$64.39 +2.14%
$ 81.13
€ 95.1
               

Алексей Кан: Мы научились работать со сложными запасами Гыдана безопасно, технологично и рентабельно

12 апреля 2021/ 08:40

Тюмень. В первых числах апреля «Мессояханефтегаз» и правительство Ямало-Ненецкого округа заключили соглашение об информационном взаимодействии в области изучения и сохранения вечной мерзлоты. О том, с помощью каких инструментов предприятие сегодня снижает нагрузку на экологию Арктики и какие вызовы определяют его актуальную повестку, в интервью Агентству нефтегазовой информации рассказал генеральный директор «Мессояханефтегаза» Алексей Кан.   

– Алексей Геннадиевич, в чем суть соглашения с правительством ЯНАО о взаимодействии в области сохранения вечной мерзлоты? Что конкретно предполагают эти договоренности?

– Знаете, коренные жители Гыданской тундры, где мы ведем разработку месторождений, говорят: «Оленя узнаешь по упряжке, а человека – на промысле». Эта пословица, конечно, не про современные нефтяные промыслы, но она вполне может служить критерием оценки и для нефтедобывающих компаний. Чем предприятие измеряет свою эффективность – объемами добычи, безопасностью процессов, бережным отношением к ресурсам? От этого ведь многое зависит. За годы работы в Арктике «Мессояха» накопила колоссальный опыт взаимодействия с чувствительной экосистемой этой территории. К вопросам состояния вечной мерзлоты мы относимся очень серьезно. От ее сохранности зависит безопасность производственных процессов и завтрашний день территории, за которую мы несем полную ответственность. И здесь недостаточно просто соблюдать регламенты и нормы федерального законодательства. Работа в области экологической безопасности эффективна только тогда, когда проактивна.

Еще на стадии проектирования наши специалисты создают для каждого (!) объекта индивидуальную программу геотехнического мониторинга – систему комплексного контроля и управления состоянием грунтов и промышленных объектов на всех стадиях жизненного цикла. Мы привлекаем к этой работе ученых, внедряем цифровые инструменты, применяем глобальные навигационные спутниковые системы мониторинга состояния грунтов, используем параметрические скважины для контроля теплового состояния мерзлых толщ и на основании полученной информации принимаем оперативные управленческие и технические решения.

При строительстве «Мессояха» использует специальные технологии и теплоизолирующие материалы, препятствующие таянию мерзлоты, инфраструктура возводится на свайном фундаменте, усиленном системами термостабилизации грунтов, своевременно проводим профилактику и ремонт, техническое перевооружение и реконструкцию, в общем, комплексно подходим к вопросу сохранения тундровых ландшафтов. Эту работу вообще нельзя вести от случая к случаю, она всегда должна быть в актуальной повестке. Думаю, в наших силах дать ученым ценную информацию, которая поможет безопасно и экологично осваивать Арктику. В этом и заключается суть соглашения, которое мы подписали с правительством Ямала.

– Уникальная схема утилизации попутного нефтяного газа, реализованная на Мессояхской группе месторождений в прошлом году, – тоже часть программы рационального недропользования. Насколько эффективным представляется вам это решение сегодня, спустя девять месяцев после запуска комплексной инфраструктуры на Западной и Восточной Мессояхе?

– Для нас было принципиально важным выполнить обязательства в области экологии и энергоэффективности в таком чувствительном регионе, как Арктика, и за то время, что реализуется программа, мы только укрепились в правильности принятого решения. Напомню, что применяемая схема утилизации попутного нефтяного газа не имеет отраслевых аналогов. Мы добываем и компримируем его на одном месторождении – Восточно-Мессояхском, а закачиваем в неразработанные пласты на другом участке – Западно-Мессояхском.

Вообще, мы же ведем нефтедобычу в традиционно газовом регионе – для Гыдана характерны мощные газовые шапки. Извлекаемые запасы газа на Мессояхе оцениваются в 172 млрд кубометров. При этом по своим характеристикам попутный газ максимально близок к природному. По сути, мы имеем дело с ресурсом не менее ценным, чем нефть. И наша задача сейчас – разработать устойчивый сценарий дальнейшего рационального использования ПНГ, который мы пока закачиваем в подземное хранилище.

Что касается экологической составляющей проекта. На сегодня мы отправили на хранение уже более 840 млн кубометров ПНГ. В этом году запускаем систему мониторинга, созданную на основе лучшего мирового опыта эксплуатации подземных газовых хранилищ. С помощью сети наблюдательных скважин, сейсмического контроля, эколого-геохимических исследований и высокочувствительных наземных геофонов мы сможем круглогодично в режиме онлайн получать информацию о распространении газа в пласте и реализовывать программу максимально безопасно.

