Буровики подставляли лица и ладони под первый фонтан шаимской нефти
Когалым, ХМАО. 2020 год стал юбилейным для одного из самых знаковых событий нефтегазовой отрасли России – первого фонтана шаимской нефти из скважины Р-6. Именно с него, с черного золота Шаима, 60 лет назад начался отсчет масштабного освоения Западной Сибири.
За это время на некогда безлюдной северной земле выросли современные и комфортные для жизни города. Природа – суровая тайга - уже не кажется такой строптивой, как в самом начале пути. А сама нефть добывается практически в автоматизированном режиме. И на все понадобилось чуть более полувека… Однако путь к покорению сибирской нефти начался задолго до Шаима.
Как «рубили» дорогу к Шаиму
Немногие знают, что первое упоминание о сибирской нефти найдено в исторических документах времён Петра I. Оказывается, российский государь отправлял в Западную Сибирь научные экспедиции, одна из них доставила в столицу ценные углеводороды. Но что делать с «дивной жидкостью» было непонятно, поэтому забыли о ней на пару столетий. В 1912 году омский предприниматель Пуртов с помощниками сделал новую попытку открыть сибирскую нефть и даже пробурил скважину у селения Цингалы на берегу Иртыша, но его работам помешала Первая мировая война. Следующий раз о нефти в Западной Сибири заговорили в 30-х годах, когда академик Иван Губкин выдвинул предположение о залегании здесь значительных запасов «чёрного золота» и необходимости геологоразведки в наших местах. Однако, прошло ещё несколько десятилетий, прежде чем попытки найти углеводородное сырьё увенчались успехом.
До начала 50-х годов все проводимые на этой территории геолого-поисковые работы носили маршрутный характер. Летом 1956 года гравиаметрическая партия обнаружила в Шаимской тайге перегиб глубинных слоев, определила выпуклость фундамента. А через год мелкое бурение подтвердило – Шаим интересен. Поздней осенью 1958 года для проведения сейсмической съемки в Шаимскую тайгу водным путем отправилась партия, которой руководил Гершаник. По уже застывающей Конде буксир притащил баржу. На борту ее находилось 70 человек и караван из восьми тракторов, 10 балков и двух сейсмостанций. К месту высадки плыли 12 дней. Все было в тайге: и обмораживание, и недоедание, вспоминают первопроходцы. Они в лютую стужу шагали к цели, одолевали болота и непролазную тайгу, забывая об отдыхе и комфорте.
«Зимой 1958-1959 гг. были страшные морозы, температура доходила до -57˚С, - поделился воспоминаниями ветеран урайской нефтяной экспедиции Эдуард Осинцев. - Мы работали двумя бригадами: одна бурит, другая идет впереди и обыкновенной, не механической, пилой расширяет дорогу до 4 метров, чтобы протащить к следующей точке буровой станок на деревянных санях, будку и необходимое оборудование. Мы отбуриваем и уже по дороге второй бригады идем вперед, опережаем их и начинаем рубить дорогу на следующие 5 км. уже для них. При этом мороз невозможный. Придешь в будку с работы, а тебя судорога ломает».
Летом 1959 года на Шаимскую землю прибыли буровики под руководством Семена Урусова. В июне того года в район деревни Ушья по воде доставили бурильный станок, началось строительство первой буровой на Шаиме.
Новый Советский Баку
К весне 1960 года экспедиция начала обустраивать свою базу в поселке Урай. Легендарную скважину Р-6 бурила бригада Урусова. Контроль за работами осуществлялся постоянно. Результаты по Р-6 ежедневно сообщались в Тюмень. В начале июня 1960 года вскрыт 12-метровый пласт нефтяного песчаника. Каротажные диаграммы и керн начальник Шаимской экспедиции Михаил Шалавин вместе с геофизиком Виктором Ирбэ лично отвезли в Тюмень и положили прямо на стол начальника Тюменского территориального геологического управления Юрию Эрвье. Тогда решение на спуск обсадной колонны принималось только в Тюмени.
13 июня 1960 года бурение скважины Р-6 было закончено. Проходку на глубину 1523 метра совершили за 18 дней. 17 июня началась перфорация, 18 июня скважина зафонтанировала. Буровики подставляли под нефтяные брызги лица и ладони, восторженно кричали: «Пошла! Нефть пошла! Ур-ра-а-а!».
Позже Эрвье вспоминал, как Шалавин «засекретил» сведения о количестве нефти, фонтанирующей из скважины Р-6. Текст сообщения в Тюмень был передан на азербайджанском языке. «Ики юз али – уч юз». В переводе это означало 250-300 тонн в сутки. Они понимали друг друга, ведь раньше оба работали на Кавказе. Михаил Шалавин не хотел трубить об успехе, пока не убедится в объемах. И только 21 июня Юрию Георгиевичу Эрвье была направлена официальная радиограмма о периодическом фонтанировании скважины Р-6 с дебитом 350-500 тонн в сутки. Сообщение снискало славу самого короткого «исторического очерка». Промышленная нефть скважины Р-6 стала открытием первого в Западной Сибири нефтяного месторождения – Шаимского (Мульмьинского). Бригаду Семёна Урусова, пробурившую легендарную скважину, тогда в лицо знал весь Советский Союз. «Герои нашего времени» - такие звучные заголовки давали своим статьям журналисты, повествующие о работе нефтяников, их портреты украшали первые полосы. По популярности затмить их смог, пожалуй, только Юрий Гагарин, чуть позже совершивший первый полёт в космос. А сам Шаим начали называть новым Советским Баку.
