$72.81 -0.27%
$ 108.01 +2.95
€ 113.09 +2.6
               

Замглавы Минэнерго: Надо сделать предсказуемую цену на бензин

РБК
23 марта 2021/ 13:17

Замминистра Павел Сорокин рассказал РБК, почему России не грозит повторение топливного кризиса 2018 года, из-за чего бензин на АЗС не дешевеет вслед за ценами на нефть, но и не дорожает так же быстро при их восстановлении

— В России отмечаются риски повторения роста розничных цен на бензин и дизтопливо, произошедшего в 2018 году, и, как следствие, «возникновение социальной напряженности», говорится в отчете Счетной палаты за 2020 год (позже пресс-служба ведомства уточнила, что такие риски являются «минимальными»). Почему в Минэнерго считают, что ситуация на топливном рынке в этом году принципиально иная?

— Ситуация в этом году существенно отличается по нескольким причинам, существует ряд механизмов и принят ряд превентивных мер, которые не позволят ситуации развиваться по сценариям прошлых лет.

На данный момент действует механизм демпфера, который позволяет [НПЗ] компенсировать часть разницы между экспортной альтернативой и внутренней ценой.

Демпферный механизм, принятый в 2018 году, работает так: при высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны заплатить в бюджет. Одна из его целей — ограничить влияние колебаний цен на нефтяном рынке на стоимость производимого в России топлива. По оценкам Vygon Consulting, при корректировке индикативной цены с 1 мая компенсации нефтяникам увеличатся на 42 млрд руб. до конца 2021 года.

Во-вторых, нефтяным компаниям были даны рекомендации по наращиванию объемов производства и дозагрузки нефтеперерабатывающих заводов. Эти рекомендации выполняются: с начала февраля наблюдается прирост запасов — запасы товарного бензина увеличились более чем на треть, объемы на биржевых торгах сейчас стабильны и даже выше, чем в предыдущие недели. К тому же в рамках превентивных мер было принято решение о корректировке демпфирующего механизма из-за ситуации на мировом рынке. Это позволит облегчить давление на нефтепереработку, создать дополнительную маржинальность и дозагрузить НПЗ, что приведет к появлению дополнительных объемов топлива на рынке.

Минэнерго совместно с ФАС в ежедневном режиме мониторят рынок на предмет движения всех ценовых элементов — оптовых и розничных цен, при необходимости будут приниматься дополнительные меры.

Также важной мерой являются соглашения по модернизации НПЗ — в 2020 году был принят закон, вводящий инвестнадбавку с коэффициентом 1,3х к обратному акцизу для НПЗ, заключивших инвестиционное соглашение по модернизации, направленной на увеличение переработки тяжелых остатков. Это приведет к росту выпуска светлых нефтепродуктов. Уже подписаны соглашения с тремя компаниями (22 марта было объявлено, что группа «Сафмар» Михаила Гуцериева подписала такое соглашение, обязавшись вложить более 100 млрд руб. в модернизацию Афипского и Оского НПЗ. — РБК), и мы видим спрос на данную стимулирующую меру.

— Независимый топливный союз (НТС) в письме на имя премьера Михаила Мишустина предложил отказаться от использования демпферного механизма под угрозой того, что цены в рознице на нефтепродукты до конца года могут взлететь сразу на 14%, что гораздо выше прогнозной инфляции. Вы согласны с этими рекомендациями?

— Демпфер показал себя как эффективный механизм по сдерживанию темпов роста на АЗС, который в течение последних нескольких лет успешно достигал своей задачи. Те корректировки, которые сейчас предлагаются по итогам совещания у вице-премьера и которые будут внесены с 1 мая, позволяют донастроить его до соответствия текущей ситуации на рынке. Поэтому категорически нельзя обсуждать отмену данного механизма, это может привести к непоправимым последствиям для рынка — одним из главных приоритетов действующего механизма демпфера остается сохранение темпов изменения конечных розничных цен для потребителя не выше уровня инфляции, то есть на уровне прогнозных ЦБ 3,5–4%, за счет компенсации разницы между экспортной альтернативой и ценой внутреннего рынка.

