ЗапСибНИИГГ: Эра углеводородов не закончена, Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция продолжает прирастать запасами
Тюмень. С укоренением курса на декарбонизацию и глобальным энергопереходом в мировом сообществе все чаще звучат призывы к сокращению добычи традиционных ископаемых, таких как нефть и газ. Такие заявления становятся аргументом при сокращении инвестиций в отрасль, в первую очередь, в виде урезания геологоразведочных работ. Зачем вкладывать деньги в поиск углеводородов, которые скоро станут не нужны?
Евгений Петров и Юрий Цимбалюк.
Западная Сибирь – колыбель энергодобычи России
В России свыше 60% нефти и свыше 80% газа добываются в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Более полувека назад история добычи здесь началась с борьбы: идеи талантливейших геологов и нефтяников Эрвье, Салманова, Муравленко против сухих отчетов. «В Тюмени нефти нет!» - уверяли тогда многие. Нефть нашли… Но все равно сомнения и споры: «Больше 5 млрд тонн там не добыть». Но только в Югре добыто уже свыше 12,5 млрд тонн… Раз за разом, только вера и усердие геологов, нефтяников, газовиков доказывали, что Западная Сибирь – колыбель советской, а теперь и российской добычи углеводородов. Сегодня споры о перспективах региона вновь - мейнстрим, главная тема в любой нефтяной дискуссии. Но споры спорами, а цифры цифрами.
10 и 11 ноября в Тюмени прошла VI ежегодная конференция «Состояние и использование ресурсной базы углеводородного сырья Западной Сибири». Ее организатор – старейший федеральный институт ЗапСибНИИГГ – в прошлом году отпраздновал 45-летие. Все эти годы геологи, ученые в разных областях работали именно с Западно-Сибирской провинцией, изучали ее геологическое строение, подсчитывали запасы и подготавливали нефтегазоносные участки к масштабному лицензированию. Поэтому ежегодная конференция для научного сообщества – событие значимое и ожидаемое. Это доказывает и плотность программы (около 30 докладов), и спикеры – геологи и разработчики крупных институтов, представители отраслевых ведомств.
Развивать, нельзя остановиться
Месторождения-гиганты, отрытые еще в советские годы, истощаются, да и в целом нефть в Западной Сибири заканчивается - такие утверждения встречаются в основном у «аналитиков», не имеющих отношения к геологии, уверены участники конференции.
«Говорят, мы перестали открывать. Это не так. Только в период с 2009 по 2020 годы открыто 128 месторождений. Удалось прирастить более 1 млрд тонн нефти и более 3 трлн куб. м газа. И за эти годы открыто 5 уникальных и 13 крупных месторождений. Есть еще что искать в Западной Сибири», - подчеркнул в своем докладе генеральный директор ФАУ «ЗапСибНИИГГ» Василий Морозов.
На сегодняшний день в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции более половины территории не опоисковано. Из 2,5 млн км – 1,3 млн км – это территория нераспределенного фонда недр. Она имеет крайне низкую изученность. Наиболее перспективные зоны разделены на три направления - запад, восток, юг. По оценкам ЗапСибНИИГГ, прирост только на этих территориях может достигнуть 15-16 млрд тонн условного топлива – около 8 млрд тонн нефти и 8 трлн куб. м газа. Однако для создания достоверной базы геологической информации нужна качественная переоценка ресурсов.
«Тренд снижения добычи конечно есть, ведь идет истощение ресурсной базы, на которой работают долгие годы. И нам необходимо понимать, куда дальше двигаться. Надо повышать перспективную составляющую периферийных зон, чтобы недропользователь туда шел с открытыми глазами! Сегодня не идут, потому что зачастую нет инфраструктуры, да и нет доверия к локализованным ресурсам, тем ловушкам, которые стоят на балансе. Поэтому сегодня как никогда важно вернуться к большему объему региональных геологоразведочных работ, которые позволят оценить реальный ресурсный потенциал в Западной Сибири. Для этого много чего нужно сделать. И не последнюю роль здесь играет цифровизация», - уверен Василий Морозов.
