$88.42 +1.28%
$ 92.51 -0.78
€ 98.91 -0.65
               

Российская нефтяная отрасль может столкнуться с проблемой сбыта топлива

ИД "Коммерсантъ"
31 мая 2021/ 08:50

Российская нефтяная отрасль может столкнуться с острой проблемой сбыта топлива после модернизации НПЗ на фоне сокращения спроса на основном экспортном рынке — в Европе. В KPMG ожидают, что к 2030 году европейские потребители сократят использование дизтоплива по мере распространения электромобилей, тогда как экспортные потребности российских НПЗ вырастут минимум в 1,5 раза — до 60–70 млн тонн. Часть дизтоплива может уйти на бункеровку, однако полностью это не решит проблему, считают эксперты.

Российские НПЗ на фоне запланированного роста производства светлых нефтепродуктов могут не найти для них достаточных рынков сбыта, следует из исследования KPMG. Так, сейчас около половины из 80 млн тонн производимого в РФ дизтоплива экспортируется, в основном в европейские страны. При этом НПЗ в РФ продолжают модернизацию в соответствии с соглашениями с Минэнерго до 2030 года, в обмен получая субсидии в виде повышенного обратного акциза на нефть. В результате модернизации при сохранении объемов переработки в РФ на уровне 300 млн тонн в год выпуск дизтоплива к 2030 году составит около 110–120 млн тонн, прогнозируют в KPMG, при этом российский рынок сможет вместить не более 40–50 млн тонн.

Сейчас российское дизтопливо обеспечивает порядка 70% европейского импорта, однако из-за экологической повестки и перехода на электротранспорт потребление дизтоплива в ЕС будет снижаться. Как полагает Олег Жирнов из KPMG, избыточные объемы дизтоплива, производимого российскими НПЗ, могут быть перенаправлены в бункеровку для замены мазута. Тем не менее останется профицит в размере еще около 20–30 млн тонн дизтоплива в год, и поиск рынков для их сбыта может стать вызовом для НПЗ, замечает господин Жирнов. Учитывая развитие нефтепереработки в АТР и на Ближнем Востоке, данные регионы вряд ли стоит рассматривать в качестве альтернативы европейскому рынку. Возможен поиск новых рынков в странах дальнего зарубежья, где экономика поставок будет определяться транспортными дифференциалами. Альтернативой могут стать новые ниши использования дизтоплива в авиатранспорте, генерации и нефтехимических производствах, однако это потребует поиска новых технологий, заключает эксперт.

Что касается бензина, то к 2030 году РФ будет выпускать 45 млн тонн, ожидаемый профицит KPMG оценивает в 5–7 млн тонн, которые будут экспортироваться в соседние страны, прежде всего в Центральную Азию.

«Итоговый темп роста спроса на бензин в России вряд ли превысит 1,5–2% в год, а к 2030–2035 годам может и вовсе прекратиться»,— отмечают в KPMG. Это связано как с насыщением спроса на личный транспорт на фоне низких темпов экономического роста и ограниченной пропускной способности транспортной инфраструктуры, так и c повышением топливной эффективности, говорится в материале.

«Петромаркет» оценивает профицит бензина в более весомые 12 млн тонн к 2024 году, ожидая стагнации внутреннего спроса на уровне 36 млн тонн. Если учесть, что в 2020 году из России было экспортировано 5,6 млн тонн бензина, оставшийся объем едва ли сможет быть размещен на рынках Центральной Азии, отмечает глава «Петромаркета» Иван Хомутов. По его мнению, возможен дополнительный экспорт бензина в страны Европы, что окажет давление на цены в регионе и негативно скажется на маржинальности как российских, так и европейских НПЗ, сообщает Коммерсантъ.

Эксперт также ожидает весьма существенного сокращения спроса на дизтопливо в ЕС под воздействием климатической повестки — примерно на 10% к 2024 году, или на 30 млн тонн относительно уровня 2019 года.

Рост экспорта из России в подобной ситуации также приведет к снижению бенчмарков на дизтопливо в Европе и сокращению маржи НПЗ. Однако российские НПЗ субсидируются государством через механизм обратного акциза на нефть, который, по мнению Ивана Хомутова, едва ли будет пересмотрен до 2025 года. В этой ситуации более вероятно, что некоторые европейские НПЗ могут не выдержать конкуренции и уйти с рынка.

 

 


 

 

 

 

 

Просмотров 2919
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^