$60.47 +1.07%
$ 80.72
€ 94.51
               

Владимир Чупров: Судя по тому, что мы видим, нефтяники не знакомы с правилами безопасной эксплуатации трубопроводов

23 октября 2020/ 13:01

Москва. Для России 2020 год надолго останется в памяти по обилию нефтеразливов.  Катастрофа в Норильске, разлив в реку Ангара, прорыв трубы при перекачке нефти в Хатанге – лишь малая часть происшествий этого года. За регулирование ситуации взялось правительство. Совет Федерации одобрил закон, направленный на предупреждение и ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов. Он обязывает компании, занимающиеся добычей нефти на суше, иметь механизм финансового обеспечения для устранения нештатных ситуаций.

О том, насколько ужесточение законодательства поможет минимизировать нефтеразливы в стране Агентству нефтегазовой информации рассказал директор по проектам российского отделения Гринпис Владимир Чупров:

- Хочу отметить, что изменения в нормативных документах (статья 46 закона «Об охране окружающей среды № 7-ФЗ») - явно недостаточная мера. Принятые поправки - это бюрократическое оформление стадии устранения уже состоявшейся аварии. Можно хорошо научиться их ликвидировать, но «лучший» разлив - это предотвращенный разлив.

А для этого необходимо, чтобы нефтяные компании стали выполнять хотя бы правила безопасной эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов (утверждены Приказом Ростехнадзора от 30.11.2017 № 515). Именно они вводят требование ультразвуковой толщинометрии стенок нефтепроводов с частотой не менее двух участков на 1 км. В правилах прописаны условия отбраковки труб и деталей внутрипромысловых нефтепроводов, в том числе, если в результате ревизии установлено, что под действием коррозии или эрозии толщина стенки уменьшилась и достигла критической величины. Напомню, в более чем 90% аварий на нефтепроводах причина – коррозия.

Но, это лишь малая часть правил, которых должны придерживаться компании. Такое ощущение, что нефтяники про них даже не знают.

Cитуация на самом деле критическая. Ни для кого не секрет, что основной причиной разливов нефти является возникновение аварий на промысловых трубопроводах в результате коррозии. Так, в Югре в 2015 году 98% порывов произошли по этой причине. При этом износ нефтепроводного парка по разным данным составляет порядка 50-70% и выше.

Фактический срок службы нефтепровода составляет примерно 20 лет, а для некоторых нефтепроводов он может составлять всего лишь три года. Но, как показывает реальность, значительная часть нефтепроводов эксплуатируется с превышением гарантированного безаварийного срока службы.

Возникает резонный вопрос: почему компании не хотят отбраковывать и менять трубы? Ответ прост, на кону – прибыль. В целом, по оценке Гринписа, предприятия недоинвестируют в поддержание только промысловых нефтепроводов около 200 млрд рублей в год. Фактически это +10% (это очень много) к чистой прибыли ТОП-7 компаний, которая составляет порядка 2 трлн рублей в год.

В результате такого недоинвестирования сбывается негативный прогноз, зафиксированный в Указе Президента РФ от 6 мая 2018 года "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности", в соответствии с которым «60-70% оборудования, применяемого на опасных производственных объектах, отработало нормативные сроки службы. При таких условиях социально-экономический ущерб от аварий может оцениваться в 600 - 700  млрд рублей  в год,  что  негативно скажется на экономической стабильности Российской Федерации».

Но винить только нефтяные компании в сложившейся ситуации не стоит. Если смотреть на проблему глубже, то стоит обратить внимание на Ростехнадзор, который не беспокоит бизнес по выполнению норм и правил, прописанных в законе. В свою очередь, правительство РФ не рассматривает это ведомство как орган, который должен всерьез контролировать нефтяников, так как отрасль считается "священной коровой". Что касается самих компаний, то, по опыту, они просто не дадут правительству развернут нормальный технический надзор: сразу появятся письма, в которых нефтяники напомнят, что они дают 40% поступлений в федеральный бюджет, а дополнительный надзор со стороны государства отпугнет инвесторов.

Если копнуть еще глубже, то следует обратить внимание на президента и Кабмин, которые формируют макрополитику. Они чаще соглашаются с нефтяными компаниями, чем с тем же Минфином, который пытается отменить налоговые льготы нефтяной отрасли. Объяснение стандартное: пока не время, нужно подождать, когда будут деньги и условия, когда кончится Covid-19 и многое другое.

Я считаю, что, когда не работает нормальная диагностика предотвращения аварий, для решения проблемы нефтяных разливов необходимо прописать в нормативно-правовой базе РФ прямые требования в виде предельных сроков эксплуатации промысловых нефтепроводов. Возможно, эта мера не избавит от нефтеразливов полностью, но сократит их в несколько раз.

И в стратегической перспективе, конечно же, нужно уже сейчас продумывать, как перестраивать нашу экономику в условиях глобального отказа от нефти с переходом на биотопливо, водород и электротягу.

Просмотров 9343
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

17.12.2025 Виктор 3

К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.

16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года

16.12.2025 Кипятков Добрыня Никитич 65 лет

Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


^