$73.91 -0.78%
$ 103 +0.09
€ 108.34 -0.36
               

Полет на отходах - экологически чистое будущее авиации

Никита Степанов
12 декабря 2023/ 14:10

Москва. Для борьбы с изменением климата и создания экологически чистого образа жизни на мировом рынке появляются различные инновационные решения. Все большее число компаний, работающих в различных отраслях промышленности, постоянно стремятся предоставлять экологически чистые услуги. Сфера топливных и авиаперевозок не стала исключением.

Экологичность - новый тренд авиации. Хотя самолеты производят всего лишь 2,5 % выбросов CO2 в атмосферу, авиакомпании, производители и правительства нацелены на достижение нулевого углеродного следа уже в ближайшие десятилетия. Для этого страны, например, сокращают количество полетов на короткие расстояния или вводят специальные экологические сборы. Технологии тоже не стоят на месте: возможно, уже в скором будущем на регулярные рейсы выйдут полностью электрические самолеты и аппараты, работающие на водородном топливе.

Как сообщает сайт новостей технологий будущего "Мир - 2051", большинство гражданских перевозчиков сейчас используют авиационный керосин, получаемый перегонкой серосодержащей нефти с дальнейшей очисткой от излишнего содержания серы. Так получают топливо марок ТС-1 (используется на постсоветском пространстве) и Jet A (маркировка в западных странах). Оба вида практически идентичны по своим свойствам, но Jet A считается более экологичным за счет сниженного содержания серы.

На пути к экологичному авиатопливу

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) еще в 2007 году признала важность исследований в области повышения эффективности полетов и разработки альтернативных видов топлива, позволяющих снизить выбросы от авиационного транспорта. В 2009 году ИКАО провела международную Конференцию по авиации и альтернативным видам топлива. Одной из целей мероприятия была выработка скоординированного подхода всех участников рынка авиаперевозок к переходу на более экологичные виды топлива. По итогам второй конференции ИКАО по авиации и альтернативным видам топлива в октябре 2017 года была одобрена концепция устойчивого авиационного топлива на 2050 год. 41-я сессия Ассамблеи ИКАО в октябре 2022 года просила Совет продолжить оценку прогресса в разработке и внедрении SAF, авиационного топлива с более низким содержанием углерода (LCAF) и других более чистых источников энергии для авиации в рамках процесса подведения итогов ИКАО. Третья конференция Международной организации прошла в Дубае с 20 по 24 ноября 2023 года. Делегации из стран Латинской Америки и Карибского бассейна приняли активное участие в мероприятии, приложив усилия для достижения глобального соглашения. В результате встречи государства согласовали "Глобальную рамочную программу ИКАО для SAF и других более чистых видов энергии в авиации", что стало четким сигналом для рынка для будущих инвестиций в производство таких видов топлива, особенно устойчивого авиационного топлива.

SAF - это аббревиатура от sustainable aviation fuel, иными словами экологичное авиационное топливо. Оно производится из экологически чистого сырья и по своему химическому составу аналогично традиционному ископаемому авиатопливу. Использование SAF приводит к снижению выбросов углерода по сравнению с традиционным авиационным топливом, которое оно заменяет на протяжении всего жизненного цикла. В качестве сырья обычно используются непальмовые отходы животного или растительного происхождения, в том числе кулинарное масло; твердые отходы, которые в противном случае были бы отправлены на свалку или в мусоросжигательный завод, например, упаковка, бумага, текстиль, пищевые отходы, поступающие из домов и предприятий. К другим возможным источникам относятся отходы лесного хозяйства, а именно древесные отходы, и энергетические культуры, такие как свифтообразующие растения и водоросли. В настоящее время компания Air bp использует в своих SAF отработанное кулинарное масло и отходы животноводства.