— Стратег SberCIB Investment Research Михаил Шейбе 15 марта заявил, что в ближайшие месяцы, вероятно, сохранится давление на оптовые цены на бензин из-за увеличения экспортной альтернативы для российских производителей на фоне роста цен на нефть. Как вы можете прокомментировать это прогноз?

— Сейчас экспортная альтернатива действительно выше, чем в предыдущие кварталы, потому что мы наблюдаем увеличение цен на нефть и восстановление крек-спреда (разница в цене между баррелем сырой нефти и произведенных из нее нефтепродуктов. — РБК) в постковидный период, а также рубль остается достаточно слабым, что не свойственно ему при росте цен на нефть. То есть сейчас бочка (баррель нефти в перечете на рубли. — РБК) стоит более 5 тыс. руб., полгода назад цена была 3,2 тыс. руб.

Но те меры, которые были приняты, как раз направлены на повышение уровня компенсации для отечественных нефтепереработчиков [из-за роста мировых цен на нефть и экспортной альтернативы] и то, чтобы дать дополнительный объем [топлива] на внутренний рынок. Они должны создать условия, при которых на рынке достаточно ресурсов для всех участников по адекватной цене. Также был повышен норматив продаж на бирже бензина с 10 до 11% [от производства крупнейших нефтяных компаний] и с 5 до 7,5% для дизеля. Сейчас в процессе корректировки постановление № 733, которое позволит провести аналогичное действие (обязать продавать определенные объемы бензина и дизтоплива. — РБК) для недоминантов рынка (средние и более мелкие компании, на которые раньше не распространялось это требование. — РБК).

— Согласно отчету SberCIB, 12 марта на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) стоимость бензина достигла рекорда с мая 2018 года — 55,75 тыс. руб. за тонну, с начала года она выросла более чем на 12%. Как и когда снижение цен в опте транслируется в розницу? Ожидаете ли вы снижения цен на АЗС?

— На самом деле по итогам торгов 12 марта оптовая цена бензина на СПбМТСБ упала — цена смотрится по закрытию. В целом за 10–16 марта цены снизились более чем на 1 тыс. руб. на тонну. Мы рассчитываем, что благодаря дополнительному объему топлива, который поставляется на биржу и внутренний рынок, ситуация будет оставаться стабильной в опте.

Цены в рознице с начала года растут на уровне инфляции. Важно отметить, что при существенном росте оптовой цены сжимается маржинальность АЗС, что действительно существенно усложняет их работу. При нормализации ситуации в опте благодаря принятым мерам динамика розничных цен будет сохраняться в пределах инфляции.

— В январе 2021 года запасы бензина на НПЗ и нефтебазах (товарные остатки, которые накапливаются у производителей на случай дефицита или проблем с обеспечением топливом в стране) снизились до минимального уровня (как минимум с 2015 года) — 1,18 млн т. Сколько сейчас составляют эти запасы? За счет каких мер увеличена загрузка российских НПЗ?

— На совещании у вице-премьера Александра Новака было дано поручение компаниям повысить запасы до 1,6–1,7 млн т к 1 мая и до 1,8 млн т в июне. Начиная с начала февраля уровень запасов вырос примерно на 0,4 млн, до 1,6 млн т.

Компании увеличили загрузку заводов, а также было снижено количество танкерных партий, отправляемых на экспорт. К тому же Россия увеличила добычу нефти в рамках соглашения ОПЕК+, прибавив по 65 тыс. барр. в сутки в феврале и марте. Еще около 130 тыс. барр. в сутки увеличения добычи ожидается в апреле.

Это все позволило дать дополнительный ресурс на нефтеперерабатывающие заводы для того, чтобы обеспечить уровень запасов, который необходим для безопасного прохождения весеннего периода посевной и традиционного сезонного увеличения спроса. Таким образом, поручение по уровню запасов было исполнено досрочно, но процесс накопления запасов продолжается.

