$86.09 -0.19%
$ 92.59 +0.02
€ 100.27 -0.14
               

Китай становится ареной спора нефтяных держав

Прайм
25 апреля 2021/ 10:19

Китай наращивает переработку и импорт нефти несмотря на ограниченный спрос внутри страны. Поставки нефти в страну растут несмотря на сообщения о полном заполнении нефтехранилищ. Китай опередил США по объемам первичной переработки нефти. В этом году ожидается увеличение экспорта китайских нефтепродуктов более, чем на треть. Обостряется конкуренция среди поставщиков нефти на китайский рынок.

РОСТ ПЕРЕРАБОТКИ БЛАГОДАРЯ РОСТУ ИМПОРТА

Первичная переработка нефти на китайских НПЗ в марте достигла– на 19,7% больше по сравнению с тем же месяцем годом ранее. Значительный рост переработки объясняется восстановлением экономики Китая после пандемии коронавируса – пик заболевания пришелся на март 2020 года – и накоплением запасов нефтепродуктов, прежде всего моторного топлива, перед сезоном проведения ремонтных работ на НПЗ. 

По данным Национального статистического бюро КНР, в прошлом месяце переработка нефти на китайских НПЗ составила 59,79 млн т нефти (14,08 млн барр./сут.) – на 19,7% больше по сравнению с тем же месяцем 2020 года. Совокупный объем переработки в первом квартале составил 174,04 млн т, что на 16,5% больше, чем январе-марте прошлого года. 

Увеличение переработки стало возможным благодаря росту импорта на 21%, что оказало существенную поддержку мировым ценам на нефть несмотря на ожидания снижения поставок сырья для китайских НПЗ в преддверии плановых ремонтных работ. 

Импорт нефти в марте достиг 11,69 млн барр./сут. по сравнению с 11,08 млн барр./сут. в январе-феврале. Кроме того, собственная добыча выросла до 4,02 млн барр./сут. – на 0,13 млн барр./сут. больше, чем средний показатель первых двух месяцев этого года. 

Избыточные объемы нефти поступили в нефтяные хранилища. Пекин не предоставляет официальную информацию о стратегических и коммерческих запасах, но по расчетам западных агентств в марте, они росли примерно на 1,63 млн барр./сут. В январе-феврале запасы пополнялись в среднем на 920 тыс. барр./сут. 

В прошлом году после введения жесткого карантина обвалились цены на нефть. Этим воспользовались китайские компании, которые начали активно скупать дешевое сырье по всему миру, в том числе в Европе. В Китай поступало нефти существенно больше, чем могли переработать НПЗ страны. Все избыточные объемы поступали в хранилища – стратегические и коммерческие. Западные агентства периодически сообщают о скором полном заполнении хранилищ в Китае. В конце февраля была распространена информация, что хранилища заполнены почти до отказа, накопленные запасы достигли огромного объема и могут обеспечить потребности страны в течение 100-120 дней. В связи с этим ожидалось резкое сокращение импорта нефти в Китай, что должно было привести к очередному обвалу цен на энергоносители. Однако китайские власти проводят очень гибкую политику с целью обеспечения потребностей страны в нефти: поощряется строительство новых хранилищ, создается единая нефтетранспортная система, позволяющая эффективно использовать все емкости для хранения нефти, увеличиваются нефтеперерабатывающие мощности. 

МОЩНОСТИ НПЗ РАСТУТ НЕСМОТРЯ НА ОГРАНИЧЕННЫЙ СПРОС

Китай постоянно наращивает нефтеперерабатывающие мощности с целью обеспечить собственные потребности не только в нефтепродуктах, но и в продукции нефтехимии. По объемам первичной переработки нефти Китай в конце прошлого года опередил США, где во время пандемии коронавируса НПЗ существенно сократили объемы производства. Более того, Китай стремится стать лидером по экспорту нефтепродуктов в сопредельные страны. 

Согласно последнему отчету Исследовательского института экономки и технологий (ИИЭТ) при CNPC, в этом году мощность китайских НПЗ достигнет 900 млн т/г (18 млн барр./сут.) – увеличение на 4,5% относительно 2020 года. CNPC – крупнейшая вертикально-интегрированная нефтяная компания Китая c государственным участием, которая осуществляет добычу углеводородов внутри страны и за рубежом. 

ИИЭТ ожидает, что спрос на дизельное топливо на внутреннем рынке в этом году составит 190 млн т – снижение на 0,8% по сравнению с годом ранее. Рост грузовых перевозок после пандемии коронавируса не привел к увеличению спроса на дизельное топливо, поскольку оно замещается сжиженным природным газом – самым экологически чистым ископаемым видом топлива.  Прогнозируется, что в этом году количество транспортных средств, использующих в качестве топлива СПГ, вырастет примерно на 30% и достигнет 1 млн. 

