$81.29 -0.91%
$ 102.41
€ 104.86
               

Разрешимые и неразрешимые проблемы отечественного нефтесервиса

Анастасия Дьякова
03 ноября 2022/ 10:52

Москва. Российский нефтегазосервис переживает непростые времена. По мнению участников рынка перенастройка требуется не только в части расширения производственных линеек, сдвига в сторону импортозамещающих продуктов, но и во взаимоотношениях с ВИНКами, государством.

1 ноября в Москве в рамках конференции "Нефтегазсервис-2022" прошел круглый стол "Импортонезависимость российского нефтесервиса". Среди участников дискуссии не было аналитиков и прогнозистов, диалог вели работники крупных сервисных предприятий, машиностроители, представители ВИНКов.

Детальный разбор состояния российского нефтегазосервисного рынка в своем докладе провел главный инженер ООО «Эриэлл Нефтегазсервис» (ЭНГС) Александр Миленький. По его оценке, основной сектор проблем, связанный с импортозамещением – это горизонтальное бурение, в том числе под мультистадийное ГРП.

«Здесь чувствуется, что «четверка» («большая четверка» - Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Weatherford, - прим. ред.) стала сильно просаживаться. Ремонтироваться нечем. Происходят отказы их оборудования – датчиков, пульсаторов – всего, что находится под землей и работает в агрессивных условиях: температуры выше 100, давление выше 600, абразивные свойства раствора. Baker Hughes, Schlumberger уже не могут держать ту планку, которая была пять лет назад», - отметил Александр Миленький.

Анализируя происходящее, в ЭНГС начали продумывать модель собственного сервиса и расширять спектр работ на оборудовании, которое производится в России или возможно поставить из дружественных государств.

«Мы получили неплохой опыт бурения несложных скважин собственным сервисом. Появляются первые ласточки в таких вещах, как роторные управляемые системы. Есть несколько компаний, кто уже начал это делать и проводить испытания в полях», - подчеркнул главный инженер ЭНГС.

В этом вопросе предприятие контактирует с ООО «Башнефтегеофизика», ООО «ГЕРС Инжиниринг», «Лидер Интех».

Второй сегмент, где сервисники отмечают проблемы в области импортозамещения, по словам Александра Миленького, – LWD – каротаж во время бурения. Однако и здесь уже виднеется проблеск надежды в виде таких предприятий, как НПП ГА «Луч», НПП «Бурение».

«Параллельно мы видим, как Baker Hughes, Schlumberger ищут маневры, пытаются завозить свое оборудование. Значительную часть этого оборудования они локализуют в РФ. Почему бы и нет? – отметил представитель ЭНГС. - Несмотря на то, что эти бренды имеют западную историю происхождения, там работают наши российские специалисты, которые погружены во все проблемы».

Третий сектор, который затронул Александр Миленький - Completion, заканчивание скважин. Российские предприятия в этом направлении тоже «поднимают голову». Так, спикер отметил работу заводов «Сиббурмаш», «НКМЗ».

«Есть сложности с оборудованием высоколегированных сталей – хром 13 (13% хрома). Но в спайке с металлургами, я думаю, и наши научатся делать эти заготовки», - добавил Миленький.

Перспективы отечественных предприятий в части Completion отметил и заместитель генерального директора, главный инженер ООО «Байкитская нефтегазоразведочная экспедиция» Роман Тойб.

Он привел в качестве примера свой опыт работы с компанией «АКРОС» на Куюмбинском месторождении в Красноярском крае, где они смогли обойтись в этом году без зарубежных поставок комплектующих по части направлений.

Однако острый дефицит для нефтегазосервиса в части импортозамещения, по словам Романа Тойба, наблюдается в наземном оборудованим (электроника, начинка).

«Параллельный импорт существует, но там длинные сроки доставки, высокая цена... Наши отечественные буровые установки, например Уралмаш, работают во многом на зарубежном оборудовании, в части энергообеспечения. При выходе из строя которого, альтернативы у нас в стране нет. Приходится искать, но я повторюсь, это другие затраты», - отметил он.

Оборудование, услуги – это лишь малая часть айсберга, по мнению участников дискуссии. Решать проблемы в секторе надо на более глобальном уровне. Один из ключевых моментов в этом вопросе – введение единой стандартизации услуг. Напомним, в сентябре вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров рассказывал, что в России создают единый стандарт сертификации нового нефтегазового оборудования. Предварительно, эти стандарты могут легализовать на Ближнем Востоке. Но отметим, разработка национальных стандартов находится на начальном этапе.

«Инициативу правительства надо поддерживать и развивать по всем направлениям. Зачем компаниям тратить время и деньги, чтобы проходить аккредитацию у всех мейджоров, подстраиваться под каждого? Мало того, мы знаем, что в рамках одного и того же месторождения, у разных заказчиков могут быть разные требования. Это дополнительные трудности, которые решает нефтесервис и как следствие они (трудности) влияют на удорожание конечного результата – добытой тонны нефти. Это надо исправлять», - подчеркнул Роман Тойб.

Еще один важный момент, который отмечают сервисники и машиностроители – это взаимоотношения с ВИНКами. Сложности начинаются с фразы «Вы должны подписать контракт на наших условиях», заканчивая длинным периодом оплаты услуг – 90 дней.

«Машиностроители сегодня финансируют нефтегаз. Нигде такого нет. И считается, что это норма: вы нам изготовьте, поставьте, а мы вам через 90 дней оплатим. Как в таких условиях можно развиваться? – говорит председатель правления АО "Машпром" Эдуард Гарибян. - Вы сами порубили сук, на котором сидите. За 20 лет ВИНКи задвинули машиностроение на задний план. Мы потеряли 18 тыс. предприятий, которые изготавливали нефтегазовое оборудование. Они просто ушли с рынка. И сегодня ушли американцы, не сегодня завтра могут уйти китайцы, а дальше что?».

Однако генеральный директор ООО «АКРОС» Петр Рябцев отметил, что не все российское – значит хорошее.

«Мы как сервисные предприятия обязаны сделать качественный сервис по доступной цене. Если российский подрядчик, производитель, делает качественную продукцию по конкурентной цене, его с зубами оторвут. Продвигать то, что некачественное и дорогое, только потому что оно российское – это нонсенс. Мы сделаем только хуже. У нас не будет никакого импортозамещения… Свято место пусто не бывает», - подчеркнул он.

Участники дискуссии не раз делали отсылку к тому, что ВИНКи и государство в это непростое время должны идти навстречу сервису. Со своей стороны представитель крупной нефтегазодобывающей компании подчеркнул, что хорошего российского подрядчика с качественным продуктом нефтяники действительно всегда ждут и даже «с руками оторвут». Но условия работы таковы и участники рынка с ними согласны.

В ответ председатель правления АО "Машпром" отметил тот факт, что за последние годы ситуация сложилась таким образом, что отечественному производителю, в том числе и машиностроителю, проще «зайти в российские проекты» через Запад. 

«Иногда проще вывести проект зарубеж и оттуда завести его в Россию. И тогда компании платят вперед, думая, что это зарубежная разработка», - отметил Эдуард Гарибян.

«Эта опция, я так понимаю, скоро закроется?», - поинтересовался представитель ВИНКа.

«Ну нет. Пока вы платите, все работает», - ответил Гарибян.

Просмотров 24580
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.

01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти

30.08.2024 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.

С праздником!

24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано

03.08.2024 Кропачев Николай Михаилович кандидат наук 70 лет

У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.

12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане

15.07.2024 Юсифов Теюб Юсиф оглы

Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю


^