Отметим, в современных реалиях без цифровых моделей невозможно представить эффективное развитие нефте- и газодобычи. При этом, по Западной Сибири на сегодняшний день оцифровано порядка 70% геологической информации, тогда как по всей России этот показатель 12-13%. Эту информацию, по мнению руководителя ЗапСибНИИГГ, совместно с другими институтами можно интегрировать во что-то общее и использовать ее для решения конкретных задач, что позволит сохранить уровень добычи и увеличить его при необходимости. В частности, для этого нужно развивать единый фонд геологической информации и создавать цифровые геологические модели нефтегазоносных провинций.
На базе Роснедр сегодня идет работа по подготовке единого информационного электронного пространства геологической информации России.
«Это совокупность баз и банков данных, технологий их ведения, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам. Был проведен аудит и выявлено, что 19 учреждений ведут более тысячи информационных ресурсов и систем. Но это информационное пространство с разными показателями, форматами его ведения. После масштабной работы, которая началась в конце прошлого года, сформирована основа для нормативной базы единого информационного пространства Роснедр», - рассказал генеральный директор Росгеолфонда Дмитрий Аракчеев.
Тренд на цифровизацию коснулся и аукционов. В 2022 году все они будут проводиться в электронном формате. Это позволит исключить недобросовестных участников, непрозрачную систему допусков или другие накопившиеся проблемы. Данной теме на конференции был посвящено сразу несколько докладов.
Однако, чтобы было что разыгрывать на аукционах, для начала надо найти перспективные площади. Более конкретно о будущем развитии ресурсной базы углеводородного сырья Западной Сибири в своем докладе изложил академик, советник РАН, руководитель научной школы фундаментальных и прикладных проблем геологии нефти и газа Алексей Конторович.
Он обозначил направления, где должны развиваться научная и поисковая работы, чтобы удерживать и наращивать добычу нефти. «Первое – это конечно был и остается клинофорный комплекс неокома. Здесь появляются новые перспективы для обнаружения залежей. Ванкорско-Сузунская зона, этому пример. Мы убеждены, что к востоку от Пайяхской зоны есть еще огромная перспективная территория, где в Енисей-Хатангском региональном прогибе могут быть выделены новые крупные месторождения нефти. Высокие перспективы для обнаружения новых скоплений нефти имеет также неоком Гыданского полуострова. Там в трех-четырех зонах, в том числе в Салмановской, могут и несомненно будут выявлены в ближайшие десятилетия крупные скопления нефти», - пояснил Алексей Эмильевич.
Еще одно важное направление, по словам ученого, малые и мельчайшие месторождения вблизи крупных разрабатываемых. По данным геолога, в Западной-Сибири, как это наблюдается в Волго-Уральской нефтяной провинции, еще миллиарды тонн нефти можно извлечь именно из них.
Не оставил без внимания Алексей Конторович и акваторию Обской губы, и всю Южно-Карскую зону – это «огромный резерв для наращивания запасов и ресурсов нефти».
Однако золотым украшением Западной Сибири, по мнению академика, является баженовская нефть. «Мы добыли более 13 млрд тонн нефти в Западной Сибири за всю ее историю. Баженовская свита при правильном ее освоении даст не меньше. То, что пока нет успешных технологий для ее извлечения, неудивительно. Например, США потратили 30 лет и $20 млрд, чтобы освоить сланцевую нефть. Мы таких денег не тратили, а технологии добычи баженовской свиты будут на порядок сложнее, чем при разработке сланцевой нефти в США. Это огромный резерв, который обеспечит потенциал добычи нефти в России и Западной Сибири до конца 21 века. Он требует огромных усилий, но игра стоит свеч», - подчеркнул Конторович.