— Считаете ли вы последние корректировки демпфера (снижение индикативной цены на бензин на 2,7 тыс. руб. — с 56,3 тыс. руб. до 53,6 тыс. руб.), которые вступают в силу 1 мая, достаточными для стабилизации цен? Почему они касаются только бензина, но не дизтоплива?

— Мы считаем корректировку демпфера для бензина совместно с другими мерами, включая увеличение оптовой торговли на бирже и дозагрузку НПЗ, достаточной для стабилизации цен. Это комбинация мер — компании понимают свою ответственность и донасыщают рынок, а регулятор, в свою очередь, понимая ситуацию, помогает удерживать экономику [нефтяных компаний] в приемлемых параметрах.

По дизельному топливу текущий демпфер работает достаточно эффективно, сейчас маржинальность при его продаже в рознице не требует дополнительных корректировок. Поэтому по дизелю такой остроты не наблюдалось, там будут корректироваться только темпы индексации индикативной цены — приведение в соответствие с инфляцией и ожидаемыми темпами роста.

— В какой ситуации демпфер снова потребует донастройки?

— Рынок — живой организм, мы находимся в процессе постоянного мониторинга и по необходимости реагируем на изменение конъюнктуры. Но мы считаем, что после текущих изменений демпфера она будет продолжать эффективно работать. При любом раскладе мы готовы принимать необходимые меры для удержания ситуации.

— Насколько эта корректировка демпфера позволит увеличить маржу АЗС при продаже бензин и дизтоплива? По оценкам Российского топливного союза, сейчас оптовые цены на бирже, достигшие рекордов за много лет, «критические» — при закупках по таким ценам маржа на АЗС просто отсутствует.

— Демпфер напрямую на АЗС не влияет. Его выплачивают или получают из бюджета НПЗ, то есть он влияет на оптовую компоненту цены. Комплекс мер, которые я назвал, позволят стабилизировать оптовые цены до того уровня, который будет давать всем сегментам цепочки приемлемую доходность.

— Почему механизм ценообразования на бензин в России предполагает рост цен в рознице как при росте цен на нефть на мировом рынке, так и при их снижении? Возможно ли — и при каких условиях — следование российских розничных цен за мировыми ценами на нефть, в том числе в сторону снижения?

— Мировая цена на нефть очень волатильная, она может существенно корректироваться как вверх, так и вниз в очень короткие промежутки времени. Это создает проблемы с планированием и прогнозированием как для независимых АЗС, так и для любого потребителя нефтепродуктов.

Мы наблюдали, что на протяжении всей истории [розничные] цены на АЗС растут более активно, чем снижаются. Поэтому, когда цена на нефть падает, цены на АЗС сильно не снижались, и в розничном сегменте образовывалась сверхмаржинальность. А при росте цен на нефть росли и цены на АЗС. К тому же каждый год происходит пересмотр акцизов, меняется курс рубля и другие факторы, которые влияют на рублевую составляющую цены сырья.

Когда принимался демпфер, предполагалось, что он позволит стабилизировать рост цен в рознице, ограничив ее инфляцией, при этом изымая сверхдоходность АЗС и нефтяных компаний, когда цена на нефть падает, но выплачивая часть этой доходности назад (компаниям. — РБК) [при росте цен на нефть] для того, чтобы избежать роста цен для потребителя. Главная задача — сделать так, чтобы потребитель имел предсказуемую цену, чтобы она не изменялась в разные стороны. В целом этот механизм достаточно эффективно работает и позволяет возвращать в сегмент нефтепереработки часть разницы между экспортной альтернативой и внутренней ценой и изымать сверхприбыль. В 2019-м цены на АИ-92 на АЗС выросли на уровень инфляции — около 3%, в 2020-м они росли существенно ниже инфляции — чуть больше 2% при инфляции около 5%, в этом году растут на уровне инфляции.

Просмотров 1501
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.

01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти

30.08.2024 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.

С праздником!

24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано

03.08.2024 Кропачев Николай Михаилович кандидат наук 70 лет

У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.

12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане

15.07.2024 Юсифов Теюб Юсиф оглы

Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю


^