$68.28 +0.28%
$ 74.14
$ 89.51

Память сердца: ратный и трудовой подвиги нефтяника Самотлора и строителя Нижневартовска Бориса Осипова

18 июня 2020/ 11:00

Нижневартовск. В год 75-летия Великой Победы и 55-летнего юбилея со дня открытия Самотлорского месторождения совместно с АО «Самотлорнефтегаз» НК «Роснефть» в рубрике «Память сердца» продолжаем рассказывать о фронтовиках–нефтяниках. Сегодня представляем историю ратного и трудового пути Бориса Ивановича Осипова, рассказанную его внуком Кириллом Осиповым, начальником междисциплинарной службы ЦДНГ -2 АО «Самотлорнефтегаз».

Летом 1942 года жизнь на родной Кубани 17-летнего Бориса Осипова пошла по календарю боевых действий. Линия фронта приближалась к его станице Новодмитриевская, которая для фашистов имела стратегическую важность, поскольку через неё пролегал прямой путь на Краснодар. Борис твёрдо решил стать добровольцем, и вместе с тремя товарищами они примкнули к советским солдатам. Командование войск его направило на прохождение краткосрочных курсов. После — 56-я Армии, которая в составе Южного фронта вела тяжёлую оборону в туапсинском направлении.

Бориса посылали в дозоры. Наблюдательной группе надо было пробраться в тыл противника и любой ценой добыть для командования необходимые сведения о дислокации вражеских войск. Приходилось быть крайне осторожными и порой сутками сидеть в укрытии. Уже во время одного из первых «разведок» в горах Борис вместе товарищем наткнулись на взвод фашистских солдат и малый немецкий танк. Они бросили в сторону боевой машины гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Враг открыл по дозорам огонь. Но те успели скрыться.

Фронтовая школа не щадила Бориса: он тяжело переживал потерю боевых товарищей, сам не раз находился на грани гибели.

Весной 1945 года войска 3-го Украинского фронта, в составе которого Борис Осипов воевал с декабря 44-го, развивали наступление на территории Венгрии.

28 марта шёл тяжелейший переход советских солдат через реку Раба, после удалось овладеть городами Чорно и Шарвар — важными узлами железных дорог и опорными пунктами фашистов, прикрывающими пути к границам Австрии.

Проявленная в этот день смелость 19-летнего рядового Осипова отражена на наградном листе к медали «За боевые заслуги». Убористый почерк штабного писаря позволяет прочитать подробности мужественного поступка: «При форсировании реки Раба под артиллерийским и миномётным огнём противника в холодной воде перетаскивал на плотах технику, чем обеспечил выполнение боевой задачи». А внизу — размашистая подпись командира.

 

Дальше был путь на Вену. Советские войска в апреле положили конец фашистской тирании на территории Австрии. Дальше — Прага, и долгожданная Победа.

Армейская жизнь Бориса Осипова продолжалась до 1949 года. Места службы менялись: Центральна Россия, Прибалтика. Последнее — Рязань: в военно-десантном училище новобранцев обучал прыжкам с парашютом. Опыт был: в годы войны после специальных курсов десантировался 48 раз.

Мирная жизнь в будни военного Бориса Осипова время от времени вклинивалась: длительные отпуска позволяли заниматься бытовыми вопросами. На этот период он устраивался рабочим на нефтепромысел, которых близ его родной станицы было несколько. Вот так он начал задумываться о получении профессии нефтяника и первым делом после демобилизации поехал в Грозный — поступать в нефтяной институт. В этом же потоке учился Владимир Абазаров, в будущем — начальник Мегионской нефтеразведочной экспедиции. Но до открытия легендарного Самотлора и совместных дел для его успешного освоения ещё было не меньше 15 лет…

После окончания вуза Бориса Осипова направляют на Южный Сахалин. Но работать не по профилю, а в органы Госбезопасности: нужно было вести борьбу с японским диверсантами, которые через Охотское море пробирались на охинские нефтепромыслы и взрывали скважины, портили оборудование.

После двухлетней службы Борис Иванович подал рапорт об отставке. Стал мастером на промысле, после — начальником отдела добычи в объединении «Сахалиннефть».

 

В 64-м из Москвы Борис Осипов возвращается с назначением на должность начальника нефтепромыслового управления «Мегионнефть». Его направляют в Нижневартовск организовать работы для освоения новых месторождений Среднего Приобья. Жена Татьяна Архиповна вместе с дочерью Натальей и сыном Сергеем остаются в Охе, глава семьи уезжает на новое место. Ежедневно, в течение трёх месяцев Борис Иванович отправлял близким телеграмму с одним и тем же текстом: «Скучаю. Жду. Приезжайте».

