$68.28 +0.28%
$ 74.14 -0.44
$ 89.51 -0.17
Нижневартовск

Введение квот на СО2 в России уронит показатели энергосектора

Коммерсант
06 апреля/ 11:32

Гипотетическое введение платы за выбросы углекислого газа в РФ по аналогии с другими крупнейшими экономиками существенно повлияет на электроэнергетические компании. По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», при цене СО2 в $11 за тонну расходы сектора могут составить 187 млрд руб. в год, показатель EBITDA — упасть на 16%, а средняя дивидендная доходность снизится до 5,5%. Однако другие эксперты считают введение платы за выбросы в РФ отдаленной перспективой с учетом того, что это приведет к росту цен на электроэнергию.

Аналитики «ВТБ Капитала» сделали первую попытку оценить влияние на электроэнергетические компании возможного введения квот на выбросы СО2 в России. На фоне введения углеродного налога в ЕС (CBAM) подавляющее большинство экспертов считает, что все крупные экономики вынуждены будут со временем внедрить ограничение выбросов и торговлю квотами.

В России такая система может появиться в 2022 году на Сахалине в пилотном режиме. Стоимость выбросов предполагается на уровне 0,15–2 тыс. руб. ($2–25) за тонну.

Кроме того, в «ВТБ Капитале» считают, что в будущем компании могут обязать учитывать потенциальные расходы по выбросам в отчетности МСФО.

Аналитики инвестбанка рассмотрели несколько сценариев в зависимости от стоимости выбросов. В частности, текущая ставка за тонну CO2 на бирже ЕС (EU ETS) составляет $51,1, в Китае — $6,3, а в среднем по миру — $11,1. При этом Всемирный банк полагает, что для достижения климатических целей, зафиксированных в Парижском соглашении по климату, ставка должна составлять $75.

Всего в мире работают 29 систем по торговле квотами на выбросы СО2, самая крупная — в ЕС. Регулятор устанавливает верхний потолок допустимого объема выбросов для конкретных отраслей производства. Если предприятие выбрасывает меньше лимита, то может продавать свободные объемы (квоты). Их покупают те, кто не укладывается в лимит.

Любой из сценариев окажет негативное влияние на крупные энергокомпании страны. Эксперты проанализировали влияние расходов на покупку квот на отчетность «Интер РАО», «РусГидро», ОГК-2, ТГК-1 и «Мосэнерго» («Газпром энергохолдинг», ГЭХ), «Энел Россия» (подконтрольна итальянской Enel) и «Юнипро» (подконтрольна немецкой Uniper).

Так, при цене тонны в $11,1 общий платеж энергокомпаний за выбросы приблизится к 187 млрд руб. в год.

Средний показатель EBITDA упадет на 16%. Механизм квотирования практически не окажет влияния только на EBITDA «РусГидро» из-за большого объема ГЭС.

Оплата сверхнормативных выбросов снизит дивидендную доходность сектора. Сейчас она составляет в среднем 7,4%, а при цене тонны CO2 в $11,1 — сократится до 5,5%, по оценкам «ВТБ Капитала». Аналитики также отмечают, что рост нагрузки на генкомпании в конечном итоге может привести к увеличению стоимости электроэнергии для промышленности. Так, конечная цена на электроэнергию может увеличиться на 0,43 руб. за 1 кВт•ч, или на 10%.

В «Энел Россия», «РусГидро», ГЭХ и «Юнипро» воздержались от комментариев. В «Интер РАО» заявили, что «с интересом изучают расчеты аналитиков и намерены продолжать работу в направлении снижения воздействия на окружающую среду и минимизации климатических рисков».

«Оцифровка климатических выбросов в финансовой отчетности — не выбор, а приближающаяся реальность. Международные инвесторы неизбежно будут учитывать возможные расходы на выбросы вне зависимости от того, существуют такие расходы на национальном уровне или нет»,— говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». По его мнению, усилия Минэкономики по запуску проекта на Сахалине — важный шаг по встраиванию российской экономики в новую парадигму международного подхода финансовых рынков к климатическим рискам, а предлагаемый коридор цен — $2–25 за тонну — вполне соотносится с ценовыми параметрами других развивающихся стран, только встающих на путь внедрения контроля выбросов в свою долгосрочную инвестиционную политику.

Руководитель направления «Электроэнергетика» Центра энергетики МШУ «Сколково» Алексей Хохлов не ожидает полноценного запуска системы квот на выбросы парниковых газов в России либо углеродного налога в какое-либо ближайшее обозримое время.

