$72.16 +0.22%
$ 83.87 -0.77
€ 91.53 +0.1
               
Вторник, 25 марта 13:04

Авиакомпании заработали на керосине

Коммерсантъ
14 марта 2022/ 09:10

Авиакомпании по итогам марта могут получить из бюджета рекордные 12–16 млрд руб. компенсаций расходов на авиакеросин, что в три раза больше, чем в феврале. Демпфер на керосин растет из-за девальвации рубля и увеличения мировых цен на нефть. В авиакомпаниях ожидают снижения стоимости керосина внутри РФ из-за падения потребления, опасаясь, что власти решат снизить и выплаты по демпферу. Эксперты допускают, что деньги из бюджета вместо компенсаций цены топлива пойдут на прямые субсидии авиаперевозчикам.

Компенсация затрат российских авиаперевозчиков на керосин за счет бюджета может вырасти по итогам марта более чем в четыре раза по сравнению с февралем — до 16,5 млрд руб. Рост выплат по демпферу на авиакеросин происходит несмотря на резкое снижение потребления, которое в марте, по оценке «Петромаркета», сократится еще на 25%, до 300 тыс. тонн. Демпфер растет из-за резкого ослабления рубля к доллару и увеличения цен на керосин в Европе на фоне роста цен на нефть.

Впервые демпфер заработал для авиакомпаний в сентябре 2021 года. Из бюджета перевозчики получают 65% разницы между экспортной стоимостью керосина и фиксированной оптовой ценой в РФ. В 2021 году эта цена была установлена на уровне 53,2 тыс. руб. за тонну, в 2022 году — 55,9 тыс. По данным ФАС, в феврале экспортная альтернатива для керосина выросла на 11,6% по сравнению с январем, до 77,8 тыс. руб. Для сравнения: на 10 марта экспортная альтернатива, по оценке биржи СПбМТСБ, составляла 172 тыс. руб., а оптовая цена внутри РФ — 64 тыс. за тонну. По оценкам «Петромаркета», потребление керосина авиакомпаниями за февраль упало на 17%, до 398 тыс. тонн «в основном в результате сезонного снижения пассажирооборота». Демпфер за февраль вырос на 58%, до 14,2 тыс. руб. за тонну, совокупная выплата может составить 5,6 млрд руб.

По оценке Елены Сахновой из «ВТБ Капитала», потребление керосина авиакомпаниями в феврале составило около 350 тыс. тонн, соответственно, размер демпфера за февраль может составить около 5 млрд руб. В марте при текущих ценах на нефть и курсе рубля, полагает она, компенсация может составить около 12–15 млрд руб.

В большинстве опрошенных “Ъ ” авиакомпаний воздержались от официальных комментариев. Однако источники “Ъ” в некоторых перевозчиках опасаются, что власти могут пойти на корректировку Налогового кодекса с тем, чтобы снизить размер демпфера, зависящего сейчас от курса рубля. «Это не самый большой страх — на пепелище авиации потерять еще и сдачу (выплату демпфера.— “Ъ”), но любые деньги сейчас — не лишние»,— описал ситуацию один из топ-менеджеров российской авиакомпании.

«Безусловно, мы не рассчитывали на произошедшие позитивные для нас изменения финальной стоимости тонны керосина, и эта составляющая является крайне важной для устойчивости авиакомпании на сложном конкурентном рынке»,— рассказали “Ъ” в Smartavia. С учетом ограничений и вынужденного отказа от программы международных полетов на ближайшее время перевозчик допускает избыток авиатоплива на внутреннем рынке, «что должно привести если не к снижению стоимости тонны авиакеросина (внутри РФ.— “Ъ”), то хотя бы к стабилизации цены». «Было бы предпочтительно выиграть от этой ситуации за счет снижения затрат на топливо и выплат в рамках демпферного механизма»,— добавили в авиакомпании, уточнив, что «влияние топливной составляющей на стоимость билета в текущей ситуации минимально».

Основные инструменты господдержки, вероятнее всего, в обозримой перспективе сосредоточатся на субсидировании авиаперевозок, а не на демпферном механизме, полагает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Перед государством стоит задача сохранения транспортной и ценовой доступности авиаперевозок, отмечает он. «Учитывая, что основу маршрутных сетей авиакомпаний в ближайшее время будут составлять внутрироссийские направления, нет особых сомнений, что будут приняты меры по удержанию цен на перевозки в приемлемых для пассажира рамках»,— считает эксперт. Возможно, властями будет расширена программа субсидирования по географическому принципу или госпомощи льготным категориям пассажиров. «Скорее всего, контроль за ценами и парирование роста издержек субсидированием станут для гражданской авиации России новой нормой»,— заключает он.

Просмотров 2245
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

02.12.2024
В России за 2024 год произошло 23 взрыва бытового газа

21.03.2025 Белянчикова Александра Аркадьеана 67 лет

Вот сколько живу - раньше с 70-х до 2000-ни о каких взрывах газа не слышали. А последние лет 10 это просто бич какой то! То ли раньше люди более ответственными были, то ли сейчас одни шалопаи безответственные пошли!

13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов

13.03.2025 Анастасия

Блестящий эксперт с искрометными, смелыми и точными комментариями. Его аналитика всегда отличалась глубокой проработкой вопроса.
Будем помнить Александра Григорьевича…

21.02.2025
В Тюмени около 2 тыс. студентов приняли участие в ярмарке вакансий

21.02.2025 Критик 49

Добротный материал. Интересное событие.
Редакция АНГИ - как всегда в материале и на пике новостей. Спасибо.

28.01.2025
В год 50-летия Когалыма в городе откроют новые объекты социальной инфраструктуры

11.02.2025 Кузьмичев Олег Борисович, 62 года

18 лет моей жизни прошло в Когалыме. Замечательный город, замечательные люди. Город с каждым годом просто расцветает! Спасибо компании ЛУКОЙЛ и, главное, огромнейшее спасибо ее президенту Вагиту Юсуфовичу Алекперову за их человечное отношение к жителям города. Благодаря им в городе созданы все условия для молодых семей и их маленьких детей. А в последнее время созданы условия и для молодежи.

30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor

30.01.2025 Седов Виктор Юрьевич, 81г, 11мес.

Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.

01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти

30.08.2024 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.

С праздником!


^