$73.26 -0.44%
$ 100.53 +1.3
€ 105.95 +2.65
               

Вслед за нефтью: эмбарго на нефтепродукты вступило в силу

05 февраля 2023/ 10:27


Москва. 5 февраля вступает в силу запрет стран ЕС на импорт российских нефтепродуктов морским путем. Подобное эмбарго на поставки сырой нефти уже действует с 5 декабря. Кроме того, 4 февраля Минфин США подписал распоряжение о введении двух отдельных ценовых лимитов в зависимости от категории - $100 и $45 за баррель для нефтепродуктов, торгующихся по ценам выше и ниже стоимости сырой нефти соответственно.

Такая мера, по мнению зарубежных политиков, должна существенно ударить по экономике России, так как именно страны ЕС (до введения санкций из-за СВО на Украине) были основным рынком сбыта для российских нефтепереработчиков. В 2021 г. Россия поставила в ЕС 91 млн тонн нефтепродуктов, или 14% от потребности региона. Еще 14% российского экспорта, или 20 млн тонн, направилось в Африку и Латинскую Америку, 13%, или 19 млн тонн, – в Азиатско-Тихоокеанский регион. В США в 2021 году было поставлено 12 млн тонн нефтепродуктов, или 8% экспорта РФ. Однако с 1 апреля 2022 года Вашинготн прекратил эти закупки в рамках эмбарго. 

Экспорт нефтепродуктов из России в Европу в течение 2022 г. составлял в среднем 1,2 млн барр./сутки.

В последние месяцы трейдеры отмечают рост поставок российского топлива из-за приближающего эмбарго. Так, в декабре 2022 года поставки дизтоплива из России достигли многолетнего максимума в 1,2 млн барр./сутки. Экспорт бензина за рубеж, по данным МЭА, также вырос сразу на 110 000 барр./сутки. Часть этого увеличения пришлось на страны ЕС.  

В 2023 году рост экспорта продолжился. Согласно данным Vortexa Ltd., собранным Bloomberg, Европа импортировала из России более 600 тыс. баррелей дизельного топлива в день за первые 23 дня этого месяца. Это немного больше, чем средний импорт за 2022 год и поступления за аналогичный период 2021 года.

В 2022 году, по данным Росстата, переработка нефти в РФ в 2022 году снизилась по сравнению с 2021-м на 3,5% - до 276 млн тонн. Производство кокса и нефтепродуктов сократилось на 0,4%. Производство автомобильного бензина в 2022 году увеличилось по сравнению с 2021 годом на 3,6% и составило 42,3 млн тонн. Производство дизельного топлива выросло на 5,4% по сравнению с 2021 годом, составив 84,7 млн тонн.

Что касается планов на 2023 год, то 3 февраля министр энергетики России Николай Шульгинов заявил СМИ, что пока нет оснований для резкого сокращения переработки нефти и выпуска нефтепродуктов из-за вступающего в силу 5 февраля эмбарго ЕС на российское топливо. 

Смена российского курса

Опыт переориентации рынков сбыта нефти показал – основной покупатель российской продукции сосредотачивается на Востоке, в странах АТР. Как отмечает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, в качестве основных импортеров могут стать азиатские страны, в частности Турция, Индия и Китай.

«Были публикации, что там эти нефтепродукты не нужны. Я бы не стал к этому относиться как к истине в последней инстанции. Благодаря тому, что российские компании готовы давать скидки, может установиться следующая схема: сейчас Индия или Китай закупают российскую нефть, перерабатывают ее и часть нефтепродуктов отправляют внутренний рынок, а часть – экспортируют. Особенно активно это делает Индия: на прибрежных НПЗ российскую нефть перерабатывают, и дизельное топливо в массовом порядке отправляют обратно в Европу. Оно не попадает ни под какие ограничения, потому что как продукт уже никак не связан с Россией», - отметил Игорь Юшков в разговоре с корреспондентом Агентства нефтегазовой информации.

Таким образом российские нефтепродукты можно использовать на внутреннем рынке, высвобождая дополнительные объемы собственных НПЗ на экспорт.

«Конечно России выгодно сокращать скидку на свою нефть, но сначала надо пристроить нефтепродукты на азиатских рынках, чтобы произошло перестроение рынков сбыта, когда те, кто поставлял в Азию нефтепродукты – перешли в Европу, а мы как раз разместились в Азии. Я думаю, что есть возможно», - добавил эксперт.

