$68.71 +2.42%
$ 74 -0.36
$ 89.62 -0.31

Владимир Чупров: Судя по тому, что мы видим, нефтяники не знакомы с правилами безопасной эксплуатации трубопроводов

23 октября 2020/ 13:01

Москва. Для России 2020 год надолго останется в памяти по обилию нефтеразливов.  Катастрофа в Норильске, разлив в реку Ангара, прорыв трубы при перекачке нефти в Хатанге – лишь малая часть происшествий этого года. За регулирование ситуации взялось правительство. Совет Федерации одобрил закон, направленный на предупреждение и ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов. Он обязывает компании, занимающиеся добычей нефти на суше, иметь механизм финансового обеспечения для устранения нештатных ситуаций.

О том, насколько ужесточение законодательства поможет минимизировать нефтеразливы в стране Агентству нефтегазовой информации рассказал директор по проектам российского отделения Гринпис Владимир Чупров:

- Хочу отметить, что изменения в нормативных документах (статья 46 закона «Об охране окружающей среды № 7-ФЗ») - явно недостаточная мера. Принятые поправки - это бюрократическое оформление стадии устранения уже состоявшейся аварии. Можно хорошо научиться их ликвидировать, но «лучший» разлив - это предотвращенный разлив.

А для этого необходимо, чтобы нефтяные компании стали выполнять хотя бы правила безопасной эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов (утверждены Приказом Ростехнадзора от 30.11.2017 № 515). Именно они вводят требование ультразвуковой толщинометрии стенок нефтепроводов с частотой не менее двух участков на 1 км. В правилах прописаны условия отбраковки труб и деталей внутрипромысловых нефтепроводов, в том числе, если в результате ревизии установлено, что под действием коррозии или эрозии толщина стенки уменьшилась и достигла критической величины. Напомню, в более чем 90% аварий на нефтепроводах причина – коррозия.

Но, это лишь малая часть правил, которых должны придерживаться компании. Такое ощущение, что нефтяники про них даже не знают.

Cитуация на самом деле критическая. Ни для кого не секрет, что основной причиной разливов нефти является возникновение аварий на промысловых трубопроводах в результате коррозии. Так, в Югре в 2015 году 98% порывов произошли по этой причине. При этом износ нефтепроводного парка по разным данным составляет порядка 50-70% и выше.

Фактический срок службы нефтепровода составляет примерно 20 лет, а для некоторых нефтепроводов он может составлять всего лишь три года. Но, как показывает реальность, значительная часть нефтепроводов эксплуатируется с превышением гарантированного безаварийного срока службы.

Возникает резонный вопрос: почему компании не хотят отбраковывать и менять трубы? Ответ прост, на кону – прибыль. В целом, по оценке Гринписа, предприятия недоинвестируют в поддержание только промысловых нефтепроводов около 200 млрд рублей в год. Фактически это +10% (это очень много) к чистой прибыли ТОП-7 компаний, которая составляет порядка 2 трлн рублей в год.

В результате такого недоинвестирования сбывается негативный прогноз, зафиксированный в Указе Президента РФ от 6 мая 2018 года "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности", в соответствии с которым «60-70% оборудования, применяемого на опасных производственных объектах, отработало нормативные сроки службы. При таких условиях социально-экономический ущерб от аварий может оцениваться в 600 - 700  млрд рублей  в год,  что  негативно скажется на экономической стабильности Российской Федерации».

Но винить только нефтяные компании в сложившейся ситуации не стоит. Если смотреть на проблему глубже, то стоит обратить внимание на Ростехнадзор, который не беспокоит бизнес по выполнению норм и правил, прописанных в законе. В свою очередь, правительство РФ не рассматривает это ведомство как орган, который должен всерьез контролировать нефтяников, так как отрасль считается "священной коровой". Что касается самих компаний, то, по опыту, они просто не дадут правительству развернут нормальный технический надзор: сразу появятся письма, в которых нефтяники напомнят, что они дают 40% поступлений в федеральный бюджет, а дополнительный надзор со стороны государства отпугнет инвесторов.

Если копнуть еще глубже, то следует обратить внимание на президента и Кабмин, которые формируют макрополитику. Они чаще соглашаются с нефтяными компаниями, чем с тем же Минфином, который пытается отменить налоговые льготы нефтяной отрасли. Объяснение стандартное: пока не время, нужно подождать, когда будут деньги и условия, когда кончится Covid-19 и многое другое.