– Разработка Восточно-Мессояхского месторождения с первых дней сопряжена с огромным числом вызовов, связанных с климатом, автономией, сложной геологией. Какие вызовы определяют сегодняшний день актива?

–  За четыре с половиной года эксплуатации месторождения команда «Мессояхи» максимально снизила уровень неопределенностей по проекту. Мы научились работать со сложными запасами Гыдана безопасно, технологично и рентабельно, совокупно добыли за этот период более 20 млн тонн нефти. На этом этапе развития актива необходимо сосредоточиться на повышении эффективности операционных процессов.

Перед нами стоит задача вовлечь в разработку запасы краевых участков месторождения и нефтяные оторочки небольшой мощности в подгазовых зонах и зонах с активной подстилающей водой, где толщина нефтенасыщенной прослойки очень небольшая. Разработка этих ТРИЗ сопряжена с высокими геологическими и технологическими рисками. По оценке наших геологов, к категории остаточных извлекаемых запасов на Мессояхе сегодня относится более 230 млн тонн нефти. Извлечь этот объем из сложных пластов, включить его в профиль добычи – критично важная для нас задача. Технологий и компетенций для ее решения у команды «Мессояхи» достаточно – в нашем арсенале сегодня есть проекты, направленные на усложнение конструкций скважин, повышение уровня заканчивания. Все это поможет нам выполнить эту работу на максимуме эффективности.

– Цифровая трансформация и переход на автоматизированные алгоритмы во многом определяют сегодняшний день нефтяной индустрии. Как меняются бизнес-процессы в «Мессояхе» в свете этого тренда?

– Сегодня мы действительно работаем не только с большими объемами углеводородов, но и с большим объемом данных. Чтобы обеспечить их доступность и качество, быстро моделировать процессы добычи, адекватно оценивать потенциал, определять узкие места, выбирать оптимальный режим эксплуатации и управлять надежностью, нужны технологии. И сегодня по всей операционной цепочке «пласт – скважина – инфраструктура» мы создаем автоматизированные системы, основанные на моделях цифровых двойников.

– Получается, скоро мы услышим о цифровом двойнике Восточно-Мессояхского месторождения?

– Я вам больше скажу – он уже существует. Цифровой двойник создан на базе интегрированной модели месторождения, где аккумулированы все данные по пласту, скважинному фонду, инфраструктуре. Это ядро всего IT-ландшафта и абсолютно прикладной инструмент. Мы используем его для прогнозирования производственных показателей, проведения расчетов высокой точности, оптимального подбора оборудования, мониторинга и оптимизации работы наземной инфраструктуры. Единая цифровая модель месторождения дает возможность оперативно контролировать изменения различных элементов цикла разработки и отслеживать их влияние друг на друга. Цифровые двойники реально расширяют наши возможности в области стратегического планирования на длинном горизонте.  

– Сам факт существования интегрированной модели месторождения говорит о том, что уровень цифровизации процессов в «Мессояхе» достаточно высок, технологии ведь не существуют сами по себе, они появляются в условиях развитого IT-ландшафта.

– Интегрированная модель – это действительно ядро многоуровневой цифровой системы, которую мы создаем в компании. Нефтяники «Мессояхи» работают с самыми разными IT-инструментами, помогающими усовершенствовать бизнес-процессы и вывести управление производством на принципиально новый уровень. Эти инструменты расширяют наши возможности в области оптимизации программ доразведки и снятия геологических рисков, многовариантного расчета сценариев разработки и эксплуатации на основе текущих экономических показателей, меняют подходы к проектированию и формированию программ высокотехнологичного бурения. В ближайшие месяцы в тюменском офисе «Мессояхи» начнет работу Центр управления добычей – цифровое пространство, которое позволит эффективно управлять потенциалом нашего автономного месторождения.

– Получается, будущее уже наступило… Не потеснит ли условная «цифра» человека?  

– Потенциал «железа» всегда ограничен, в отличие от возможностей человека. «Цифра» просто раскрывает этот потенциал в максимуме, освобождает людей от долгих и утомительных расчетов и процедур, которые она выполнит в тысячи раз быстрее и точнее, тем самым повысив безопасность и эффективность добычи. Решения в любом случае принимает человек, на нем все держится. Важно еще понимать, что цифровизация не приведет к эволюции, если сами люди не готовы к изменениям. Поэтому сегодня мы перестраиваем процессы, структурируем работу вокруг больших кросс-функциональных задач на основе наших корпоративных ценностей. Мультидисциплинарные команды становятся центрами принятия решений и нашим главным интеллектуальным ресурсом в борьбе за эффективность добычи.

– Как «Мессояха» преодолела кризис, связанный с пандемией?   