SAF - как способ снижения углеродного следа

Реактивное топливо обладает высокой плотностью энергии, что облегчило коммерческие полеты. В настоящее время не существует альтернативных видов транспорта, способных быстро перевозить группы людей на большие расстояния, что делает авиацию зависимой от этого вида топлива. Обратный экономичный перелет из Лондона в Сан-Франциско приводит к выбросу почти 1 тонны CO2e. Учитывая, что к 2050 году число пассажиров в авиационной отрасли удвоится и превысит 8 млрд. человек, уже сейчас обсуждаются меры по снижению выбросов углекислого газа. Экологически чистое авиационное топливо (SAF) - это один из способов достижения цели.

Переход на биологически чистый вид топлива широко обсуждается и в нашей стране. Отправной точкой создания в России нового топливного сегмента – производства SAF – можно считать 23 сентября 2021 г. В этот день компания «Газпром нефть» заключила соглашение о сотрудничестве в создании первого в России производства авиационного топлива с минимальным углеродным следом с крупнейшим российским оператором рынка авиаперевозок, «Аэрофлотом». Партнерство предусматривает разработку эффективных рецептур авиатоплива в соответствии с международными требованиями об ограничении выбросов парниковых газов и программы CORSIA от ICAO. Новое авиатопливо будет адаптировано для применения в различных типах воздушных судов и сертифицировано по российским и международным стандартам авиационной безопасности.

Схожие планы и у других отечественных авиакомпаний - например, S7. 22 декабря 2021 года S7 Airlines получила 37-й самолет модификации NEO в свой парк. С завода Airbus в Тулузе новый A320neo взлетел, заправленный смесью SAF на основе органических соединений и классического авиационного топлива. Доля биотоплива в смеси составила максимальные 10%, которые может обеспечить топливная компания на заводе в Тулузе. Но даже это количество сократило выбросы CO2 на данном рейсе на 7% (1,7 тонны).

Главная проблема SAF - это его высокая цена. Биотопливо в среднем в четыре раза дороже керосина. В этой связи его использование на мировом рынке решили пролоббировать. С 2027 года ИКАО планирует внедрить систему квот за выбросы CO2 на международных рейсах. Страны разрабатывают стратегии по переходу на SAF. Так, США и Австралия планируют заменить 50% авиатоплива на чистое к 2050 году. Норвегия, Швеция и Финляндия рассчитывают на 30% снижение к 2030-му. Испания, Франция и Германия планируют скромные 2%, но уже к 2025-му. Однако уже 28 ноября 2023 года компания Virgin Atlantic совершила первый трансатлантический перелет из Лондона в Нью-Йорк на самолете Boing 787 двигателями Rolls-Royce Trent 1000. Используемое топливо на 88% состоит из переработанных жирных кислот и на 12% из ароматического керосина, полученного из отходов кукурузы. 

Текущие объемы не в силах удовлетворить потребности авиации. Один из крупнейших производителей SAF - компания Neste с текущими производственными мощностями в 1 млн тонн в год. К началу 2024 года этот показатель вырастет до 1,5 млн тонн в год. Это капля в море потребления топлива авиацией. Даже в кризисном для отрасли 2020 году авиакомпаниям понадобилось 220 млрд литров (или 176 млн тонн) керосина против 350 млрд в 2019 году.

Компромиссным вариантом является совместное использование SAF и традиционного керосина. Европейские регламенты допускают использование до 50% экологически чистого топлива в смеси с Jet A. На постсоветском пространстве применение SAF сталкивается с еще одной трудностью: для керосина марки ТС-1 подобных регламентов попросту нет, а процесс их выработки и согласования с регулирующими органами может занять много времени.

Ключом к более широкому принятию и внедрению SAF является снижение затрат. В долгосрочной перспективе это потребует инвестиций в передовые технологии для более эффективной переработки сырья в больших масштабах и инвестиций в разработку устойчивых и масштабируемых вариантов сырья. Однако в краткосрочной перспективе, уверены эксперты, необходима промежуточная поддержка со стороны правительств и других заинтересованных сторон в виде политических стимулов.

Фото: www.bp.com

Просмотров 8108
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.

01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти

30.08.2024 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.

С праздником!

24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано

03.08.2024 Кропачев Николай Михаилович кандидат наук 70 лет

У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.

12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане

15.07.2024 Юсифов Теюб Юсиф оглы

Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю


^