«Когда говорят, что у нас истощаются запасы, это хнычут бездельники, которые не хотят работать. Настоящий геолог, исследователь, патриот своей страны должен бороться за запасы и создавать такие технологии, которые позволят поддерживать великий уровень нефтяной промышленности страны. Россия обладает уникальными возможностями, и Западная Сибирь в первую очередь».
Тезисы, озвученные Алексеем Конторовичем, поддержал и заместитель генерального директора по геологоразведке ЗапСибНИИГГ Юрий Цимбалюк. «Парадигма, которая родилась несколько лет назад, все разведано в Западной Сибири, есть другие территории, куда можно направить все объемы федеральных работ, не учитывает тот факт, что геология наука сложная. Хороших геологов мало. Даже в очень плотной сети изученности могут быть сомнительные результаты. Это происходит в связи с огромной сложностью территорий», - подчеркнул он.
Запрос у недропользователей в точной и актуальной информации есть. Об этом рассказали сразу несколько спикеров – генеральный директор ФГБУ «ВНИГНИ» Павел Мельников, генеральный директор ФБГУ «ВНИИОкеанология» Валерий Каминский. По их словам, компании испытывают нехватку перспективных участков, которые будут для них достаточно изученными и экономически эффективными.
Большой интерес вызвал и доклад заместителя генерального директора ЗапСибНИИГГ Инны Пуртовой «Современное состояние и использование ресурсной базы Западно-Сибирской нефтегазовой провинции». Она представила результаты количественной оценки ресурсов нефти, газа и конденсата в период с 2009 по 2016 годы. И именно эта оценка будет использоваться для расчета платежей при лицензировании недр, при оценке ресурсной базы и при планировании ГРР.
«По данным ЗапСибНИИГГ на балансе числятся 808 месторождений нефти, из них 19 – уникальные, 160 - крупные. 88% всех запасов нефти дают именно они – уникальные и крупные. 334 месторождения не находятся в разработке. Это как раз тот ресурс, который необходим для сохранения уровня добычи. По газу – 277 месторождений на балансе, из них 37 – уникальные, 85 – крупные. Ресурс также огромный», - сообщила Инна Пуртова, добавив, что основная добыча приходится, как и раньше на неокоме.
«Запасы в Западной Сибири не закончатся никогда. Мы всегда будем ее добывать, но все меньше и меньше, ведь качество запасов меняется. Это факт. Но мы уходим в ТРИЗы, в глубокие горизонты. Поэтому история добычи углеводородов в Западной Сибири не заканчивается, а лишь делает очередной виток», - отметил Василий Морозов.
Снижение эмиссии СО2
В своем докладе «Вопросы геологии и недропользования в проблеме улавливания и хранения СО2» генеральный директор Государственной комиссии по запасам (ГКЗ) Игорь Шпуров поднял две очень важные темы – роль возобновляемых источников энергии в мировом энергобалансе в ближайшем будущем и как улавливать и хранить СО2 в России.
«К 2050 году, по сравнению с 2020, по данным минэнерго США, потребление угля снизится, газа останется на таком же уровне, а ВИЭ увеличится примерно в два раза. При этом, примерно на 40% увеличится общее потребление энергии. Когда мы говорим об энергопереходе, о роли ВИЭ, то они смогут закрыть те возросшие потребности, которые не охватят традиционные источники энергии. Геологоразведка дает нам возможность с уверенностью смотреть в будущее с точки зрения добычи нефти и газа, но мы не сможем так нарастить добычу, чтобы покрыть все потребности. И здесь роль ВИЭ очень велика. В 2050 году Россия должна увеличить добычу газа более чем на 30%. Вот и роль углеродной экономики. Она будет расти».
Ураганный рост источников ВИЭ потребует многократного увеличения роста производства критических видов минерального сырья, того что необходимо для производства зеленых видов генерации. Так, к 2050 году наземная ветроэнергетика должна вырасти в 10 раз, оффшорная в 43 раза, солнечная в 17 раз. Соответственно производство критических видов минерального сырья тоже должно вырасти кратно. Например, объем лития должен вырасти в 42 раза, графита в 25 раз, кобальта в 22 раза, никеля в 20 раз.