Буровой мастер той самой знаменитой бригады первооткрывателей Семен Урусов в книге «Нефтяная эра Шаима» вспоминает: «До этого мы бурили в Заводоуковском районе, Викуловском, Абатском, Голышмановском, Ишимском районах. Везде вода, только ее мы и открывали. А в 1959 году вызывает меня в Тюмень Эрвье. «Семен, - говорит, - надо тебе с бригадой ехать в район Шаима». – «А что там?» - «А там обязательно должна быть нефть». Безусловно я дал согласие. Но не все согласились поехать. Вызвались помбуры, а бурильщиков – ни одного…».
Отметим, по химическому составу нефть Западной Сибири превосходит по качеству знаменитую Brent, являющуюся эталоном на международных рынках.
По воспоминаниям ветеранов в 1960 году более 150 семей расселились в частных квартирах в поселках Чантырья, Шаим, Назарово, Ушья. В составе экспедиции были геофизики, сейсмики, вышкомонтажники. В 1961 году Шаимская нефтегазоразведочная экспедиция перебазировалась в поселок Урай. В нее входили 4 сейсмические партии. Тогда в «нефтянку» шли не только ради славы и «северных». Ветераны-первопроходцы рассказывают, что на Север их влекла возможность быть причастными к большой идее, к делу общегосударственной значимости.
Колыбель западносибирской нефти
В марте 1964 года было принято решение об организации в системе объединения «Тюменьнефтегаз» Шаимского укрупненного нефтепромысла в поселке Урай ХМАО – первого в Сибири нефтепромысла – «Шаимнефть». Его начальником стал Эдуард Журавлев. Уже в мае 1964 года от Сухоборского причала ушел первый танкер с Шаимской нефтью, которую ждали на Омском нефтеперерабатывающем заводе. Это стало первой вехой в летописи нефтяного региона. В 1965 году началась промышленная круглогодичная эксплуатация Шаимского нефтяного месторождения. В целом, за пять лет – с 1964 по 1969 гг. - добыча нефти выросла с 16 тыс. тонн до 4 млн тонн. Скважина-первооткрывательница эксплуатировалась до 1978 года. Она дала 82 тыс. тонн.
Открытие Шаима придало мощный импульс развитию округа. Один за другим открывались нефтяные месторождения. Так, с лёгкой руки Шаима Югра стала основным нефтедобывающим регионом России. 12 млрд тонн «чёрного золота» уже добыто из её недр, и когда в честь этого события наполняли памятную бочку образцами углеводородного сырья, собранного со всех месторождений региона, то первой была влита именно шаимская нефть. Та самая, прародительница всей западносибирской нефти, с месторождения Трёхозёрного. Сегодня оператором этого промысла является ТПП «Урайнефтегаз» общества «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».
60-летие шаимской нефти - значимое событие в жизни каждого нефтяника. Своего рода рубеж, на котором новое поколение отдаёт дань глубокого уважения ветеранам нефтяной промышленности и прежде всего тем, кто познал радость открытия, прошёл по Югорской земле самые тяжёлые первые километры, тем, кому земля эта обязана разведкой и освоением своих несметных богатств.
Фото из архива ПАО "ЛУКОЙЛ"
Современный г.Урай
04.08.2017
Анатолий Григорьев: Право называться первопроходцами принадлежит именно геологам
Мой любимый,дорогой брат.Горжусь тобой!Перестала биться сердце Анатолия Васильевича.26 марта 2025 г. Крым 29 марта 2025.
02.12.2024
В России за 2024 год произошло 23 взрыва бытового газа
Вот сколько живу - раньше с 70-х до 2000-ни о каких взрывах газа не слышали. А последние лет 10 это просто бич какой то! То ли раньше люди более ответственными были, то ли сейчас одни шалопаи безответственные пошли!
13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов
Блестящий эксперт с искрометными, смелыми и точными комментариями. Его аналитика всегда отличалась глубокой проработкой вопроса.
Будем помнить Александра Григорьевича…
21.02.2025
В Тюмени около 2 тыс. студентов приняли участие в ярмарке вакансий
Добротный материал. Интересное событие.
Редакция АНГИ - как всегда в материале и на пике новостей. Спасибо.
28.01.2025
В год 50-летия Когалыма в городе откроют новые объекты социальной инфраструктуры
18 лет моей жизни прошло в Когалыме. Замечательный город, замечательные люди. Город с каждым годом просто расцветает! Спасибо компании ЛУКОЙЛ и, главное, огромнейшее спасибо ее президенту Вагиту Юсуфовичу Алекперову за их человечное отношение к жителям города. Благодаря им в городе созданы все условия для молодых семей и их маленьких детей. А в последнее время созданы условия и для молодежи.
30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor
Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.