$71.06 -2.29%
$ 89.82
€ 99.72
               

Евгений Аркуша рассказал о причинах кризиса на рынке автомобильного топлива в 2023 году

Анастасия Дьякова
20 декабря 2023/ 10:08

Москва. Темпы роста цен на бензин и дизель на российских АЗС в 2023 году били рекорды. Причем это коснулось как биржевого, оптового, так и розничного рынков. По данным Росстата, в среднем литр автомобильного бензина на заправках в течение текущего года (относительно уровня декабря 2022 года) вырос в цене почти на 4 рубля, а ДТ на 6 руб., это 7% и 9,9% соответственно. Подводя итоги года, президент Российского топливного союза Евгений Аркуша рассказал корреспонденту Агентства нефтегазовой информации о причинах произошедшего кризиса и мерах, которые помогут избежать подобных ситуаций в будущем.

– Евгений Александрович, давайте для начала разберемся в причинах, почему так произошло, ведь этот кризис по крайней мере для потребителей оказался неожиданным?

- Ситуация, возникшая в этом году на внутреннем рынке моторных топлив, для выхода из которой потребовалось принятие решений на самом высоком уровне с использованием мер ручного регулирования, назревала давно. Причина – реализация налогового маневра не в том виде, в котором он задумывался. Снижение экспортных пошлин при одновременном росте НДПИ приводило, с одной стороны, к росту налоговой нагрузки на отрасль, и, с другой стороны, к постоянному росту экспортного паритета относительно внутренних цен. А заложенная в исходный проект налогового маневра мера по недопущению роста внутренних цен, которая заключалась в пропорциональном снижении акцизов, не была реализована, более того, акцизы ежегодно росли.

– Как раз для снижения экспортного паритета с 2019 года на топливном рынке применялся демпферный механизм – компенсация убытка производителям.

- Введение демпфирующих выплат, понижающих налоговую нагрузку на нефтяные компании при поставках топлива на внутренний рынок для препятствования роста оптовых цен, означало попытку возвращения к первоначальному виду реализации налогового маневра. Однако, постоянные требования Минфина о необходимости компенсации выпадающих доходов бюджета приводили к ежегодным сокращениям указанных демпфирующих выплат, что и привело в 2023 году к кризисной ситуации.

– С 1 октября демпферные выплаты вернули, ситуация начала налаживаться, но это ведь не окончательное решение проблемы?

- Да, благодаря принятым решениям, с октября демпфер вернули в прежнем объеме, ситуация стабилизировалась, но остается нерешенным еще один очень важный момент - работа оптового и розничного ритейлов на внутреннем рынке в принципиально разных экономических условиях.

Олигопольный оптовый ритейл работает в рыночных условиях и оптовые цены изменяются по экономическим причинам, а в конкурентном розничном ритейле рост цен, по факту, регулируется и ограничен уровнем инфляции. В определенных условиях этот фактор приводит к отсутствию равных конкурентных условий ведения бизнеса для независимых сетей АЗС и сетей АЗС ВИНК, возникновению диспаритета оптовых и розничных цен со всеми вытекающими негативными последствиями для независимой розницы.

– Cудя по тому, что существенных изменений в законодательной части пока не произошло, ждем новые кризисы? Какие конкретные меры помогут этого избежать?

- Именно для исключения возникновения в перспективе аналогичных кризисных ситуаций ожидаем от Правительства принятия системных мер налогового и таможенного регулирования. Эти меры должны быть направлены на сохранение премиальности внутреннего рынка по отношению к экспортной альтернативе с обеспечением роста оптовых цен в пределах инфляции, аналогично розничным.

Необходимо учесть опыт взаимодействия в 2023 году Минэнерго, ФАС, СПбМТСБ, участников топливного рынка для выработки решений, оказывающих положительное влияние на топливный рынок. Необходимо продолжение работы по следующим основным направлениям:

- Ограничение возможности экспорта бензина и дизельного топлива компаниями, которые не являются производителями экспортируемых марок моторных топлив, в том числе, в страны ЕАЭС и другие страны по межправительственным соглашениям.

 - Повышение нормативов биржевых продаж до уровней, обеспечивающих большую устойчивость и системность формируемых биржевых ценовых индикаторов, с учетом перераспределения спроса с внебиржевого рынка на биржевой из-за выхода на торги крупных промышленных предприятий.

 - Решение возникающих в течение всего года проблемных вопросов перевозок топлива железнодорожным транспортом, в т.ч. введение на постоянной основе субсидирования перевозок в направлении ДФО.

 - Усилить противодействие недобросовестным практикам покупок биржевого товара, приводящим к большой волатильности биржевых ценовых индикаторов.

– Над какими направлениями сейчас наиболее активно работает РТС?

- Действия РТС направлены на решение вопросов, обеспечивающих эффективное функционирование внутреннего топливного рынка, в первую очередь розничного ритейла. Кроме основных, указанных выше, вопросов РТС уделяет и будет уделять свое внимание решению следующих проблем:

- решить на постоянной основе вопрос субсидирования железнодорожных перевозок бензина и дизельного топлива в направлении ДФО;

 - ввести дополнительно нормативы биржевых продаж на срочном рынке;

 - ввести для контролеров поставки оплату купленного на бирже товара по принципу 90/10, при которой из 100% оплаты покупателем 90% переводится в виде аванса, а оставшиеся 10% остаются в клиринге и выплачиваются по факту и с учетом фактического объема отгрузки;

 - вернуть дополнительную сессию биржевых торгов для обеспечения возможности покупок товара нефтяными компаниями по ценам, сформированным в ходе основной сессии;

 - ввести дифференциацию нормативов биржевых продаж по маркам бензинов и дизельного топлива;

 - снизить размер торгового эквайринга для топливного ритейла и ряд других.

– Работа предстоит большая, желаем удачи в реализации задуманного.

- Хочется надеяться, что решение вышеуказанных основных вопросов и ряда других, постоянно поднимаемых регуляторами и участниками топливного рынка, позволит обеспечить нормальное функционирование и развитие внутреннего рынка нефтепродуктов. И его ценообразование окажет положительное влияние как на экономику страны, так и на благополучие граждан.

Фото: предоставлено героем интервью. 

Просмотров 16051
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.

01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти

30.08.2024 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.

С праздником!

24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано

03.08.2024 Кропачев Николай Михаилович кандидат наук 70 лет

У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.

12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане

15.07.2024 Юсифов Теюб Юсиф оглы

Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!


^