$88.42 +1.28%
$ 92.51 -0.78
€ 98.91 -0.65
               

Правительство РФ обсудит сокращение выплат по демпферу

Коммерсантъ
20 июня 2022/ 09:18

Правительство, отдающее рекордные суммы нефтяникам по топливному демпферу, может скорректировать выплаты с учетом дисконта, с которым сейчас поставляются на экспорт российские нефтепродукты. Минфин, уже заплативший в этом году компаниям более 1 трлн руб. из бюджета, хочет сократить эти расходы. Однако нефтяники и эксперты опасаются, что резкая корректировка демпфера разбалансирует ситуацию на внутреннем топливном рынке.

Как стало известно “Ъ ”, на этой неделе правительство проведет совещание по вопросу корректировки топливного демпфера, на чем настаивает Минфин. Собеседники “Ъ” поясняют, что исходно министерство предлагало его полностью отменить, но резко против выступили Минэнерго и крупнейшие нефтяные компании. Поэтому компромиссным вариантом может стать сокращение платежей.

В рамках демпфера государство доплачивает нефтяникам, если экспортная цена на топливо превышает индикативную (фиксированную) цену внутреннего рынка (55,2 тыс. и 52,25 тыс. руб. за тонну для бензина и дизтоплива соответственно). В обратном случае в бюджет доплачивают компании.

Механизм призван защищать рынок от резкого колебания цен на нефть, но в условиях санкций и отрыва котировок российской нефти и нефтепродуктов от мировых бенчмарков его работа стала вызывать вопросы.

Но, поскольку экспорт нефтепродуктов сейчас крайне затруднен, оптовые цены на бензин на внутреннем рынке на 25% ниже, чем год назад, на дизельное топливо — на 8% выше. При этом нефть Brent стоит на 55% больше, чем год назад, и в расчете экспортного нетбэка это лишь частично компенсируется укреплением рубля (примерно на 25% год к году). Таким образом, с точки зрения Минфина, государство сейчас компенсирует нефтяникам намного больше, чем они могли реально получить, если бы экспортировали нефтепродукты вместо их поставки на внутренний рынок.

Конкретного плана у Минфина по изменению демпфера пока нет, но рассматривается несколько вариантов. Один из них предусматривает учет дисконтов при оценке экспортного нетбэка. Но, поясняет глава «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов, такую систему сложно реализовать из-за отсутствия общерыночных индикаторов, которые отражали бы размер дисконта, который варьируется в зависимости от компании и направлений поставки.

Собеседники “Ъ” в нефтекомпаниях считают, что в случае отмены демпфера прежде всего пострадают независимые розничные сети, на которые приходится около половины всех АЗС в России.

Сейчас маржа реализации топлива на АЗС является рекордной (поскольку оптовые цены на топливо упали, а розничные постепенно растут), однако предыдущие полтора года заправки в основном работали в ноль или даже в убыток, так как государство сдерживало цены. Кроме того, в цене топлива пока и близко не учтен текущий уровень инфляции, которая сейчас превышает 16%. Резкая отмена демпфера может привести к тому, что независимым АЗС придется ускоренно повышать цены на топливо.

В Минфине, ФАС и СПбМТСБ ситуацию комментировать не стали. В Минэнерго отметили, что демпфер эффективно работает на сдерживание роста топливных цен на внутреннем рынке: за последние несколько месяцев рост конечных розничных цен был гораздо ниже уровня инфляции. Минэнерго рассчитывает на дальнейшую успешную работу этого механизма, сообщили там.

Как напоминает старший аналитик «Петромаркета» Мария Арье, Минфин за январь—май уже заплатил по демпферу 1,067 трлн руб., что на 57,5% превышает уровень выплат за весь прошлый год. Тем не менее, говорит эксперт, демпфер продолжает доказывать свою эффективность, полностью компенсируя производителям текущий дисконт в оптовых ценах на топливо относительно реальной экспортной альтернативы для бензина и практически полностью — для дизтоплива.

Так, по предварительным оценкам «Петромаркета», бензиновый демпфер в июне может составить около 39,3 тыс. руб., а дизельный — 31 тыс. руб., в то время как дисконт внутреннего рынка (без налогов) относительно реального экспортного нетбэка — 35,3 тыс. руб. на тонну (для АИ-92) и 31,4 тыс. руб. на тонну для дизтоплива.

По мнению госпожи Арье, в период «турбулентности», когда затруднительно спрогнозировать, что в ближайшее время будет с ценами на нефть, крек-спредами, а также курсом рубля, создавать дополнительное давление на отрасль в виде корректировки демпфера весьма рискованно.

Просмотров 2370
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^