Что касается мазута, то в 2022 году Россия уже перенаправляла значительную часть на азиатские рынки, где основными покупателями стали страны Ближнего Востока, которые при этом сами являются экспортерами нефти.

«Ситуация интересна тем, что ближневосточные страны - Саудовская Аравия, ОАЭ -  активно используют электростанции, работающие на жидком топливе, ведь себестоимость нефти у них низкая. В течение прошлого года они скупали российский мазут со скидками, потребляли его на внутреннем рынке, а высвобожденную нефть экспортировали по высоким ценам. И тем самым зарабатывали. Эта схема отработана как раз на мазуте в рамках Ближнего Востока. Думаю, она может быть расширена за счет и других государств тоже», - пояснил Юшков.

Эксперты ТАСС в качестве перспективного рынка сбыта нефтепродуктов также называют Латинскую Америку. Но здесь основная проблема - это транспортировка на большие расстояния.

«Ключевой вопрос, ответ на который пока сложно дать, — это хватит ли танкеров для новой конфигурации потоков нефтепродуктов, в которой длина маршрутов транспортировки растет в 2-3 раза. Рост ставок фрахта представляет собой основную угрозу российскому экспорту», - отметил руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников.

Говоря о транспортировке, стоит упомянуть, что помимо танкеров и страхования, необходимо учесть новую логистику по территории России. Как пишет газета «Коммерсантъ», три крупнейших оператора нефтеналивного парка - «Трансойл», «Нефтетранссервис» и RailGo - выкупили в собственность 22 тыс. цистерн, которые прежде арендовали у «Атланта» и Brunswick Rail. Сейчас цистерны в дефиците, а с увеличением потока нефтепродуктов на восточном направлении, которое неминуемо последует за введением эмбарго ЕС 5 февраля, спрос еще вырастет. При этом заказывать новые цистерны сейчас невыгодно, отмечают аналитики, поскольку непонятно, как вообще будет выстроен в будущем экспорт нефтепродуктов.

Нефтяные компании опасаются ухудшения ситуации с погрузкой в восточном направлении, грузопоток на котором резко усилится в январе 2023 года. При этом в РЖД отмечают, что погрузка нефтепродуктов назначением на дороги Восточного полигона в январе составила 2,3 млн тонн, что на 2,1% больше, чем годом ранее, причем растет погрузка и на экспорт (на 4,8%), и на внутренний рынок (на 0,8%), но терминалы Дальнего Востока и юга не выполняют нормативы по выгрузке.

Европа в зоне риска

Аналитики The New York Times отмечают, что предстоящее прекращение поставок российского топлива создает риски для автомобилистов и дальнобойщиков в Европе, которые могут столкнуться с дефицитом и повышением цен на дизельное топливо в ближайшие месяцы. В то время как Европа пока реализует эмбарго на российскую сырую нефть без особых сбоев с момента его введения 5 декабря, есть опасения, что запрет на продукты переработки, такие как дизельное топливо, может быть не таким гладким. 

Дизельное топливо имеет решающее значение для экономики Европы. Его используют не только дальнобойщики грузовых автомобилей, но и более 40% автомобилистов. В прошлом году Россия поставляла около половины европейского импорта дизельного топлива, около 700 тыс. баррелей в день. Эти объемы может быть трудно быстро восполнить, и в последние недели европейские нефтеперерабатывающие заводы готовились, наращивая свои резервы. В результате, в первые дни февраля стоимость дизтоплива в странах ЕС снизилась

По мнению аналитиков, Европе предстоит нарастить импорт дизеля из других нефтеперерабатывающих держав. Среди них - Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Индия, Китай и США.

В свою очередь, по информации Bloomberg, нефтеперерабатывающие предприятия Персидского залива пытаются быть готовыми к запрету ЕС на российское топливо. Однако три новых НПЗ в Саудовской Аравии, Кувейте и Омане, которые могли бы помочь Европе заменить 600 тыс. барр./сут. выпадающего российского дизельного топлива, столкнулись с многочисленными задержками. Ни один из них еще не работает на полную мощность, и могут быть еще большие задержки.

Фото: lukoil.ru.

Просмотров 10136
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.

01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти

30.08.2024 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.

С праздником!

24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано

03.08.2024 Кропачев Николай Михаилович кандидат наук 70 лет

У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.

12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане

15.07.2024 Юсифов Теюб Юсиф оглы

Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю


^