«Подобные инициативы создадут значительную дополнительную финансовую нагрузку, которая может быть компенсирована только потребителями электроэнергии»,— полагает он. Владимир Лукин из KPMG говорит, что пока невозможно точно оценить влияние механизма таможенной углеродной корректировки (CBAM). «В наиболее консервативных сценариях мы рассматриваем приоритетное влияние механизма на компании с преобладающей угольной генерацией. Однако степень чувствительности механизма к фактической результативности компаний в сфере декарбонизации пока остается неясной. Напомним, что основная функция СВАМ — не декарбонизация, а защита интересов европейских производителей в условиях амбициозной климатической политики Евросоюза»,— полагает Владимир Лукин.

Просмотров 1014
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

26.03.2021
На Ямале за три месяца 2021 года стоимость бензина выросла на 6,7%

29.04.2021 Сукулентов Иван Охлабыстович

А что, ростовская область - родина бензина или нефти? Почему он в Ростове должен быть дешевле? У вас табак и семечки могут быть дешёвыми, ну может ещё и вертолёты, но никак не бензин!

26.04.2021
На Ямале из-за теплой погоды временно закрыт проезд по дороге Салехард-Надым

27.04.2021 Болдырева Наталья Николаевна, 35 лет

Очень огорчило такое решение, жаловались те кому хотели отменить льготный проезд на пароме, а пострадали те кому его и так не оплачивали, тем кто очень ждал открытия хоть какого-то сквозного проезда на большую землю... Теперь мы стали заложниками ситуации: отпуск начинается в конце мая, билеты на паром на эти даты уже все раскупили и дорогу перекрыли!!!

14.04.2021
Николай Дурманов: В планах Минобрнауки создать плотную сеть карбоновых полигонов по всей стране

24.04.2021 Воловик Игорь Иванович 66 лет

Всемирная Коалиция Экономики Пончика ВКЭП фонд благотворительных стандартов, основа планетарных и социальных границ.

20.04.2021
В Европу по «Северному потоку» за 10 лет поставлено 400 млрд куб.м. газа

21.04.2021 Давыдов Виктор Александрович 66

Весьма приличная цифра !

03.01.2021
Нефтяные катастрофы 2020 года

21.04.2021 мария сердюк 13 лет

мне понравилось по окружаещму помогли

16.04.2021
Росстат: Производство СПГ в России в I квартале снизилось на 5,9%

20.04.2021 Сергей, 40

Дальше будет только хуже, если мы не возьмем направление на технократию. Нам нужен мир, в котором первоочередной задачей станет реализация реально крутых проектов. Естественно, после того, как все базовые потребности людей будут удовлетворены

29.03.2021
Александр Хуршудов: Грустные прогнозы нефтедобычи в Югре сигналят о необходимости новой стратегии

01.04.2021 Александр Хуршудов

Анатолию:
В стадии умирания - это еще не похороны. Можно реанимировать. Нужно реанимировать.
А то, о чем Вы пишете - это экстенсивный путь развития, так прикладная наука развивается в западных странах. Он сейчас исчерпал свои возможности. Нужны принципиально новые методы и в разведке, и в добыче. И они появятся, а вот у нас или в других странах - это вопрос. К примеру, нужно всесторонне исследовать и расширить гидродинамические методы повышения нефтеотдачи пластов.

09.03.2021
Эксперт: Конкуренция российского трубопроводного и сжиженного газа продолжится в 2021 году

27.03.2021 Миславский Сергей Натанович, 72 года.

Заключение эксперта интересное, но слишком оптимистично. В 2021 году СПГ будет активно влиять на экспортные трубопроводные поставки природного газа ПАО "Газпром" , в том числе за счет грузов СПГ с проекта "Ямал СПГ", так как российским является около 30% грузов, остальные принадлежат иностранным участникам проекта и не подвластны арбитражу с российской стороны, хотя имеют равнозначные налоговые льготы. Кроме этого можно ожидать рост поставок СПГ на Европу через Египет с месторождений ПГ на шельфе Израиля. Катар, объединив в единый пул всех производителей СПГ, будет блокировать азиатский рынок. Увеличится за счет политического давления рост поставок американского СПГ.

26.03.2021
Танкеры с нефтью на сумму более $400 млн не могут пройти через Суэцкий канал

26.03.2021 В В Воронцов 63

***

Добро пожаловать на Се́верный морско́й путь!...

Welcome to the Northern Sea Route!...

***.

23.03.2021
Павел Сорокин: Минэнерго РФ предпринимает достаточно мер для стабилизации топливного рынка

23.03.2021 Ичпо

Надо поднять бензин на 50 % , а то какие-то полумеры!


^