Евгений Аркуша рассказал о причинах кризиса на рынке автомобильного топлива в 2023 году
Москва. Темпы роста цен на бензин и дизель на российских АЗС в 2023 году били рекорды. Причем это коснулось как биржевого, оптового, так и розничного рынков. По данным Росстата, в среднем литр автомобильного бензина на заправках в течение текущего года (относительно уровня декабря 2022 года) вырос в цене почти на 4 рубля, а ДТ на 6 руб., это 7% и 9,9% соответственно. Подводя итоги года, президент Российского топливного союза Евгений Аркуша рассказал корреспонденту Агентства нефтегазовой информации о причинах произошедшего кризиса и мерах, которые помогут избежать подобных ситуаций в будущем.
– Евгений Александрович, давайте для начала разберемся в причинах, почему так произошло, ведь этот кризис по крайней мере для потребителей оказался неожиданным?
- Ситуация, возникшая в этом году на внутреннем рынке моторных топлив, для выхода из которой потребовалось принятие решений на самом высоком уровне с использованием мер ручного регулирования, назревала давно. Причина – реализация налогового маневра не в том виде, в котором он задумывался. Снижение экспортных пошлин при одновременном росте НДПИ приводило, с одной стороны, к росту налоговой нагрузки на отрасль, и, с другой стороны, к постоянному росту экспортного паритета относительно внутренних цен. А заложенная в исходный проект налогового маневра мера по недопущению роста внутренних цен, которая заключалась в пропорциональном снижении акцизов, не была реализована, более того, акцизы ежегодно росли.
– Как раз для снижения экспортного паритета с 2019 года на топливном рынке применялся демпферный механизм – компенсация убытка производителям.
- Введение демпфирующих выплат, понижающих налоговую нагрузку на нефтяные компании при поставках топлива на внутренний рынок для препятствования роста оптовых цен, означало попытку возвращения к первоначальному виду реализации налогового маневра. Однако, постоянные требования Минфина о необходимости компенсации выпадающих доходов бюджета приводили к ежегодным сокращениям указанных демпфирующих выплат, что и привело в 2023 году к кризисной ситуации.
– С 1 октября демпферные выплаты вернули, ситуация начала налаживаться, но это ведь не окончательное решение проблемы?
- Да, благодаря принятым решениям, с октября демпфер вернули в прежнем объеме, ситуация стабилизировалась, но остается нерешенным еще один очень важный момент - работа оптового и розничного ритейлов на внутреннем рынке в принципиально разных экономических условиях.
Олигопольный оптовый ритейл работает в рыночных условиях и оптовые цены изменяются по экономическим причинам, а в конкурентном розничном ритейле рост цен, по факту, регулируется и ограничен уровнем инфляции. В определенных условиях этот фактор приводит к отсутствию равных конкурентных условий ведения бизнеса для независимых сетей АЗС и сетей АЗС ВИНК, возникновению диспаритета оптовых и розничных цен со всеми вытекающими негативными последствиями для независимой розницы.
– Cудя по тому, что существенных изменений в законодательной части пока не произошло, ждем новые кризисы? Какие конкретные меры помогут этого избежать?
- Именно для исключения возникновения в перспективе аналогичных кризисных ситуаций ожидаем от Правительства принятия системных мер налогового и таможенного регулирования. Эти меры должны быть направлены на сохранение премиальности внутреннего рынка по отношению к экспортной альтернативе с обеспечением роста оптовых цен в пределах инфляции, аналогично розничным.
Необходимо учесть опыт взаимодействия в 2023 году Минэнерго, ФАС, СПбМТСБ, участников топливного рынка для выработки решений, оказывающих положительное влияние на топливный рынок. Необходимо продолжение работы по следующим основным направлениям:
- Ограничение возможности экспорта бензина и дизельного топлива компаниями, которые не являются производителями экспортируемых марок моторных топлив, в том числе, в страны ЕАЭС и другие страны по межправительственным соглашениям.
- Повышение нормативов биржевых продаж до уровней, обеспечивающих большую устойчивость и системность формируемых биржевых ценовых индикаторов, с учетом перераспределения спроса с внебиржевого рынка на биржевой из-за выхода на торги крупных промышленных предприятий.
- Решение возникающих в течение всего года проблемных вопросов перевозок топлива железнодорожным транспортом, в т.ч. введение на постоянной основе субсидирования перевозок в направлении ДФО.
- Усилить противодействие недобросовестным практикам покупок биржевого товара, приводящим к большой волатильности биржевых ценовых индикаторов.
– Над какими направлениями сейчас наиболее активно работает РТС?
- Действия РТС направлены на решение вопросов, обеспечивающих эффективное функционирование внутреннего топливного рынка, в первую очередь розничного ритейла. Кроме основных, указанных выше, вопросов РТС уделяет и будет уделять свое внимание решению следующих проблем:
- решить на постоянной основе вопрос субсидирования железнодорожных перевозок бензина и дизельного топлива в направлении ДФО;
- ввести дополнительно нормативы биржевых продаж на срочном рынке;
- ввести для контролеров поставки оплату купленного на бирже товара по принципу 90/10, при которой из 100% оплаты покупателем 90% переводится в виде аванса, а оставшиеся 10% остаются в клиринге и выплачиваются по факту и с учетом фактического объема отгрузки;
- вернуть дополнительную сессию биржевых торгов для обеспечения возможности покупок товара нефтяными компаниями по ценам, сформированным в ходе основной сессии;
- ввести дифференциацию нормативов биржевых продаж по маркам бензинов и дизельного топлива;
- снизить размер торгового эквайринга для топливного ритейла и ряд других.
– Работа предстоит большая, желаем удачи в реализации задуманного.
- Хочется надеяться, что решение вышеуказанных основных вопросов и ряда других, постоянно поднимаемых регуляторами и участниками топливного рынка, позволит обеспечить нормальное функционирование и развитие внутреннего рынка нефтепродуктов. И его ценообразование окажет положительное влияние как на экономику страны, так и на благополучие граждан.
Фото: предоставлено героем интервью.
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю