$113.42 +0.77%
$ 58.21 -0.68
€ 60.39 -0.51

Расход на топливо: эксперты спрогнозировали подорожание бензина на 8–10%

Известия
06 января/ 10:21

В 2022 году автомобильное топливо может подорожать на 8–10%, или примерно на 5 рублей за литр, считают опрошенные «Известиями» эксперты. По словам аналитиков, такого скачка стоимости можно ожидать в связи с ростом инфляции, а также с увеличением издержек бизнеса. По официальным данным, в 2021 году подорожание бензина фактически сравнялось с инфляцией и составило чуть более 8%. Растущий спрос, ограниченный выезд за рубеж, рост акцизов стали основными факторами формирования относительно высоких цен, отметили участники рынка.

Высокий уровень

В среднем за год цены на топливо в России поднимаются на 8–10%, в 2022 году они вырастут так же, сказала «Известиям» старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. Подорожание в рознице произойдет вслед за увеличением издержек бизнеса на оплату труда, логистику, хранение, заявила эксперт.

— Помимо этого цены на топливо в России в принципе не могут снижаться: 2/3 стоимости литра — это акцизы, сборы, налоги, а они как минимум не сокращаются, — добавила она.

По данным Росстата, с января по 20 декабря 2021 года бензин в России подорожал на 8,7%, превысив инфляцию за тот же период в 7,98%. К концу года такой темп сравнялся с инфляцией, которая, как заявляла глава ЦБ Эльвира Набиуллина, по итогам года составит чуть более 8%.

Розничные цены на бензин росли весь 2021 год, самой низкой цена топлива была в начале года, сказал «Известиям» эксперт в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. Аналитик отметил, что в январе 2021-го литр АИ-92 стоил около 43 рублей за литр, АИ-95 и дизель — примерно 47 рублей. На исходе года средние цены по стране достигли 46,5 рубля за литр АИ-92, 50,1 рубля за АИ-95 и более 52 рублей за дизель, добавил он.

В 2022 году ЦБ ожидает замедления инфляции с нынешних 8% до 4–4,5%, что и дает ориентир по росту цен на топливо в следующем году, отметил исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов.

Впрочем, президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов считает, что с учетом инфляции в 2021 году около 8% и в 2022-м справедливо ожидать схожих темпов роста цен на топливо.

Зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев добавил, что в 2022-м планируется увеличение акциза, так что все виды топлива к концу 2022 года могут прибавить примерно 5 рублей за литр.

Цены вслед за спросом

Основными факторами влияния на рынок нефтепродуктов остаются мировые цены и фискальная политика государства по отношению к ТЭК, сказал «Известиям» член комитета ГД по энергетике Юрий Станкевич.

— После стрессового 2020 года, когда цены на нефть опускались до отрицательных значений, в 2021-м оптимизм в стоимости топлива был значительно выше оптимизма экономики в целом. Растущий спрос, ограниченный выезд за рубеж, продолжающие рост акцизы стали основными факторами формирования высоких оптовых цен, — отметил депутат.

Проблема рынка — постоянно догоняющие меры регулирования, считает Дмитрий Гусев.

— Начиная с марта начался резкий рост потребления, обычно характерный для лета, активизировался внутригосударственный туризм и вырос спрос на нефтепродукты. Предложения ФАС и Минэнерго в части регулирования рынка не успевали за ростом цен, — заявил Дмитрий Гусев.

Эксперт подчеркнул, что ни увеличение на 1% обязательных к реализации объемов на бирже, ни угрозы запрета экспорта, ни изменение механизма расчета демпфера не смогли уберечь рынок от достижения новых исторических пиков как по бензину, так и по дизтопливу. Как писали «Известия», Минэнерго рассматривало возможность временного ограничения поставок нефтепродуктов за рубеж для стабилизации цен. Меру в итоге не приняли.

Регулирование рисков

Дмитрий Гусев напомнил, что осенне-зимний сезон 2021 года был осложнен снижением производства зимнего дизеля на нефтебазах в связи с тем, что Минфин изменил позицию насчет доначисления акцизов. «Известия» писали, что в 2021 году министерство напомнило производителям зимнего дизельного топлива о необходимости платить дополнительный акциз при изготовлении смеси летнего дизеля и авиакеросина. Хотя, по словам представителей бизнеса, ранее власти разъясняли, что платить сбор при производстве ДТЗ не требуется.

— Все эти факторы влияли лишь на оптовую цену. Розничная цена на топлива оставалась в пределах инфляции, что создавало дополнительные неудобства собственникам АЗС, — подчеркнул Дмитрий Гусев.

