Минэкономики предлагает качать по трубам Газпрома новое сырье
По данным “Ъ”, Минэкономики выступило с предложением дать прямой доступ к газотранспортной системе «Газпрома» независимым производителям водорода. Это значит, что в трубе он будет смешиваться с природным газом. Таким образом, для транспортировки водорода не потребуется создания отдельной системы, что существенно удешевит проекты по его производству. Но в Минэнерго указывают: водород существенно дороже природного газа и неясно, как затем его извлекать из общей смеси.
В проекте «дорожной карты» по увеличению экспортного потенциала российской водородной энергетики (документ от 1 апреля есть у “Ъ”), подготовленном Минэкономики, говорится о необходимости разрешить российским производителям водорода прямой доступ к газотранспортной системе (ГТС), контролируемой «Газпромом».
Россия пока только начинает разрабатывать концепцию развития водородной промышленности, но уже планирует занять существенную долю на рынке.
Замминистра энергетики Павел Сорокин 12 апреля говорил, что к 2050 году страна может экспортировать 7,9–33,4 млн тонн водорода.
Основными игроками в перспективе считаются «Газпром», «Росатом» и НОВАТЭК.
Как следует из документа, Минэкономики предлагает до декабря 2022 года внести изменения в законодательство с тем, чтобы разрешить строительство водородных проектов в непосредственной близости к магистральным газопроводам, в том числе при необходимости — в охранной зоне. Также речь идет о том, чтобы дать независимым производителям водорода доступ к беспрепятственному присоединению к газотранспортной системе. Как будет обеспечиваться доставка покупателю водорода, который смешан с природным газом, в документе не поясняется.
Между тем именно транспортировка представляет собой одну из самых сложных и дорогостоящих частей водородных проектов. Ее цена может в несколько раз превышать стоимость производства газа. Подмешивание водорода в общий поток природного газа способно снизить затраты производителей, это обойдется дешевле строительства отдельного канала. Теоретически водород из смеси можно извлекать на газораспределительных станциях.
Есть и еще одно вероятное объяснение идеи Минэкономики, при котором извлечение и не предполагается,— добавление водорода позволит уменьшить общий углеродный след от сжигания метана, и за это заплатят отдельные потребители в обмен на получение сертификата о том, что они не выбрасывают СО2.
В самом министерстве пояснить суть своей идеи не смогли. Там лишь сообщили, что «готовят предложение по увеличению экспортного потенциала водорода, соответствующая "дорожная карта" подготовлена на основе предложений делового сообщества и научных организаций и будет доработана с учетом полученных позиций профильных ведомств».
В Минэнерго говорят, что инициатива Минэкономики «пока изучается». Если в данном случае речь идет о сдаче водорода в газопровод и последующей транспортировке метано-водородных смесей, отмечают в Минэнерго, то в первую очередь необходимо решить вопрос о целесообразности такой транспортировки водорода (так как он значительно дороже природного газа), последующего извлечения водорода из смеси (экономическая целесообразность) и безопасности эксплуатации газотранспортной системы с учетом транспортировки метан-водородной смеси. В «Газпроме» на запрос “Ъ” не ответили.
«Это рынок, на котором Россия имеет очень большой потенциал, наша задача занять 20% от мирового рынка торговли водородом к 2030 году», - отмечал замглавы Минэнерго Павел Сорокин.
Сама по себе идея Минэкономики вполне в духе текущих мировых тенденций, ее аналоги обсуждаются в Европе, где перед газовыми компаниями и их потребителями стоит задача свести выбросы парниковых газов к нулю к 2050 году и «водородная» реконструкция газопроводов становится почти обязательной, отмечает старший аналитик Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников. Но, подчеркивает он, в России ситуация иная и подобных предпосылок нет.
При этом, уточняет эксперт, доступ к трубе — важный, но точно не самый главный вопрос. При решении прокачивать водород через ГТС нужно убедиться, что изменение состава смеси не затронет безопасность и надежность транспорта, распределения и использования газа по всей цепочке — от компрессорных станций и газопроводов высокого давления газовой компании до газовых горелок в плитах и котлах домохозяйств или турбинах электростанций. Также нужно согласовать с потребителями изменение состава смеси и подписать соответствующие контракты, добавляет господин Мельников. Более того, отмечает он, международный характер транспорта газа предполагает того же уровня сложность — нужны стандарты, межправительственные соглашения, технологические партнерства с поставщиками оборудования и другими газовыми компаниями.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю
23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»
Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.
18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников
Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!
27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации
Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!
23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний
Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.
28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании
Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!
28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток
С удовольствием больше у вас не заправляюсь.
25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт
Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут
04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса
Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.