$86.09 -0.19%
$ 92.59 +0.02
€ 100.27 -0.14
               

Где заправлялись танки в годы Великой Отечественной войны

09 мая 2022/ 10:04

Нижневартовск. Вторую мировую войну считают войной моторов, а «черной кровью» была нефть. В газете «Правда» 8 февраля 1942 года было написано: «Моторы сами по себе – безжизненная сталь. Для того, чтобы они разили врага, нужен бензин. Бензин – кровь самолетов, танков, автомобилей... Наши нефтяники оживляют холодную сталь моторов. Они дадут фронту столько горючего, сколько нужно для полного разгрома врага».

Советский нефтяной фронт

Советские танки в годы войны были оснащены дизель-мотором. Двигатели новых по тем временам советских танков, знаменитого Т-34 или тяжелого КВ-1, работали на солярке.  Они были менее пожароопасными, однако проигрывали бензиновым в мощности. Расход топлива на 100 км пробега по шоссе составлял 160 л, по пересеченной местности - 200 л.

Советские танки заправляли с помощью бензовозов, машина БС-39 на базе отечественного грузовика ЗИС-5, оборудованных цистерной емкостью  3200 л и пистолетом. Заправка происходила быстро и удобно, а главное безопасно. В случае обстрела машина быстро покидала поле боя.

Топливо доставлялось по железной дороге, цистернами через всю страну. В состав Советской армии входили автомобильные бригады, которые использовались для подвоза горючего войскам фронта.

В середине декабря 1942 г. горючее перебрасывалось по воздуху с помощью таких самолетов как Ли-2, ЯК-6 и А-7.

Особенно сложно, из-за недостатка емкостей, в 1944 г. было разместить запасы горючего в тыловых районах фронтов. К этой работе привлекались бригады специалистов из авиационных, артиллерийских, танковых и механизированных частей и соединений, и автомобильных войск.

В целях бесперебойного обеспечения в ходе операций в войсках создавались повышенные запасы горючего, фронтовые и армейские склады были максимально приближены к фронту. Несмотря на тяжелейшее положение, в котором оказался Советский Союз, Красная армия снабжалась топливом бесперебойно.

Немецкий бензиновый фронт

Немецкие танки времен Второй Мировой Войны имели бензиновые карбюраторные двигатели. В качестве топлива немцы использовали синтетический бензин, с высокооктановыми присадками, так как не могли обеспечить армию в дизельным топливом. Весь флот  того времени использовал дизель, на танки ничего не оставалось. 

Летом 1942 года Гитлер и Порше инициировали заседание специальной танковой комиссии, во время которого проектировщики получили задание: внедрить дизельные моторы с воздушным охлаждением, подходящие для разных климатических условий. Но до конца войны заводы даже не успели провести стендовые испытания, не говоря уже о полевых.

Основной тактической единицей частей вермахта была средняя танковая рота. На этом уровне снабжение было поставлено неплохо. На 14 средних танков и 5 легких танков в роте было 2 танкера средних грузовых автомобилей для перевозки горючего.

Со стороны железнодорожников были большие проблемы с поставкой горючего. Осенью 1941 года только для текущего снабжения группы армии требовалось ежесуточно 80 эшелонов, но вследствие немецкие транспортники могли давать только около 23 эшелонов. Выручал автотранспорт. Каждой армии выделялось по 2 батальона автоколонн снабжения, в котором из 7 колонн одна была чисто для перевозки горючего (на 50 куб. м). Автотранспортные полки использовались для стратегических перевозок.

Интересно, что в отличие от кинофильмов, никаких цистерн с горючим немецкая армия не имела. Горючее возилось в 3-тонных грузовиках, в которые входило по 11 200-литровых бочек или 110 20-литровых канистр и никаких автоцистерн.

Часто для снабжения танков горючим привлекались силы люфтваффе (германских военно-воздушных сил в составе вооружённых сил Германии). Бочки с эрзац-бензином доставляли грузовые Юнкерсы.

Танки стали символов Второй мировой войны, но без топлива они были бы просто «грудой металла». С началом ВОВ Советская власть приняла все меры для с обеспечения действующей армии горючим. В боях Великой Отечественной армия расходовала значительное количество жидкого топлива. Так, одна только Курская битва «съела» 204 тыс. т солярки, авиационного и автомобильного бензина. Всего за войну советская боевая техника (не считая кораблей ВМФ) потребила 13 млн 359 тыс. т различных видов жидкого топлива. Все это горючее нужно было взять и своевременно доставить на фронт. По обе стороны не раз случались ситуации, когда выполнение боевой задачи оказывалось под угрозой из-за дефицита топлива
 

 

Источники: сетевое издание «Военное обозрение», журнал «Вести Газпромтранса», журнал «Нефтегазовый комплекс в годы Великой Отечественной войны», Аргументы и факты,  ТАСС.

Фото: архив Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, ТАСС, Военный альбом, bild.bundesarchiv.de.

Просмотров 7590
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^