«По многим видам критического минерального сырья у нас все плохо. Мы практически не обеспечены графитом, кобальтом, литием, редкоземельными элементами. Это то, о чем сегодня стоит задумываться», - подчеркнул Игорь Шпуров.
Какое это имеет отношение к нефтегазовой отрасли? Многие из видов критического минерального сырья могут быть добыты не столько за счет разработки твердых полезных ископаемых, но и в ряде случаев это источники гидроминерального сырья. Например, одним из вариантов добычи лития являются попутные воды, добываемые на нефтяных месторождениях. «В ГКЗ сегодня разрабатывается методика определения подсчета запасов твердых полезных ископаемых из гидроминерального сырья нефтяных месторождений. Это одна из тех задач, на которую должны смотреть именно нефтяники, газовики и люди, которые занимаются добычей углеводородов. Наши институты должны взять на себя эту задачу в том числе», - пояснил докладчик.
Что касается утилизации СО2, по мнению Игоря Шпурова, сегодня необходимо создавать технологии, которые помогут повысить эффективность добычи, а также «зеленые» технологии геологоразведки. Еще одна проблема, которая в том числе ляжет на плечи геологоразведки – подземные хранилища углекислого газа.
«Нам нужно создавать подземные хранилища для парниковых газов. Они будут отличаться от ПХГ, потому что это другой газ. Осложняется это тем, что хранилища должны территориально быть привязаны к локациям с эмиссией СО2. То есть хранить его надо там, где он выделяется. Второе – их надо очень много», - пояснил Шпуров.
В мире всего 704 ПХГ, 42 – на территории СНГ, 29 - на территории России. Их общая емкость - 416 млрд куб. м. Чтобы к 2050 году закачивать нужный объем СО2, нужно чтобы объем хранилища был в 10 раз больше (4 трлн куб. м, 4,6 Гт). «Сегодня как такого опыта утилизации СО2 в мире нет. И именно нам и придется этим заниматься, потому что мы специалисты в области геологии и добычи газа. Мы создаем новую мировую индустрию. Но для первостепенного решения этого вопроса необходимо создание нормативной базы с четкими и жесткими критериями безопасности», - подчеркнул глава ГКЗ.
45 – не предел
Конференция традиционно стала точкой притяжения современной геологической мысли. Участникам удалось обсудить состояние и перспективы ресурсной базы Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, а также будущее ЗапСибНИИГГ, посвятившего более 45 лет этим вопросам.
«За годы существования в институте создан уникальный банк геолого-геофизических данных. У нас более 100 терабайт такой информации, - рассказал генеральный директор института. - За последнее время ЗапСибНИИГГ получил в распоряжение современный программно-аппаратный комплекс. Мы выполняем государственные задания – тематические и методические работы, связанные с геологическим изучением недр, проводим аналитику, мониторинг лицензирования, геологическое изучение территорий. Помимо госзадания совместно с недропользователями проводятся региональные работы по оценке ресурсного потенциала. Мы в большом объеме производим подсчет запасов, готовим проектно-технологические документы для недропользователей».
Уверенный рост и развитие института отметил и руководитель Федерального агентства по недропользованию Евгений Петров.
«Хочу поздравить коллектив с 45-летием, - обратился он к участникам встречи. - Несмотря на тяжелое состояние отрасли и многих институтов, ЗапСибНИИГГ - один из ярких примеров того, как можно развиваться, быть конкурентным на рынке. Несмотря на разговоры, по поводу сокращения объемов добычи нефти в связи с энергопереходом, мировая экономика будет развиваться и расти, поэтому ваша работа будет востребована. Институт развивается очень динамично и думаю, что он станет одним из якорных и опорных структур региона».
Фото: ЗапСибНИИГГ.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю
23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»
Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.