В связи с ростом продаж легковых автомобилей потребление бензина в 2021 году вырастет на 0,8% в годовом исчислении – до 157 млн т. В этом году продажи легковых автомобилей вырастут до 21,7 млн, что на 7,5% больше, чем в 2020 году. 

Потребление авиационного керосина увеличится на 13% год к году – до 37,5 млн т, что почти на 1 млн барр. или на 2,7% меньше по сравнению с 2019 годом, до начала пандемии коронавируса.

Из-за ограниченного спроса внутри страны китайские компании планируют значительно увеличить экспорт нефтепродуктов в сопредельные страны. 

В прошлом году из-за введенных во время пандемии ограничений экспорт нефтепродуктов из Китая упал на 17,4% по сравнению с 2019 годом – до 41,52 млн т. Больше всего упал спрос на авиационный керосин – почти в два раза. 

Согласно прогнозу ИИЭТ, в этом году экспорт из Китая разных видов нефтепродуктов – в первую очередь моторного топлива – увеличится до 54,7 млн т, что на 31,7% больше чем годом ранее. По мнению экспертов ИИЭТ, увеличению экспорта будет способствовать рост мировой экономики, за которым последует восстановление спроса на нефтепродукты. Отчет ИИЭТ указывает на то, что Китай намерен стать одним из ведущих экспортеров нефтепродуктов в мире. 

Кроме нефтепродуктов Китай последние годы быстрыми темпами наращивает производство нефтехимической продукции – полиэтилена и других полимеров. В стране строятся не НПЗ, а нефтехимические комплексы. 

В этом году планируется запустить установки по выпуску этилена – исходного сырья для производства полиэтилена –мощностью 8,45 млн т/г, что является рекордным показателем для китайской нефтехимической отрасли. 

Совокупные мощности Китая по производству этилена увеличатся на 24% по сравнению с 2020 годом, достигнув 43,63 млн т/г, что сопоставимо с мощностями США. 

В отличие от нефтепродуктов во время пандемии коронавируса потребление нефтехимической продукции в Китае увеличилось вследствие роста спроса на медицинские материалы. В 2020 году потребление продуктов нефтехимии увеличилось на 4,6% по отношению к предыдущему году. В ИИТЭ считают, что рост нефтехимических мощностей продолжится в 2022 и последующие годы. 

КОНКУРЕНЦИЯ ЗА КИТАЙСКИЙ РЫНОК

Россия наряду с Саудовской Аравией являются крупнейшими поставщиками нефти в Китай. Россия в марте поставила 7,44 млн т, уступив первенство Саудовской Аравии, которая экспортировала в Китай 7,84 млн т. Между двумя странами развернулась жесткая конкуренция за лидерство в поставках нефти на китайский рынок. В марте Saudi Aramco – национальная нефтяная компания Саудовской Аравии – объявила, что ее приоритетом в течение ближайших 50 лет станет обеспечение энергетической безопасности Китая.

По официальным данным, поставки иранской нефти не осуществляются третий месяц подряд. Однако западные агентства сообщают, что в марте импорт нефти из Ирана в Китай достиг рекордного уровня – 3,75 млн т. Китайские власти не предоставляют данные об импорте нефти из Ирана, поскольку эта страна находится под жесткими санкциями США. В прошлом месяце Китай заключил с Ираном долгосрочное соглашение, согласно которому Пекин намерен инвестировать в экономику Исламской республики $400 млрд в течение 25 лет в обмен на поставки иранской нефти. Ряд экспертов полагают, что Иран уже в этом году станет третьим крупнейшим поставщиком нефти в Китай. Из-за роста импорта иранской нефти Китай, который стремится к диверсификации поставок, может сократить закупки у Саудовской Аравии и России. 

Россия имеет неоспоримое преимущество перед другими странами, поскольку может поставлять нефть в восточном направлении по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), пропускная способность которого достигает 80 млн т. Трубопроводные поставки позволяют значительно сократить расходы, связанные с доставкой нефти потребителям. 

Поставки напрямую в Китай осуществляются по трубопроводу Сковородино – Мохе, который является отводом от ВСТО. Китайские компании также являются основными покупателями российской нефти, отгружаемой в порту Козьмино – конечном пункте ВСТО. 

Кроме того, российская нефть в Китай поступает через Казахстан по трубопроводу Атасу – Алашанькоу мощностью 10 млн т/г. 

"Роснефть" – крупнейшая российская нефтяная компания – является монопольным поставщиком нефти в Китай трубопроводным транспортом.

Просмотров 2613
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^