$62.07 +2.58%
$ 78.59 -0.72
€ 92.81 -0.05
               

Топливо победы: значимость нефтяной промышленности СССР в годы войны

09 мая 2024/ 06:54

Нижневартовск. 9 мая - праздник, который навеки переплетен с историей каждой семьи. Жители нашей необъятной страны носят в сердце память о подвиге великого многонационального народа. Масштабная победа воинов Советской Армии и тружеников тыла не меркнет с течением времени. Неоценимый вклад в это благородное дело внесли и нефтяники СССР, которые даже в самые трудные моменты поддерживали промышленность.

По словам доктора исторических наук, профессора Института российской истории РАН Андрея Соколова, Гитлер при завоевательных планах первым делом обращал внимание на нефтяные запасы завоеванных стран. С захватом новых территорий в распоряжение германского рейха перешло 93 нефтеперерабатывающих завода, дающих 8 млн тонн нефтепродуктов.

Военные годы

1941 год - нападение Германии застало Советский Союз врасплох. В результате германских авиационных ударов были разбомблены аэродромы, нефтехранилища и нефтесклады. Большая часть самолетов, танков, автомобилей на западных границах СССР, лишенных топлива и защиты, была уничтожена или захвачена.

Неоценимую помощь Советской армии в борьбе с немцами оказывали «коктейли Молотова» - бутылки с горючей смесью. Именно они, в первые месяцы войны, помогли нашим солдатам держать оборону. Их состав был довольно прост – смесь представляла собой обычный авиационный бензин, загущенный отверждающим порошком.

В июле 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял постановление, которым обязал Наркомат пищевой промышленности производить 120 тыс. бутылок с горючей смесью в день. На производство этого средства были переориентированы вино-водочные заводы, кондитерские фабрики и многие другие производственные объекты.

Иосиф Сталин считал, что воевать без нефти нельзя, а кто имеет преимущество в деле нефти, тот имеет шансы на победу в войне.

При Народном комиссариате нефтяной промышленности (НКНП) был создан специальный штаб по обеспечению фронта горючим. 30 июля 1941 года появилось постановление о развитии добычи и переработки нефти в восточных районах СССР.

1942 год - С момента нападения Германии число подаваемых цистерн на железной дороге сократилось более чем вдвое, а имеющиеся резервуарные емкости на промыслах и нефтезаводах были переполнены. Количество незагруженных остатков поднялось свыше 1 млн тонн и росло ежедневно. Несколько сот тысяч тонн высококачественной нефти хранилось в открытых земляных амбарах, что вело к потерям и ухудшению ее качества.

В связи с продвижением противника в Баку и другие каспийские порты пошел эвакуационный поток, что сильно затрудняло перевозки нефтепродуктов. Бакинский порт не справлялся с перевалкой грузов. Ввиду трудностей с вывозом нефти ГКО постановил снизить объемы добычи и нефтепереработки в Баку и перебросить часть оборудования в Ишимбай. Туда же был направлен НПЗ имени Сталина. В Стерлитамак был эвакуирован бакинский завод нефтяного машиностроения «Красный пролетарий», в Пермь - завод имени Мясникова, в Сарапул - завод им. Дзержинского. В 1942 году по указанию ГКО НПЗ в Баку прекратили выпуск многих видов нефтепродуктов, чтобы обеспечивать авиацию высококачественными бензинами. К середине войны НПЗ обязали производить 70 тыс. тонн бензина Б-78 и 50 тыс. тонн бензина Б-70 ежемесячно.

Батумский НПЗ вместо 19 700 тонн в мае 1942 года произвел только 8 300 тонн бензина Б-70.

Общая цифра поставок горючего промышленностью в годы войны составила более 20 млн тонн. Топливо и его компоненты, поставленные по ленд-лизу и импорту, – 2,599 млн тонн, горючее заводов европейских стран, занятых Красной Армией, – 0,816 млн тонн, а также довоенные запасы наркомата обороны – 1,219 млн тонн. Всего за годы Великой Отечественной войны Советские Вооруженные силы в ходе стратегических, фронтовых и армейских операций израсходовали 16,4 млн тонн различного рода горючего.

1943 год - Роста военного производства при сокращении числа рабочих и служащих удалось достичь за счет большей интенсивности труда, удлинения рабочего дня, сверхурочных работ и ужесточения трудовой дисциплины, сокращения производства в гражданских отраслях, что снижало уровень жизни людей.

В связи с тяжелым положением в нефтяных районах на Кавказе объективно усиливалась роль восточных областей в добыче и переработке нефти. Здесь был образован ряд новых нефтекомбинатов: Куйбышевский, Пермский, Дальневосточный, трест Востокнефтемаш. Основной упор делался на Второе Баку, которое должно было давать больше авиабензина, аммиачной селитры, азотной кислоты и толуола.

1944 год - В годы войны были построены новые магистральные нефте- и газопроводы, магистральный керосинопровод «Астрахань–Урбах–Саратов», неф­тепере­рабаты­вающие заводы.

Важнейшим событием можно считать открытие девонской нефти на скважине №41 в Куйбышевской области, а затем на скважине №100 Туймазинского месторождения Башкирской АССР. Началось бурное развитие нефтяной промышленности на востоке, столь необходимое для обеспечения горючим фронта и тыла.

Все эти мероприятия позволили приостановить падение добычи, а также провести стратегически важную реструктуризацию отечественной нефтяной промышленности.

1945 год - Германия терпела поражение за поражением. В результате массированных бомбардировок союзнической авиации первым был выведен из строя нефтяной район в Плоешти. Германия теряла источники топлива. Производство синтетического горючего не могло возместить потери.

В результате бомбардировок взлетали на воздух знаменитые заводы ИГ Фарбен. Авиация развернула настоящую охоту за танкерами и нефтяными грузами. Последние дни рейха памятны тем, что из-за отсутствия горючего танки закапывали в землю, четверки волов и лошадей тянули грузовики и военную технику.

В период войны объем капиталовложений в нефтяную промышленность превысил довоенные. Если в 1938-1940 гг. в нефть было вложено 3 млрд 487 млн руб., то за 1941-1945 гг. - 5 млрд 566 млн руб. В нефтедобычу было направлено 2 млрд 206 млн руб., в том числе на бурение - немногим больше 1 млрд руб. Если удельный вес капиталовложений в нефтедобычу Урало-Поволжья в 1938-1940 гг. составил 13%, то в 1941-1945 гг. повысился до 20%.

Материал подготовлен на основе статей из изданий «Бурение и нефть», «История государства».

Фото: Википедия

Просмотров 2405
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

17.12.2025 Виктор 3

К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.

16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года

16.12.2025 Кипятков Добрыня Никитич 65 лет

Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


^