– Трудный был период, да и сейчас успокаиваться рано, хотя вакцинация действительно переломила ситуацию, остановила развитие этого негативного сценария. Самое сложное заключалось в том, что ни у кого не было готового протокола решений: что ни день, то новый вызов. Работали в режиме «военного времени», делали все возможное, чтобы затормозить рост заболеваемости, чтобы люди чувствовали: компания о них заботится.

Можно долго перечислять, что было сделано: обсерваторы, чистые зоны на месторождении, превентивные тестирования, перевод офисных сотрудников на удаленку – арсенал средств борьбы с пандемией у большинства компаний был плюс-минус одинаков. За 2020-й «Мессояха» провела около 30 тысяч тестов для собственного персонала и работников подрядных организаций. Сегодня активно вакцинируем сотрудников в офисе и на удаленном нефтепромысле, включая коллективы компаний-партнеров. Это очень большая работа, важнее которой нет ничего. Сейчас коллективный иммунитет команды оценивается в 80%. Благодаря этому в марте все сотрудники компании, кроме тех категорий, которые подпадают под региональные ограничения, вернулись в офис.

– В списке партнеров «Мессояханефтегаза» более сотни компаний. Как предприятие планирует развивать отношения со своими подрядчиками, будут ли меняться подходы к партнерству?

– Мы вместе разрабатываем месторождение – бурим, строим, добываем, значит, и развиваться будем вместе. Двигаться вперед в отрыве от партнеров мы не сможем. Успех формируется на стыке этого взаимодействия. Сейчас мы идем в направлении общей цифровой и культурной среды, экосистемы, построенной на основе доверия, прозрачности и совместного развития. «Мессояха» уже открыла некоторым партнерам доступ к общим цифровым платформам для увеличения скорости выполнения работ и принятия решений. Кстати, кризисный 2020 год показал, что в главном – заботе о жизни и здоровье людей – мы с коллегами совпадаем. Вместе у нас получилось создать надежные барьеры вокруг своих команд и не допустить паники и распространения коронавирусной инфекции на производственных объектах. Я очень благодарен партнерам за эту работу.

Фото: пресс-служба Мессояханефтегаз

Просмотров 39965
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену

31.10.2025
Сообщения о загрязнении воздуха в Тюмени не подтвердились

31.10.2025 Черных Евгений Борисович, 60

А когда они находили загрязнения? Подождали пока ветром раздует и поехали проверять. Вечером вчера горелой пластмассой несло по району. Так же, как грязный снег с улиц возили несколько лет прямо под знак "ручей Ключи. Водоохранная зона"

27.10.2014
Министерство промышленности и торговли РФ

31.10.2025 Русских Виталий Викторович

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста как быть в следующей ситуации? Купил автомобиль в сша 29 августа 2025 года за 6 млн.руб. Автомобиль сейчас в пути. Планируемая дата прибытия начало декабря 2025 года. С декабря вводится коммерческий утилизационный сбор. На мой автомобиль он будет составлять 3 млн рублей, которых у меня нет. На момент покупки автомобиля таких новостей не было. Подскажите подскажите, что делать?

23.10.2025
США рассчитывает договориться с Китаем о поставках российской нефти

23.10.2025 Курындина Татьяна Георгиевна, 75 лет

Вот и Си Трамп переманит...Все боятся Америки,хотя, объединившись, могли бы" легко заткнуть её за пояс"

20.10.2025
Минэнерго РФ предлагает создать финансовый институт поддержки энергетики

20.10.2025 Царев Борис 68лет

Также надо создать финансовый институт машиностроения, радио электронной и далее по списку. Не лучше госплан и госбанк восстановить.

16.10.2025
Александр Новак заявил о возможности импорта бензина и дизтоплива в Россию

16.10.2025 Гость

То-ли лыжи не едут, то-ли я уже совсем ничего не понимаю.... А где же всё своё? Если импорт бензина будет, то получится по двойной цене сделают? Вот буржуи! Охренели уже!!!!!

02.10.2025
В Приднестровье вводят двухнедельный режим экономии газа

05.10.2025 Мотынга Л.И.

Чем занимались ответственные государственные мужи до сих пор, себе в коттеджи набрали солярки на зиму, а населению опять обещали и мурашки...

21.07.2025
Сквозь глубину - к сути: Алексей Матвеев о настоящем профессионализме в энергетике

30.09.2025 Астафьев Игорь Иванович

Алексей Андреевич прекрасный коллега и эксперт в своей сфере!

24.09.2025
Александр Фролов: России необходим избыток мощностей НПЗ для стабилизации рынка

24.09.2025 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фролов заблуждается .Ремонт это не ромашковый чай.
Завод даже не авто ,из ремонта не выкатишь.
А завод требующий ремонта это не завод а рухлядь.
Построить избыточные НПЗ или ГПЗ не могли даже юкосы и Сибнефти.
Зачем уважаемому изданию такие фантазийнын авторы?


^