$61.12 -0.26%
$ 79.73
€ 93.56
               

Евгений Аркуша рассказал о причинах кризиса на рынке автомобильного топлива в 2023 году

Анастасия Дьякова
20 декабря 2023/ 10:08

Москва. Темпы роста цен на бензин и дизель на российских АЗС в 2023 году били рекорды. Причем это коснулось как биржевого, оптового, так и розничного рынков. По данным Росстата, в среднем литр автомобильного бензина на заправках в течение текущего года (относительно уровня декабря 2022 года) вырос в цене почти на 4 рубля, а ДТ на 6 руб., это 7% и 9,9% соответственно. Подводя итоги года, президент Российского топливного союза Евгений Аркуша рассказал корреспонденту Агентства нефтегазовой информации о причинах произошедшего кризиса и мерах, которые помогут избежать подобных ситуаций в будущем.

– Евгений Александрович, давайте для начала разберемся в причинах, почему так произошло, ведь этот кризис по крайней мере для потребителей оказался неожиданным?

- Ситуация, возникшая в этом году на внутреннем рынке моторных топлив, для выхода из которой потребовалось принятие решений на самом высоком уровне с использованием мер ручного регулирования, назревала давно. Причина – реализация налогового маневра не в том виде, в котором он задумывался. Снижение экспортных пошлин при одновременном росте НДПИ приводило, с одной стороны, к росту налоговой нагрузки на отрасль, и, с другой стороны, к постоянному росту экспортного паритета относительно внутренних цен. А заложенная в исходный проект налогового маневра мера по недопущению роста внутренних цен, которая заключалась в пропорциональном снижении акцизов, не была реализована, более того, акцизы ежегодно росли.

– Как раз для снижения экспортного паритета с 2019 года на топливном рынке применялся демпферный механизм – компенсация убытка производителям.

- Введение демпфирующих выплат, понижающих налоговую нагрузку на нефтяные компании при поставках топлива на внутренний рынок для препятствования роста оптовых цен, означало попытку возвращения к первоначальному виду реализации налогового маневра. Однако, постоянные требования Минфина о необходимости компенсации выпадающих доходов бюджета приводили к ежегодным сокращениям указанных демпфирующих выплат, что и привело в 2023 году к кризисной ситуации.

– С 1 октября демпферные выплаты вернули, ситуация начала налаживаться, но это ведь не окончательное решение проблемы?

- Да, благодаря принятым решениям, с октября демпфер вернули в прежнем объеме, ситуация стабилизировалась, но остается нерешенным еще один очень важный момент - работа оптового и розничного ритейлов на внутреннем рынке в принципиально разных экономических условиях.

Олигопольный оптовый ритейл работает в рыночных условиях и оптовые цены изменяются по экономическим причинам, а в конкурентном розничном ритейле рост цен, по факту, регулируется и ограничен уровнем инфляции. В определенных условиях этот фактор приводит к отсутствию равных конкурентных условий ведения бизнеса для независимых сетей АЗС и сетей АЗС ВИНК, возникновению диспаритета оптовых и розничных цен со всеми вытекающими негативными последствиями для независимой розницы.

– Cудя по тому, что существенных изменений в законодательной части пока не произошло, ждем новые кризисы? Какие конкретные меры помогут этого избежать?

- Именно для исключения возникновения в перспективе аналогичных кризисных ситуаций ожидаем от Правительства принятия системных мер налогового и таможенного регулирования. Эти меры должны быть направлены на сохранение премиальности внутреннего рынка по отношению к экспортной альтернативе с обеспечением роста оптовых цен в пределах инфляции, аналогично розничным.

Необходимо учесть опыт взаимодействия в 2023 году Минэнерго, ФАС, СПбМТСБ, участников топливного рынка для выработки решений, оказывающих положительное влияние на топливный рынок. Необходимо продолжение работы по следующим основным направлениям:

- Ограничение возможности экспорта бензина и дизельного топлива компаниями, которые не являются производителями экспортируемых марок моторных топлив, в том числе, в страны ЕАЭС и другие страны по межправительственным соглашениям.

 - Повышение нормативов биржевых продаж до уровней, обеспечивающих большую устойчивость и системность формируемых биржевых ценовых индикаторов, с учетом перераспределения спроса с внебиржевого рынка на биржевой из-за выхода на торги крупных промышленных предприятий.

 - Решение возникающих в течение всего года проблемных вопросов перевозок топлива железнодорожным транспортом, в т.ч. введение на постоянной основе субсидирования перевозок в направлении ДФО.

 - Усилить противодействие недобросовестным практикам покупок биржевого товара, приводящим к большой волатильности биржевых ценовых индикаторов.

– Над какими направлениями сейчас наиболее активно работает РТС?

- Действия РТС направлены на решение вопросов, обеспечивающих эффективное функционирование внутреннего топливного рынка, в первую очередь розничного ритейла. Кроме основных, указанных выше, вопросов РТС уделяет и будет уделять свое внимание решению следующих проблем:

- решить на постоянной основе вопрос субсидирования железнодорожных перевозок бензина и дизельного топлива в направлении ДФО;

 - ввести дополнительно нормативы биржевых продаж на срочном рынке;

 - ввести для контролеров поставки оплату купленного на бирже товара по принципу 90/10, при которой из 100% оплаты покупателем 90% переводится в виде аванса, а оставшиеся 10% остаются в клиринге и выплачиваются по факту и с учетом фактического объема отгрузки;

 - вернуть дополнительную сессию биржевых торгов для обеспечения возможности покупок товара нефтяными компаниями по ценам, сформированным в ходе основной сессии;

 - ввести дифференциацию нормативов биржевых продаж по маркам бензинов и дизельного топлива;

 - снизить размер торгового эквайринга для топливного ритейла и ряд других.

– Работа предстоит большая, желаем удачи в реализации задуманного.

- Хочется надеяться, что решение вышеуказанных основных вопросов и ряда других, постоянно поднимаемых регуляторами и участниками топливного рынка, позволит обеспечить нормальное функционирование и развитие внутреннего рынка нефтепродуктов. И его ценообразование окажет положительное влияние как на экономику страны, так и на благополучие граждан.

Фото: предоставлено героем интервью. 

Просмотров 27285
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

03.12.2025 виктор

Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


^