Как эксперты заявляли «Известиям» ранее, с 2019 года власти пытаются сдерживать подорожание бензина в рознице выше темпов инфляции посредством воздействия регуляторов, в первую очередь ФАС, на нефтяные компании. Их розничные сети работают в минус, но свои убытки крупные холдинги способны компенсировать доходами от оптовых продаж нефтепродуктов, а также за счет механизма демпфера, предусматривающего выплаты из федерального бюджета, поясняли специалисты. В итоге независимые АЗС из-за диспаритета оптовых и розничных цен вынуждены ставить цены на 5–7 рублей выше, чем у ВИНК, потребитель уходит за ценой в крупные сети, а независимый сектор теряет клиентов. Такая ситуация приводит к банкротству независимых заправок, но во многих регионах они составляют подавляющее большинство и граждане сталкиваются с труднодоступностью топлива, добавил аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо понизить налоговую составляющую в стоимости бензина, считает Андрей Лобода. По его словам, более 70% в розничной цене автомобильного топлива — это акциз и другие налоги.

Просмотров 3225
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

04.04.2022
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

06.05.2022 Иравин Сергей, 53 года

Пытались мы тогда своим заводом помочь в импортозамещении реально. Нет. Не дали. Так и покупали имортное оборудование. Вот теперь пусть отгребают. Только ведь, опять никого не накажут.

11.04.2022
Как запустить китайские производства в России

13.04.2022 Гогоберидзе Арсен Давидович

Металлурги много лет сидели тихо и только Белоусов, получив полномочия, ими занялся.

07.04.2022
ЛУКОЙЛ видит риски остановки НПЗ из-за избытка нефтепродуктов

07.04.2022 Прокопов Вячеслав, 43 года

Цены не пробовали снижать?

06.04.2022
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

06.04.2022 Вергазов Шамиль Алиевич

Все бесполезно. Основные сферы давно поделили. Минпромторг в связке с Ростехом, а там сами знаете кто.

05.04.2022
Среднесуточный экспорт нефти из РФ в дальнее зарубежье в начале апреля вырос на 2%

05.04.2022 Владимир В .

не продавать ни газ , ни нефть , вообще ни какие ресурсы из России в недружественные страны не за рубли , не за любую валюту. пусть у этих демократов в их странах люди сами решат что с ними делать. пока мы видим только начало этого хауса .

03.07.2018
Тюменские газопотребители уличили Бориса Хачатурова во лжи

05.04.2022 Нагаева Любовь Николаевна

Считаю Хачатурова Бориса недоучкой и лжецом. К нему обращаться бесполезно. Пообещает разобраться, НО спихнёт всё нижестоящим начальничкам, а сам - в кусты. Трубку НЕ берёт- СМС --ПЕРЕЗВОНЮ. И так годами. Судить таких надо, только судьи ещё НЕ родились. Убожество, а не руководитель.

01.04.2022
Газпром продолжает штатную подачу газа для транзита в Европу через Украину

02.04.2022 Константинова ирина Викторовна

Считаю поставки газа на территории враждебных нам стран предательством Газпрома. Надо срочно оставить запад без газа, нефти, металлом, зерна и т.д. Уверена, что также считает подавляющее большинство народа. Мы народ согласны потерпеть. Наш российский бизнесмен самый жадный в мире. На западе терпят урон от санкций, наши солдаты погибают, а Газпрому лишь бы деньги зарабатывать. Если я не права пусть нам с экранов телевизоров это объяснят

01.04.2022
В России создано ПО способное заменить более 20 зарубежных аналогов

01.04.2022 Семён Семеныч

Давно пора менять все!

30.03.2022
Reuters: Поставки российского газа по трубопроводу «Ямал-Европа» упали до нуля

30.03.2022 Владимир Владимирович Воронцов 64

***
— А у нас в Сибири газ!
— А у вас?...
***

29.03.2022
Вместо дискуссий о «сером» импорте необходимо делать свое качественное оборудование

29.03.2022 Светлова Марина Леонидовна

Вот это правильный путь!
Тарасов Александр Михайлович окончил Московский автотракторный институт
работал на Куйбышевском карбюраторно-арматурном заводе инженером, начальником конструкторского бюро, цеха, технического отдела, главным инженером завода
директор Алтайского тракторного завода
директор Минского тракторного завода
председатель Совнархоза Белоруссии
заместитель председателя ВСНХ СССР — министр СССР
министр автомобильной промышленности СССР


^