$75.17 +1.25%
$ 103.79 +1.21
€ 108.87 +1.44
               

Обзор рынка электромобилей в России: стоит ли игра свеч

16 февраля/ 11:17

Нижневартовск. В последние годы сфера электромобилей в России набирает все большую популярность. Согласно данным агентства «Автостат», в январе 2024 года в нашей стране продано 1485 новых электромобилей, что в 4,1 раза больше, чем за тот же месяц прошлого года.

Электромобиль – транспортное средство, которое работает на электрической тяге. В отличие от традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в электромобиле установлен электропривод - электродвигатель, который работает от аккумуляторной батареи.

Первый электромобиль был создан в 1890 году американским ученым Уильямом Моррисом. Работая часовщиком в Де-Мойне, столице штата Айова, он тайно оборудовал лабораторию в своем подвале. В ней он вместе со своим напарником инженером-механиком Лью Арнцом занялся конструированием аккумуляторов и самоходных электрических экипажей.

В 1890 году американцы продемонстрировали на параде в Де-Мойне первый электромобиль, оснащённый 4-сильным мотором. Он мог развивать скорость до 32,2 км/ч и вмещал до шести (по другим данным – до 12) пассажиров. Аккумулятор обеспечивал запас хода до 80 км, а перезарядка занимала 12 часов.

В России первый электромобиль появился в 1899 году. Его создателем был русский инженер Ипполит Романов. Электромобиль Романова имел запас хода около 60 км и максимальную скорость 35 верст в час (около 39 км/ч). Масса транспорта составляла 750 кг, из которых 370 кг занимал аккумулятор.

Рынок электромобилей в России

По данным Минэкономразвития, к концу июня 2023 года количество зарегистрированных в России электромобилей составило 30,2 тыс. За первую половину года наблюдался рост более чем на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошло года. А с начала 2022 года рост составил более 77%.

Интересно отметить, что около половины (48,4%) из всех зарегистрированных электромобилей приходится на марку Nissan Leaf. В то же время, согласно данным агентства «Автостат», показатели входящих в ТОП-5 Tesla Model 3, Tesla Model Y, Porsche Taycan и Volkswagen iD.4 не дотягивают и до 7%.

Правительство России в последние годы делает ставку на расширение электромобильного рынка в стране. Исходя из концепции развития электротранспорта, принятой в августе 2021 года, планируется, что к 2030 году каждый десятый выпускаемый автомобиль будет электрическим, а число электрозаправок в стране вырастет как минимум до 72 тыс.

Электромобили в 2024-м

В январе 2024 года лидером продаж электромобилей в России стал китайский бренд Zeekr, реализовавший 695 экземпляров. На второй и третьей строчках рейтинга расположились отечественные бренды Москвич и Evolute, продав 267 и 111 автомобилей соответственно.

Так, сразу два российских бренда оказались в тройке лидеров рынка новых электромобилей. Кроме них, в ТОП-5 попали немецкий Volkswagen и американская Tesla, реализовавшие 89 и 45 автомобилей соответственно.

Успех Москвича и Evolute обусловлен тем, что эти автомобили представлены на рынке официально, в то время как электрокары остальных трех марок поставляются в нашу страну путем параллельного импорта, отмечает Автостат.

Льготы для россиян

Для владельцев электромобилей с 1 марта 2023 года и вплоть до 2030 года предоставлено право бесплатного проезда по платным дорогам.

В некоторых регионах страны, например, в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге, на электромобили (гибридные автомобили в данную категорию не попадают) не распространяется транспортный налог. А в Москве, Санкт-Петербурге и Новороссийске владельцы электромобилей могут бесплатно пользоваться парковками.

С 1 января 2023 года государство предоставляет возможность компенсировать 25% стоимости (но не более 625 тыс. руб.) при покупке электромобиля российского производства.

Преимущества электромобилей

1. Экономия на заправке . Электричество стоит дешевле бензина. Так, в Москве быстрая зарядка электромобиля в общественных терминалах стоит в среднем 14–20 руб. за кВт/ч, а медленная обойдется владельцам электрокаров в 8-12 руб. за кВт/ч.

В то же время в ХМАО, ЯНАО, а также в Тюменской области, по данным АО «Россети Тюмень», быстрая зарядка «ЭЗС DC» 50 кВт будет стоить 20 руб. за кВт/час, а медленная зарядка «ЭЗС AC» 22 кВт - 10 руб. за кВт/час.