И вот в ноябре он встречает их в Тюменском аэропорту, затем все летят на АН-2 в Нижневартовск.

«От Старого Вартовска до нового посёлка ехали, казалось бесконечно долго, — вспоминала после Татьяна Архиповна. — Ни огонька, ни жилья. Наконец из-за деревьев показались десятка полтора деревянных домов. Это и был весь Нижневартовск».

За год до этого сокурсник Бориса Ивановича Владимир Абазаров, возглавившей Мегионскую нефтеразведочную экспедицию, по настоянию начальника Нижневартовской сейсмопартии Леонида Кабаева предпринимает первую попытку выйти на Самотлор. Но команда терпит неудачу: толстый слой выпавшего в ноябре и декабре снега не дал промерзнуть болотам, и тяжёлая техника не смогла пройти. Решение всё же находят: проложить зимник через Нижневартовск. Вот так на стыке 64-го и 65-го годов геологи приступают к новому наступлению, положившему начало самотлорской эпопеи.

29 мая 1965 года первая разведочная скважина даёт первую нефть будущего месторождения-гиганта.

Перед начальником НПУ «Мегионнефть» Борисом Осиповым поставлена сложнейшая задача: подготовить к промышленной эксплуатации Самотлорское месторождение. Необходимо построить нефтепроводы, резервуары и другие сооружения. Для этого ему пришлось в сжатые сроки скомплектовать работоспособный коллектив управленцев — из числа молодых, но уже опытных, новаторски мыслящих инженеров, нацеленных на использование всего лучшего, передового, чем располагала нефтяная отрасль. Главной заботой было обустройство месторождения, а также организация подготовительных работ к его промышленной эксплуатации. За это был особый спрос.

В объявленный в феврале 1965 года ударной комсомольской стройкой Нижневартовск со всех уголков страны съезжается не только молодёжь, но и семейные пары. И Борис Иванович прекрасно понимал: чтобы удержать нефтяников, буровиков, транспортников и тем самым ускорить процесс освоения нефтяных залежей Самотлора, необходимо создавать хорошие бытовые условия.

«Борис Иванович не занимался мелочной опекой, но бразды правления держал крепко. В результате аппарат правления работал как хорошо отлаженный механизм, люди трудились с полной отдачей», — вспоминает ветеран П.И. Ходовец.

Чтобы построить определённый объект, необходимо было составить и утвердить смету, затем добиться включения в план следующего года. Но в большинстве случаев многие крайне необходимые учреждения просто не были предусмотрены в плане. Что же тогда? Осипов принимал решение обойти инструкции и построить незапланированное, но столь нужное для жителей здание. Он ставил под удар своё служебное положение, но условия для жизни людей создавал.

Так, в конце 64-го года в посёлке значительно увеличилось количество детей. Школа в старой части явно не могла принять столько. Борис Иванович понимал это, обратился к вышестоящему руководству с просьбой к 1 сентября 1965 года построить новое образовательное учреждение, но получил отказ. Тогда Осипов самовольно решает вместо запланированного на пересечении улиц Пионерской и Мусы Джалиля учкомбината, предназначенного нефтяникам, строить типовую школу на 320 мест. Это была поистине народная стройка. После работы, в выходные добровольцы помогали штукатурить стены, монтировать сантехнику. И в назначенный срок школа приняла учеников.

Таких — незапланированных, но важных — объектов Осиповым было введено с десяток: медпункт, поликлиника, музыкальная школа, молокозавод, баня... Например, клуб «Юбилейный», где сейчас располагается Театр юного зрителя, должен был быть тёплым складом. Но стал первым культурным учреждением. Главный инженер НПУ Георгий Арнапольский организовал здесь художественную самодеятельность, а приглашённый композитор Ян Френкель впервые исполнил песню «Нефтяные короли».

Из такого же разряда «в списках не значившихся» был и телецентр, который открылся в рабочем посёлке (ныне на этом месте находится монумент «Звёзды Нижневартовского спорта») 23 марта 1967 году. Этот день по праву можно считать днём рождения местного телевидения.

А как кипела работа на запланированных строительных площадках! Взять только полтора десятка двухэтажных деревянных домов для семей или первую бетонную дорогу Нижневартовска, проложенную на улице Пионерская.

Вот так благодаря предусмотрительности и житейской мудрости Бориса Осипова была снята острота быта нижневартовцев, решена проблема текучести кадров.

 

В 1967 году Борис Осипов по предложению начальника «Главтюменнефтегаза» Виктора Муравленко включён в состав делегации, в которую входили руководители предприятий по добыче нефти и газа СССР, для поездки на Всемирный конгресс в Гамбург. Для группы была организована экскурсия по европейским городам, в том числе по Лондону. Он изучал опыт западных нефтяников и вернулся в Нижневартовским c новыми планами по развитию промышленной мощи Самотлорского месторождения.

