$88.42 +1.28%
$ 92.51 -0.78
€ 98.91 -0.65
               

Трубопроводу Транснефти в Белоруссии грозит консервация

Коммерсантъ
24 февраля 2022/ 12:20

«Транснефть» вряд ли сможет экономически эффективно использовать свой белорусский актив «Запад-Транснефтепродукт» несмотря на то, что на прошлой неделе Минск отменил обременительный для этого трубопровода экологический налог. По данным “Ъ”, российские нефтекомпании больше не заинтересованы использовать эту трубу для поставок в Латвию, прокачке в Венгрию мешает конфликт вокруг украинской части трубы, а для реверсных поставок с белорусских НПЗ в Россию не хватает объемов. Эксперты считают, что если труба будет законсервирована, то уже вряд ли когда-нибудь запустится.

Как стало известно “Ъ”, «Транснефть» может законсервировать нефтепродуктопровод УП «Запад-Транснефтепродукт». Эта труба, начинаясь в российской Унече, своей северной веткой идет через Белоруссию в латвийский порт Вентспилс, а южной — через Белоруссию и Украину в Венгрию. Трубопровод исторически использовался для экспорта российского дизтоплива, но сейчас не имеет загрузки.

Так, Белоруссия с 2020 года ввела экологический налог на транзит российской нефти и нефтепродуктов, а затем с 2021 года более чем в три раза повысила ставку налога на прибыль: с 18% до 50%. Это вкупе с изменением потоков экспорта российских нефтепродуктов привело к тому, что прокачка по трубе в 2021 году упала в два раза, до 3,4 млн тонн в год, что могло привести к убыткам оператора трубы в 800 млн руб. (см. “Ъ” от 14 октября 2021 года). По словам собеседников “Ъ”, в результате предприятие перестало принимать заявки на прокачку, так как «дешевле было не качать, чем платить налог». Но накануне переговоров президентов России и Белоруссии 18 февраля Минск неожиданно отменил экологический налог и вернул ставку налога на прибыль на прежний уровень.

Впрочем, говорят собеседники “Ъ”, это уже не поможет «Запад-Транснефтепродукту», стоимость активов которого год назад оценивалась почти в 7 млрд руб., сохранить работоспособность.

Российские нефтекомпании уже переориентировали объемы с Вентспилса на другие направления и едва ли изменят решение, учитывая поручение Владимира Путина перенаправлять грузы из Прибалтики в российские порты. Советник президента «Транснефти» Игорь Демин подтвердил “Ъ”, что на 2022 год на это направление нет заявок на прокачку, отказавшись от более подробных комментариев.

Поставки в направлении Венгрии пока невозможны из-за акционерного конфликта. Систему «Прикарпатзападтранс» «Транснефть» в 2016 году продала швейцарской компании International Trading Partners, но впоследствии Украина национализировала трубу, при этом технологический объем дизтоплива в ней (около 1,5 млн тонн) остается частной собственностью. Как поясняют собеседники “Ъ”, стороны уже несколько лет не могут договориться об условиях использования маршрута.

Третьим теоретическим вариантом использования трубы является прокачка реверсом белорусских нефтепродуктов в направлении портов РФ на Балтике (наиболее реальный вариант — Приморск). Но, говорят собеседники “Ъ”, он будет рентабельным только при прокачке более 5 млн тонн в год, в то время как белорусская сторона готова говорить только о 2 млн тонн.

Как отмечает Сергей Гарамита из Райффайзенбанка, для консервации продуктопровода нужно точное понимание невостребованности данного направления.

Но в любом случае эксперт не ожидает, что простой трубы окажет серьезный эффект на показатели «Транснефти» в целом. По мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, с учетом того что сейчас до половины нефтепродуктов и около 20–30% дизтоплива на Украину поступает из Белоруссии, Киев мог бы быть заинтересован в использовании трубопровода не только для транзита в Венгрию, но и для поставок на украинский рынок. Однако поставкам может помешать обострение геополитической обстановки, в рамках которой Киев воспринимает Минск как сторонника Москвы.

Просмотров 2473
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^