$86.09 -0.19%
$ 92.59 +0.02
€ 100.27 -0.14
               

Вслед за нефтью: эмбарго на нефтепродукты вступило в силу

05 февраля 2023/ 10:27


Москва. 5 февраля вступает в силу запрет стран ЕС на импорт российских нефтепродуктов морским путем. Подобное эмбарго на поставки сырой нефти уже действует с 5 декабря. Кроме того, 4 февраля Минфин США подписал распоряжение о введении двух отдельных ценовых лимитов в зависимости от категории - $100 и $45 за баррель для нефтепродуктов, торгующихся по ценам выше и ниже стоимости сырой нефти соответственно.

Такая мера, по мнению зарубежных политиков, должна существенно ударить по экономике России, так как именно страны ЕС (до введения санкций из-за СВО на Украине) были основным рынком сбыта для российских нефтепереработчиков. В 2021 г. Россия поставила в ЕС 91 млн тонн нефтепродуктов, или 14% от потребности региона. Еще 14% российского экспорта, или 20 млн тонн, направилось в Африку и Латинскую Америку, 13%, или 19 млн тонн, – в Азиатско-Тихоокеанский регион. В США в 2021 году было поставлено 12 млн тонн нефтепродуктов, или 8% экспорта РФ. Однако с 1 апреля 2022 года Вашинготн прекратил эти закупки в рамках эмбарго. 

Экспорт нефтепродуктов из России в Европу в течение 2022 г. составлял в среднем 1,2 млн барр./сутки.

В последние месяцы трейдеры отмечают рост поставок российского топлива из-за приближающего эмбарго. Так, в декабре 2022 года поставки дизтоплива из России достигли многолетнего максимума в 1,2 млн барр./сутки. Экспорт бензина за рубеж, по данным МЭА, также вырос сразу на 110 000 барр./сутки. Часть этого увеличения пришлось на страны ЕС.  

В 2023 году рост экспорта продолжился. Согласно данным Vortexa Ltd., собранным Bloomberg, Европа импортировала из России более 600 тыс. баррелей дизельного топлива в день за первые 23 дня этого месяца. Это немного больше, чем средний импорт за 2022 год и поступления за аналогичный период 2021 года.

В 2022 году, по данным Росстата, переработка нефти в РФ в 2022 году снизилась по сравнению с 2021-м на 3,5% - до 276 млн тонн. Производство кокса и нефтепродуктов сократилось на 0,4%. Производство автомобильного бензина в 2022 году увеличилось по сравнению с 2021 годом на 3,6% и составило 42,3 млн тонн. Производство дизельного топлива выросло на 5,4% по сравнению с 2021 годом, составив 84,7 млн тонн.

Что касается планов на 2023 год, то 3 февраля министр энергетики России Николай Шульгинов заявил СМИ, что пока нет оснований для резкого сокращения переработки нефти и выпуска нефтепродуктов из-за вступающего в силу 5 февраля эмбарго ЕС на российское топливо. 

Смена российского курса

Опыт переориентации рынков сбыта нефти показал – основной покупатель российской продукции сосредотачивается на Востоке, в странах АТР. Как отмечает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, в качестве основных импортеров могут стать азиатские страны, в частности Турция, Индия и Китай.

«Были публикации, что там эти нефтепродукты не нужны. Я бы не стал к этому относиться как к истине в последней инстанции. Благодаря тому, что российские компании готовы давать скидки, может установиться следующая схема: сейчас Индия или Китай закупают российскую нефть, перерабатывают ее и часть нефтепродуктов отправляют внутренний рынок, а часть – экспортируют. Особенно активно это делает Индия: на прибрежных НПЗ российскую нефть перерабатывают, и дизельное топливо в массовом порядке отправляют обратно в Европу. Оно не попадает ни под какие ограничения, потому что как продукт уже никак не связан с Россией», - отметил Игорь Юшков в разговоре с корреспондентом Агентства нефтегазовой информации.

Таким образом российские нефтепродукты можно использовать на внутреннем рынке, высвобождая дополнительные объемы собственных НПЗ на экспорт.

«Конечно России выгодно сокращать скидку на свою нефть, но сначала надо пристроить нефтепродукты на азиатских рынках, чтобы произошло перестроение рынков сбыта, когда те, кто поставлял в Азию нефтепродукты – перешли в Европу, а мы как раз разместились в Азии. Я думаю, что есть возможно», - добавил эксперт.

Что касается мазута, то в 2022 году Россия уже перенаправляла значительную часть на азиатские рынки, где основными покупателями стали страны Ближнего Востока, которые при этом сами являются экспортерами нефти.

«Ситуация интересна тем, что ближневосточные страны - Саудовская Аравия, ОАЭ -  активно используют электростанции, работающие на жидком топливе, ведь себестоимость нефти у них низкая. В течение прошлого года они скупали российский мазут со скидками, потребляли его на внутреннем рынке, а высвобожденную нефть экспортировали по высоким ценам. И тем самым зарабатывали. Эта схема отработана как раз на мазуте в рамках Ближнего Востока. Думаю, она может быть расширена за счет и других государств тоже», - пояснил Юшков.

Эксперты ТАСС в качестве перспективного рынка сбыта нефтепродуктов также называют Латинскую Америку. Но здесь основная проблема - это транспортировка на большие расстояния.

«Ключевой вопрос, ответ на который пока сложно дать, — это хватит ли танкеров для новой конфигурации потоков нефтепродуктов, в которой длина маршрутов транспортировки растет в 2-3 раза. Рост ставок фрахта представляет собой основную угрозу российскому экспорту», - отметил руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников.

Говоря о транспортировке, стоит упомянуть, что помимо танкеров и страхования, необходимо учесть новую логистику по территории России. Как пишет газета «Коммерсантъ», три крупнейших оператора нефтеналивного парка - «Трансойл», «Нефтетранссервис» и RailGo - выкупили в собственность 22 тыс. цистерн, которые прежде арендовали у «Атланта» и Brunswick Rail. Сейчас цистерны в дефиците, а с увеличением потока нефтепродуктов на восточном направлении, которое неминуемо последует за введением эмбарго ЕС 5 февраля, спрос еще вырастет. При этом заказывать новые цистерны сейчас невыгодно, отмечают аналитики, поскольку непонятно, как вообще будет выстроен в будущем экспорт нефтепродуктов.

Нефтяные компании опасаются ухудшения ситуации с погрузкой в восточном направлении, грузопоток на котором резко усилится в январе 2023 года. При этом в РЖД отмечают, что погрузка нефтепродуктов назначением на дороги Восточного полигона в январе составила 2,3 млн тонн, что на 2,1% больше, чем годом ранее, причем растет погрузка и на экспорт (на 4,8%), и на внутренний рынок (на 0,8%), но терминалы Дальнего Востока и юга не выполняют нормативы по выгрузке.

Европа в зоне риска

Аналитики The New York Times отмечают, что предстоящее прекращение поставок российского топлива создает риски для автомобилистов и дальнобойщиков в Европе, которые могут столкнуться с дефицитом и повышением цен на дизельное топливо в ближайшие месяцы. В то время как Европа пока реализует эмбарго на российскую сырую нефть без особых сбоев с момента его введения 5 декабря, есть опасения, что запрет на продукты переработки, такие как дизельное топливо, может быть не таким гладким. 

Дизельное топливо имеет решающее значение для экономики Европы. Его используют не только дальнобойщики грузовых автомобилей, но и более 40% автомобилистов. В прошлом году Россия поставляла около половины европейского импорта дизельного топлива, около 700 тыс. баррелей в день. Эти объемы может быть трудно быстро восполнить, и в последние недели европейские нефтеперерабатывающие заводы готовились, наращивая свои резервы. В результате, в первые дни февраля стоимость дизтоплива в странах ЕС снизилась

По мнению аналитиков, Европе предстоит нарастить импорт дизеля из других нефтеперерабатывающих держав. Среди них - Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Индия, Китай и США.

В свою очередь, по информации Bloomberg, нефтеперерабатывающие предприятия Персидского залива пытаются быть готовыми к запрету ЕС на российское топливо. Однако три новых НПЗ в Саудовской Аравии, Кувейте и Омане, которые могли бы помочь Европе заменить 600 тыс. барр./сут. выпадающего российского дизельного топлива, столкнулись с многочисленными задержками. Ни один из них еще не работает на полную мощность, и могут быть еще большие задержки.

Фото: lukoil.ru.

Просмотров 9863
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^