Стоит также отметить, что при частых замедлениях, неизбежных в городском трафике, электромобиль способен вернуть часть потраченной на разгон энергии обратно в аккумуляторы - за счёт рекуперации.

2. Расходы на обслуживание. С электромобилем гораздо меньше хлопот: в нём практически нечему изнашиваться, поэтому на СТО придется обращаться не чаще одного раза в два-три года. Регулярное техническое обслуживание электромобиля обычно сводится к замене салонного фильтра, добавлению (при необходимости) антифриза в систему охлаждения аккумулятора и проверке исправности светотехники.

3. Отсутствие шума от работы двигателя. Электромобилю не требуется дополнительная шумоизоляция в салоне. В салоне электромобиля можно спокойно разговаривать, слушать музыку или наслаждаться тишиной. Кроме того, отсутствие шума двигателя позволяет электромобилям лучше слышать окружающие звуки, что повышает безопасность движения.

Недостатки электромобилей

1. Долгая зарядка. Традиционно электрический автомобиль заряжается 10-12 часов, а быстрая зарядка все равно занимает не менее 30 минут.

2. Наличие зарядных станций. Количество станций для зарядки электромобилей в России сильно отличается в зависимости от региона. Если в крупных городах ситуация с зарядными станциями постепенно улучшается, то в небольших городах зарядок для электромобилей ограниченное количество, особенно, когда речь идет о быстрых станциях. Так, например, в Тюмени на 14 февраля 2024 г. работает 30 заправок (данные 2ГИС).

3. Ограниченное расстояние поездки на одном заряде аккумулятора. Даже современные модели электрокаров с самыми емкими аккумуляторами не могут преодолеть расстояние, которое проезжают обычные автомобили с полным баком бензина или дизельного топлива. Из-за этого электромобили подходят в большей степени только для перемещения по городу и его ближайшим окрестностям.

К тому же, зимой обогрев в электромобиле потребляет значительное количество энергии, поэтому дальность поездки на одном заряде аккумулятора не большая.

4. Высокая цена. Несмотря на отсутствие двигателя внутреннего сгорания и общую простоту конструкции по сравнению с обычными автомобилями, электромобили всё же остаются значительно дороже традиционных машин. По данным Авто.ру, средняя цена нового электромобиля в России к концу второго квартала 2023 года составила 5,9 млн руб., а поддержанного - 3,1–3,2 млн руб.

Преимущества и недостатки по мнению пользователей электромобилей

«Было бы здорово если бы зарядных станций в городе стало больше, т.к. число электротранспорта стремительно растет и очередь для зарядки приходится ждать порой до 2-х часов», - отмечает владелец Хетчбэк Nissan Leaf Василий.

Владелица электромобиля Tesla Model Y Татьяна также указала на то, что возможность подзарядки в черте города не всегда удобна.

«Хоть я и обожаю свою машину, идеальный вариант для ее содержания – собственный дом с гаражом, – говорит Татьяна. - Что касается длительности поездок - смотря сколько ездить. А так нам зарядки хватило от Екатеринбурга до Тюмени осенью! Зимой не проверяли и не рискнули бы, так как по трассе не было места, где зарядить. Заряд батареи зависит от многих факторов: тепло, слушание музыки, социальные сети, игры на мониторе на парковке тоже садят батарею».

«За рулем электромобиля Tesla Model 3 я провел несколько дней, - рассказывает Александр. - Такая машина требует определенного образа жизни. Если вы живете в многоквартирном доме, то не всегда есть возможность зарядить его. Когда возвращаешься домой после работы, а все свободные места во дворе уже заняты, найти подходящее место, чтобы протянуть зарядку становится еще сложнее. Часто не хватает времени даже на то, чтобы зарядить свой телефон, не говоря уже об электромобиле. Поэтому, чтобы наслаждаться вождением Tesla Model 3, нужно иметь достаточно свободного времени и размеренный график».

Фото: frimufilms, Freepik, wikipedia.org

Просмотров 2094
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.

01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти

30.08.2024 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.

С праздником!

24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано

03.08.2024 Кропачев Николай Михаилович кандидат наук 70 лет

У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.

12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане

15.07.2024 Юсифов Теюб Юсиф оглы

Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю


^