$86.09 -0.19%
$ 92.59 +0.02
€ 100.27 -0.14
               

При переходе к «зеленой» энергетике нефти пообещали $10 за баррель

Известия
26 апреля 2021/ 07:40

С начала года нефть подорожала на 30%. Прогнозы на ближайшее время — оптимистичные. Уже в этом году Brent может прибавить в цене еще порядка 10%. Однако в более отдаленной перспективе все выглядит не столь радужно: аналитики Wood Mackenzie пророчат Brent обвал до $10 за баррель после перехода к «зеленой» энергетике. Насколько реалистичен такой прогноз и будет ли нефть стоить столь дешево, выяснили «Известия».

Докризисный уровень

После нескольких волн падения, которые нефтяной рынок пережил в 2020 году из-за пандемии, спрос на энергоносители начал восстанавливаться. Сказались оживление экономики, запущенный процесс вакцинации и частичная отмена ограничений. В результате с начала этого года Brent подорожала на 30% — до $65 за баррель. С этого уровня в марте прошлого года и началось ее обвальное падение.

Оптимизм внушают и прогнозы на ближайшее будущее. Несмотря на то что вспышки коронавируса в ряде стран добавляют неопределенности, прогнозы по спросу на нефть существенно улучшились. Все надежды — на восстановление мировой экономики, что подстегнет глобальный спрос на топливо.

 

По прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), в этом году глобальный спрос достигнет 96,5 млн баррелей в сутки, то есть восстановит около 60% объема, потерянного в прошлом году из-за пандемии.

По оценкам МЭА, уже в этом году Brent может дойти до $74 за баррель. Фактором роста станет и то, что в хранилищах развитых стран осталось всего порядка 23% от избытков нефтяных запасов, накопленных за пандемию. Так, если в июле 2020 года развитые страны накопили запасы в объеме 249 млн баррелей (это рекордно высокий уровень), то в феврале 2021-го они «похудели» до 57 млн баррелей.

А как заявил в феврале один из крупнейших мировых инвестбанков, JP Morgan Chase, на рынке сырьевых товаров начался суперцикл роста, пятый по счету. Его ключевые признаки — взлет цен на сельскохозяйственную продукцию, металлы и цена нефти выше $50 за баррель.

«Зеленая» повестка

Впрочем, весь позитив меркнет на фоне отчета, опубликованного специалистами консалтинговой компании Wood Mackenzie, специализирующейся на исследованиях и прогнозах в области энергетики. Как утверждают авторы отчета, спрос на нефть начнет падать уже с 2023 года и к середине XXI века упадет на 70% по отношению к сегодняшнему.

По их мнению, это случится, если ведущие экономики будут действовать решительно в достижении целей Парижского соглашения по климату и перейдут на «зеленые» энергоносители. Этот сценарий предполагает активную борьбу с выбросами парниковых газов, чтобы сдержать глобальное потепление. Особую угрозу, по мнению аналитиков, представляет электрификация транспорта и промышленности. Это вытеснит нефть из энергобаланса и практически уничтожит рынок.

В этом случае уже к 2030 году цена Brent опустится до $37–42 за баррель, а к 2050 году дойдет вообще до $10, предрекают в Wood Mackenzie.

Однако, по мнению аналитиков, подобный прогноз далек от реальности. Сегодня только 65% потребления топлива в мире приходится на транспорт, и это не только автомобили, но и авиация. Самолеты пока не переходят на «зеленые» энергоносители, так что бензин будет востребован еще долго. Переход не станет лавинообразным, это будет происходить постепенно, начиная с легкового транспорта, считает Михаил Колесников, основатель бренда безоператорных мини-АЗС и топливораздаточных колонок Benza.

Найдут применение

Эксперты подчеркивают, что падение нефти до $10 за баррель станет слишком сильным перекосом, которому рынок не позволит произойти: если есть возможность ее добычи — найдутся и пути применения. Например, нефть может использоваться для отопления или же в производстве полимеров, которые будут заменять конструкционные стали.

А что касается возобновляемых источников энергии, то объемы электроэнергии, созданной на их основе, занимают всего 27% от мировой генерации. Быстро перейти на них не сумеет ни промышленность, ни транспорт, отмечает Денис Мигаль, гендиректор сети автосалонов Fresh Auto.

«С приходом электрических моторов потребление топлива в транспортной сфере может уменьшиться, но процесс перехода более крупных потребителей, заводов и фабрик займет больше времени. Нефть используется также не только в производстве топлива, но и других материалов, необходимых для функционирования всех механических машин», — указывает Азиз Кенжаев, директор по развитию торговой платформы Overbit.

Пока потребляющие углеродное топливо сектора экономики не трансформируются в углеродно нейтральные, цена на нефть будет продолжать расти, возможно до $80 за баррель, считает эксперт

«Постепенный переход на «зеленые» заменители в перспективе 10–15 лет действительно способен уменьшить спрос на нефть и нефтепродукты. Будет постепенное снижение цены за баррель, но необходимо понимать, что реальных альтернатив нет, электромобили до сих пор на любителя, история с «электрогрузовиками» пока не получает продолжения, а самолеты и тяжелая техника работают на нефтепродуктах», — соглашается Антон Скловец, аналитик «Фридом Финанс».

Аналитики подчеркивают: при составлении прогноза его авторы как будто закрыли глаза на целый ряд факторов. Например, на то, что он, по сути, перечеркивает всю сланцевую революцию в США. Как утверждают сами сланцевики, разработка месторождений возможна лишь при цене выше $40 за баррель. А в эту отрасль вложены огромные инвестиции.

Или то, что падение цены до критического уровня путем сокращения его добычи будет сдерживать ОПЕК+, ведь от цен на нефть зависят бюджеты многих мировых держав, в том числе и России. Высокие котировки выгодны странам-поставщикам, и их падения ниже нужного уровня они не допустят. Наконец, и то, что нефть — исчерпаемый природный ресурс, цена на который по мере сокращения его запасов будет лишь расти.

Просмотров 2514
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^