Авиакомпании заработали на керосине
Авиакомпании по итогам марта могут получить из бюджета рекордные 12–16 млрд руб. компенсаций расходов на авиакеросин, что в три раза больше, чем в феврале. Демпфер на керосин растет из-за девальвации рубля и увеличения мировых цен на нефть. В авиакомпаниях ожидают снижения стоимости керосина внутри РФ из-за падения потребления, опасаясь, что власти решат снизить и выплаты по демпферу. Эксперты допускают, что деньги из бюджета вместо компенсаций цены топлива пойдут на прямые субсидии авиаперевозчикам.
Компенсация затрат российских авиаперевозчиков на керосин за счет бюджета может вырасти по итогам марта более чем в четыре раза по сравнению с февралем — до 16,5 млрд руб. Рост выплат по демпферу на авиакеросин происходит несмотря на резкое снижение потребления, которое в марте, по оценке «Петромаркета», сократится еще на 25%, до 300 тыс. тонн. Демпфер растет из-за резкого ослабления рубля к доллару и увеличения цен на керосин в Европе на фоне роста цен на нефть.
Впервые демпфер заработал для авиакомпаний в сентябре 2021 года. Из бюджета перевозчики получают 65% разницы между экспортной стоимостью керосина и фиксированной оптовой ценой в РФ. В 2021 году эта цена была установлена на уровне 53,2 тыс. руб. за тонну, в 2022 году — 55,9 тыс. По данным ФАС, в феврале экспортная альтернатива для керосина выросла на 11,6% по сравнению с январем, до 77,8 тыс. руб. Для сравнения: на 10 марта экспортная альтернатива, по оценке биржи СПбМТСБ, составляла 172 тыс. руб., а оптовая цена внутри РФ — 64 тыс. за тонну. По оценкам «Петромаркета», потребление керосина авиакомпаниями за февраль упало на 17%, до 398 тыс. тонн «в основном в результате сезонного снижения пассажирооборота». Демпфер за февраль вырос на 58%, до 14,2 тыс. руб. за тонну, совокупная выплата может составить 5,6 млрд руб.
По оценке Елены Сахновой из «ВТБ Капитала», потребление керосина авиакомпаниями в феврале составило около 350 тыс. тонн, соответственно, размер демпфера за февраль может составить около 5 млрд руб. В марте при текущих ценах на нефть и курсе рубля, полагает она, компенсация может составить около 12–15 млрд руб.
В большинстве опрошенных “Ъ ” авиакомпаний воздержались от официальных комментариев. Однако источники “Ъ” в некоторых перевозчиках опасаются, что власти могут пойти на корректировку Налогового кодекса с тем, чтобы снизить размер демпфера, зависящего сейчас от курса рубля. «Это не самый большой страх — на пепелище авиации потерять еще и сдачу (выплату демпфера.— “Ъ”), но любые деньги сейчас — не лишние»,— описал ситуацию один из топ-менеджеров российской авиакомпании.
«Безусловно, мы не рассчитывали на произошедшие позитивные для нас изменения финальной стоимости тонны керосина, и эта составляющая является крайне важной для устойчивости авиакомпании на сложном конкурентном рынке»,— рассказали “Ъ” в Smartavia. С учетом ограничений и вынужденного отказа от программы международных полетов на ближайшее время перевозчик допускает избыток авиатоплива на внутреннем рынке, «что должно привести если не к снижению стоимости тонны авиакеросина (внутри РФ.— “Ъ”), то хотя бы к стабилизации цены». «Было бы предпочтительно выиграть от этой ситуации за счет снижения затрат на топливо и выплат в рамках демпферного механизма»,— добавили в авиакомпании, уточнив, что «влияние топливной составляющей на стоимость билета в текущей ситуации минимально».
Основные инструменты господдержки, вероятнее всего, в обозримой перспективе сосредоточатся на субсидировании авиаперевозок, а не на демпферном механизме, полагает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Перед государством стоит задача сохранения транспортной и ценовой доступности авиаперевозок, отмечает он. «Учитывая, что основу маршрутных сетей авиакомпаний в ближайшее время будут составлять внутрироссийские направления, нет особых сомнений, что будут приняты меры по удержанию цен на перевозки в приемлемых для пассажира рамках»,— считает эксперт. Возможно, властями будет расширена программа субсидирования по географическому принципу или госпомощи льготным категориям пассажиров. «Скорее всего, контроль за ценами и парирование роста издержек субсидированием станут для гражданской авиации России новой нормой»,— заключает он.
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю