$68.28 +0.28%
$ 74.14 -0.44
$ 89.51 -0.17
Нижневартовск

Субсидии на бензин нефтекомпании вернут налогом на добычу

Коммерсант
16 апреля/ 10:19

Как стало известно “Ъ”, ослабевший с марта курс рубля заставил правительство еще раз увеличить доплаты нефтекомпаниям за сдерживание цен на топливо на внутреннем рынке. В результате через корректировку демпфера с 1 мая нефтекомпании получат из бюджета в 2021 году около 60 млрд руб. вместо предполагавшихся еще недавно 40 млрд руб. Но помощь будет не безвозмездной — половину субсидии Минфин хочет вернуть за счет повышения налога на добычу нефти.

Правительство решило вновь увеличить компенсации нефтепереработке за сдерживание цен на топливо, рассказали несколько источников “Ъ”, знакомых с ситуацией. Так, индикативная цена на бензин в формуле демпфера снизится с 1 мая не на 2,7 тыс. руб., а на 4 тыс. руб. за тонну. Такое решение Минэнерго и Минфин согласовали на фоне ослабления курса рубля к доллару, который наряду с ценой на нефть определяет уровень экспортной альтернативы для топлива.

От уровня индикативных цен зависит размер выделяемой НПЗ субсидии за поставки на внутренний рынок. Чем она ниже реальной экспортной цены, тем больше выплат получают нефтяники. Если же индикативная внутренняя стоимость топлива выше экспортной, то уже нефтекомпании платят в бюджет.

Вопрос корректировки демпфера возник после того, как резкое увеличение цен на топливо в начале года стало толкать вверх стоимость топлива на АЗС, которую правительство намерено сдерживать в пределах инфляции.

В результате в марте правительство решило снизить индикативную цену, увеличив тем самым размер выплат нефтекомпаниям.

Однако Минфин собирается частично компенсировать новые расходы из привычного источника — дополнительно обложив добычу нефти. 13 апреля замглавы Минфина Алексей Сазанов заявил, что в рамках демпфера предполагается рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефти. Он отмечал, что по размеру повышения еще остаются разногласия с Минэнерго.

По данным “Ъ”, Минфин и Минэнерго согласились компенсировать половину расходов на изменение демпфера за счет повышения НДПИ.

Но как именно будет повышен НДПИ, пока неизвестно. Проблема в том, что с этого года весьма значительная часть российской нефтедобычи — более 150 млн из 477 млн тонн (без учета газового конденсата, НДПИ на который рассчитывается иначе) — перейдет на налог на дополнительный доход (НДД).

Эти 150 млн тонн не только не облагаются НДПИ, но и — поскольку в формулу НДД включен элемент НДПИ, который является вычитаемыми расходами,— рост НДПИ приведет к снижению НДД при прочих равных условиях. Таким образом, вариант с лобовым повышением НДПИ поставит компании в неравные условия — выиграют те, у кого больше объемов на НДД. В Минфине не ответили на запрос “Ъ”.

У нас по-прежнему некоторые разногласия остаются, в том числе в каком объеме через НДПИ компенсировать (корректировку демпфера). Из-за этого определится, насколько снизим цену отсечения в демпфере, это увязанные между собой вещи

Суммарная величина дополнительных выплат по демпферу составит около 62 млрд руб., подсчитал Сергей Ежов из Vygon Consulting. Но надо учитывать, что сейчас оптовые цены устанавливаются в привязке к ценам равнодоходности с экспортом за вычетом демпфера, отмечает он: то есть увеличение демпфера приведет к снижению оптовых цен на топливо при прочих равных условиях. Это означает, что основной эффект получит сектор торговли нефтепродуктами, для которого торговля бензином Аи-92 сейчас в среднем убыточна, а не нефтепереработка, маржа которой сейчас в среднем положительна, считает эксперт. По его мнению, также надо учитывать разную структуру нефтяных компаний: к примеру, есть добывающие компании, у которых нет ни переработки нефти, ни сбыта нефтепродуктов. Такие компании вынуждены будут платить повышенный НДПИ, не получив никаких положительных эффектов, предупреждает эксперт. Он подчеркивает, что практика увеличения НДПИ на нефть без привязки к экономике добычи может привести к непредсказуемым последствиям, учитывая, что с этого года нагрузка на добывающий сегмент и так выросла. После корректировки параметры демпфера будут хорошо соответствовать текущим рыночным условиям, но при росте котировок Urals выше $75 за баррель либо ослаблении рубля более чем на 10–15% может опять возникнуть напряжение: демпфер на автобензин компенсирует только 68% прироста экспортной цены и при росте цен увеличивается некомпенсируемая часть, напоминает Сергей Ежов.

Изначально демпфер был сконструирован под другой курс доллара, а потому заметный рост курса было бы правильно отразить в величине демпфера, говорит глава «Петромаркета» Иван Хомутов. По его оценке, на 15 апреля чистая маржа торговли бензином Аи-92 на АЗС составляет минус 1,3 руб. на литр, Аи-95 — плюс 0,4 руб. на литр. Корректировка демпфера увеличит эти значения до 70 коп. на литр для Аи-92 и 2,4 руб. на литр для Аи-95.

Просмотров 881
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

26.03.2021
На Ямале за три месяца 2021 года стоимость бензина выросла на 6,7%

29.04.2021 Сукулентов Иван Охлабыстович

А что, ростовская область - родина бензина или нефти? Почему он в Ростове должен быть дешевле? У вас табак и семечки могут быть дешёвыми, ну может ещё и вертолёты, но никак не бензин!

26.04.2021
На Ямале из-за теплой погоды временно закрыт проезд по дороге Салехард-Надым

27.04.2021 Болдырева Наталья Николаевна, 35 лет

Очень огорчило такое решение, жаловались те кому хотели отменить льготный проезд на пароме, а пострадали те кому его и так не оплачивали, тем кто очень ждал открытия хоть какого-то сквозного проезда на большую землю... Теперь мы стали заложниками ситуации: отпуск начинается в конце мая, билеты на паром на эти даты уже все раскупили и дорогу перекрыли!!!

14.04.2021
Николай Дурманов: В планах Минобрнауки создать плотную сеть карбоновых полигонов по всей стране

24.04.2021 Воловик Игорь Иванович 66 лет

Всемирная Коалиция Экономики Пончика ВКЭП фонд благотворительных стандартов, основа планетарных и социальных границ.

20.04.2021
В Европу по «Северному потоку» за 10 лет поставлено 400 млрд куб.м. газа

21.04.2021 Давыдов Виктор Александрович 66

Весьма приличная цифра !

03.01.2021
Нефтяные катастрофы 2020 года

21.04.2021 мария сердюк 13 лет

мне понравилось по окружаещму помогли

16.04.2021
Росстат: Производство СПГ в России в I квартале снизилось на 5,9%

20.04.2021 Сергей, 40

Дальше будет только хуже, если мы не возьмем направление на технократию. Нам нужен мир, в котором первоочередной задачей станет реализация реально крутых проектов. Естественно, после того, как все базовые потребности людей будут удовлетворены

29.03.2021
Александр Хуршудов: Грустные прогнозы нефтедобычи в Югре сигналят о необходимости новой стратегии

01.04.2021 Александр Хуршудов

Анатолию:
В стадии умирания - это еще не похороны. Можно реанимировать. Нужно реанимировать.
А то, о чем Вы пишете - это экстенсивный путь развития, так прикладная наука развивается в западных странах. Он сейчас исчерпал свои возможности. Нужны принципиально новые методы и в разведке, и в добыче. И они появятся, а вот у нас или в других странах - это вопрос. К примеру, нужно всесторонне исследовать и расширить гидродинамические методы повышения нефтеотдачи пластов.

09.03.2021
Эксперт: Конкуренция российского трубопроводного и сжиженного газа продолжится в 2021 году

27.03.2021 Миславский Сергей Натанович, 72 года.

Заключение эксперта интересное, но слишком оптимистично. В 2021 году СПГ будет активно влиять на экспортные трубопроводные поставки природного газа ПАО "Газпром" , в том числе за счет грузов СПГ с проекта "Ямал СПГ", так как российским является около 30% грузов, остальные принадлежат иностранным участникам проекта и не подвластны арбитражу с российской стороны, хотя имеют равнозначные налоговые льготы. Кроме этого можно ожидать рост поставок СПГ на Европу через Египет с месторождений ПГ на шельфе Израиля. Катар, объединив в единый пул всех производителей СПГ, будет блокировать азиатский рынок. Увеличится за счет политического давления рост поставок американского СПГ.

26.03.2021
Танкеры с нефтью на сумму более $400 млн не могут пройти через Суэцкий канал

26.03.2021 В В Воронцов 63

***

Добро пожаловать на Се́верный морско́й путь!...

Welcome to the Northern Sea Route!...

***.

23.03.2021
Павел Сорокин: Минэнерго РФ предпринимает достаточно мер для стабилизации топливного рынка

23.03.2021 Ичпо

Надо поднять бензин на 50 % , а то какие-то полумеры!


^