством поставок следят сотрудники железнодорожной отрасли. Для бесперебойной работы ЖД-путей задействован труд огромного количества людей. Это диспетчеры, инженеры, проводники, мастера по ремонту, составители поездов – одни профессии предполагают тяжелый физический труд, другим нужна мгновенная реакция, третьим не обойтись без глубоких технических знаний. Все они - виновники торжества. А если учесть, сколько человек ежедневно прибегает к услугам железнодорожного транспорта и что общая протяженность ЖД в России сейчас составляет 87 167 км., то, без всякого сомнения, к празднику Дня железнодорожника имеет отношение каждый из нас.

Фото: FreePik.

Просмотров 3314
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.

01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти

30.08.2024 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.

С праздником!

24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано

03.08.2024 Кропачев Николай Михаилович кандидат наук 70 лет

У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.

12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане

15.07.2024 Юсифов Теюб Юсиф оглы

Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!


^