Я считаю, что, когда не работает нормальная диагностика предотвращения аварий, для решения проблемы нефтяных разливов необходимо прописать в нормативно-правовой базе РФ прямые требования в виде предельных сроков эксплуатации промысловых нефтепроводов. Возможно, эта мера не избавит от нефтеразливов полностью, но сократит их в несколько раз.

И в стратегической перспективе, конечно же, нужно уже сейчас продумывать, как перестраивать нашу экономику в условиях глобального отказа от нефти с переходом на биотопливо, водород и электротягу.

Просмотров 7372
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

12.05.2021
Казмунайгаз в январе-марте 2021 года добыла 5,318 млн тонн нефти

12.05.2021 Токубаева Гуля, 50 лет

Даже если и понизилась добыча, топ-менеджеры не забудут себе начислить премии, бонусы

26.03.2021
На Ямале за три месяца 2021 года стоимость бензина выросла на 6,7%

29.04.2021 Сукулентов Иван Охлабыстович

А что, ростовская область - родина бензина или нефти? Почему он в Ростове должен быть дешевле? У вас табак и семечки могут быть дешёвыми, ну может ещё и вертолёты, но никак не бензин!

26.04.2021
На Ямале из-за теплой погоды временно закрыт проезд по дороге Салехард-Надым

27.04.2021 Болдырева Наталья Николаевна, 35 лет

Очень огорчило такое решение, жаловались те кому хотели отменить льготный проезд на пароме, а пострадали те кому его и так не оплачивали, тем кто очень ждал открытия хоть какого-то сквозного проезда на большую землю... Теперь мы стали заложниками ситуации: отпуск начинается в конце мая, билеты на паром на эти даты уже все раскупили и дорогу перекрыли!!!

14.04.2021
Николай Дурманов: В планах Минобрнауки создать плотную сеть карбоновых полигонов по всей стране

24.04.2021 Воловик Игорь Иванович 66 лет

Всемирная Коалиция Экономики Пончика ВКЭП фонд благотворительных стандартов, основа планетарных и социальных границ.

20.04.2021
В Европу по «Северному потоку» за 10 лет поставлено 400 млрд куб.м. газа

21.04.2021 Давыдов Виктор Александрович 66

Весьма приличная цифра !

03.01.2021
Нефтяные катастрофы 2020 года

21.04.2021 мария сердюк 13 лет

мне понравилось по окружаещму помогли

16.04.2021
Росстат: Производство СПГ в России в I квартале снизилось на 5,9%

20.04.2021 Сергей, 40

Дальше будет только хуже, если мы не возьмем направление на технократию. Нам нужен мир, в котором первоочередной задачей станет реализация реально крутых проектов. Естественно, после того, как все базовые потребности людей будут удовлетворены

29.03.2021
Александр Хуршудов: Грустные прогнозы нефтедобычи в Югре сигналят о необходимости новой стратегии

01.04.2021 Александр Хуршудов

Анатолию:
В стадии умирания - это еще не похороны. Можно реанимировать. Нужно реанимировать.
А то, о чем Вы пишете - это экстенсивный путь развития, так прикладная наука развивается в западных странах. Он сейчас исчерпал свои возможности. Нужны принципиально новые методы и в разведке, и в добыче. И они появятся, а вот у нас или в других странах - это вопрос. К примеру, нужно всесторонне исследовать и расширить гидродинамические методы повышения нефтеотдачи пластов.

09.03.2021
Эксперт: Конкуренция российского трубопроводного и сжиженного газа продолжится в 2021 году

27.03.2021 Миславский Сергей Натанович, 72 года.

Заключение эксперта интересное, но слишком оптимистично. В 2021 году СПГ будет активно влиять на экспортные трубопроводные поставки природного газа ПАО "Газпром" , в том числе за счет грузов СПГ с проекта "Ямал СПГ", так как российским является около 30% грузов, остальные принадлежат иностранным участникам проекта и не подвластны арбитражу с российской стороны, хотя имеют равнозначные налоговые льготы. Кроме этого можно ожидать рост поставок СПГ на Европу через Египет с месторождений ПГ на шельфе Израиля. Катар, объединив в единый пул всех производителей СПГ, будет блокировать азиатский рынок. Увеличится за счет политического давления рост поставок американского СПГ.

26.03.2021
Танкеры с нефтью на сумму более $400 млн не могут пройти через Суэцкий канал

26.03.2021 В В Воронцов 63

***

Добро пожаловать на Се́верный морско́й путь!...

Welcome to the Northern Sea Route!...

***.


^