Борис Иванович будущий Нижневартовск видел зелёным городом, полный парков. Мечтал обустроить территорию Комсомольского озера. А ещё его называют большим романтиком. На берегу Оби с его подачи был установлен пятиметровый щит, на который были нанесены строки из стихотворения Владимира Маяковского:​

«Я знаю — город будет,

я знаю — саду цвесть,

Когда такие люди

В стране в советской есть!».

И этот город был построен. А Самотлор получил мировую известность. Решение столь сложных задач было под силу только сильным личностям. Таким и был Борис Иванович Осипов, который и на фронте, и на трудовом поприще всегда был на переднем крае и оставался стойким защитником интересов людей.

Просмотров 5621
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

26.03.2021
На Ямале за три месяца 2021 года стоимость бензина выросла на 6,7%

29.04.2021 Сукулентов Иван Охлабыстович

А что, ростовская область - родина бензина или нефти? Почему он в Ростове должен быть дешевле? У вас табак и семечки могут быть дешёвыми, ну может ещё и вертолёты, но никак не бензин!

26.04.2021
На Ямале из-за теплой погоды временно закрыт проезд по дороге Салехард-Надым

27.04.2021 Болдырева Наталья Николаевна, 35 лет

Очень огорчило такое решение, жаловались те кому хотели отменить льготный проезд на пароме, а пострадали те кому его и так не оплачивали, тем кто очень ждал открытия хоть какого-то сквозного проезда на большую землю... Теперь мы стали заложниками ситуации: отпуск начинается в конце мая, билеты на паром на эти даты уже все раскупили и дорогу перекрыли!!!

14.04.2021
Николай Дурманов: В планах Минобрнауки создать плотную сеть карбоновых полигонов по всей стране

24.04.2021 Воловик Игорь Иванович 66 лет

Всемирная Коалиция Экономики Пончика ВКЭП фонд благотворительных стандартов, основа планетарных и социальных границ.

20.04.2021
В Европу по «Северному потоку» за 10 лет поставлено 400 млрд куб.м. газа

21.04.2021 Давыдов Виктор Александрович 66

Весьма приличная цифра !

03.01.2021
Нефтяные катастрофы 2020 года

21.04.2021 мария сердюк 13 лет

мне понравилось по окружаещму помогли

16.04.2021
Росстат: Производство СПГ в России в I квартале снизилось на 5,9%

20.04.2021 Сергей, 40

Дальше будет только хуже, если мы не возьмем направление на технократию. Нам нужен мир, в котором первоочередной задачей станет реализация реально крутых проектов. Естественно, после того, как все базовые потребности людей будут удовлетворены

29.03.2021
Александр Хуршудов: Грустные прогнозы нефтедобычи в Югре сигналят о необходимости новой стратегии

01.04.2021 Александр Хуршудов

Анатолию:
В стадии умирания - это еще не похороны. Можно реанимировать. Нужно реанимировать.
А то, о чем Вы пишете - это экстенсивный путь развития, так прикладная наука развивается в западных странах. Он сейчас исчерпал свои возможности. Нужны принципиально новые методы и в разведке, и в добыче. И они появятся, а вот у нас или в других странах - это вопрос. К примеру, нужно всесторонне исследовать и расширить гидродинамические методы повышения нефтеотдачи пластов.

09.03.2021
Эксперт: Конкуренция российского трубопроводного и сжиженного газа продолжится в 2021 году

27.03.2021 Миславский Сергей Натанович, 72 года.

Заключение эксперта интересное, но слишком оптимистично. В 2021 году СПГ будет активно влиять на экспортные трубопроводные поставки природного газа ПАО "Газпром" , в том числе за счет грузов СПГ с проекта "Ямал СПГ", так как российским является около 30% грузов, остальные принадлежат иностранным участникам проекта и не подвластны арбитражу с российской стороны, хотя имеют равнозначные налоговые льготы. Кроме этого можно ожидать рост поставок СПГ на Европу через Египет с месторождений ПГ на шельфе Израиля. Катар, объединив в единый пул всех производителей СПГ, будет блокировать азиатский рынок. Увеличится за счет политического давления рост поставок американского СПГ.

26.03.2021
Танкеры с нефтью на сумму более $400 млн не могут пройти через Суэцкий канал

26.03.2021 В В Воронцов 63

***

Добро пожаловать на Се́верный морско́й путь!...

Welcome to the Northern Sea Route!...

***.

23.03.2021
Павел Сорокин: Минэнерго РФ предпринимает достаточно мер для стабилизации топливного рынка

23.03.2021 Ичпо

Надо поднять бензин на 50 % , а то какие-то полумеры!


^