Дмитрий Средин: Многие уже научились жить в новых реалиях
Москва. Крупный российский бизнес, в том числе и предприятия топливно-энергетического комплекса, для своего планомерного и масштабного развития довольно часто прибегают к банковским услугам. Современные кредитные организации разрабатывают для заказчика гибкие схемы, тем самым оказывая значительную помощь в обеспечении монетарной и правовой поддержки при использовании современных финансовых инструментов.
О взаимодействии российского банковского сектора с нефтегазовой отраслью и роли финансового обеспечения при формировании работы компаний ТЭК, Агентству нефтегазовой информации рассказал руководитель управления по работе с крупными компаниями Райффайзенбанка Дмитрий Средин.
- Дмитрий, нефтегазовый сектор продолжает оставаться главным источником валютных и налоговых поступлений страны. Расскажите, как выстроена работа отрасли с финансовыми организациями, насколько устойчива экономическая позиция этих компаний на рынке?
- Клиенты нефтегазового сектора всегда были и остаются ключевыми для большинства банков ввиду большой палитры используемых продуктов. Помимо того, что они традиционно крупнейшие заемщики, нефтегазовые компании активно используют продукты внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в рамках экспортных контрактов, которые, помимо паспортов сделок и валютного контроля, тянут за собой большие объемы конверсионных операций, продукты валютного хеджирования и т.д.
Под крупнейшие компании разрабатываются продукты cash management (кэш-пулинг, система Host-to-Host, расчеты на блокчейн), алгоритмизированные конвертации, программы финансирования под покрытие экспортных кредитных агентств, синдикаты по российскому и английскому праву.
Все вышесказанное, конечно, в большей степени касается крупных вертикально – интегрированных игроков индустрии.
Если говорить о независимых небольших компаниях сектора, то наиболее устойчивым, а значит и более привлекательным для банков, является сегмент добычи. Наша налоговая система устроена таким образом, что нагрузка на добывающие компании снижается при падении цен. Более того, в случае снижения долларовых цен на нефть на рынке можно наблюдать ослабление российской валюты, что частично компенсирует снижение и на международных рынках. Таким образом добывающие компании относительно защищены от основных шоков индустрии. Сегмент переработки более уязвим, так как по сути он зависит от экономики сегмента добычи и в дополнение обременен социальной нагрузкой, например, сдерживанием государством цен на бензин. Да и в целом маржинальность переработки существенно ниже. Риски сегмента переработки реализовались на крупнейших проектах в отрасли. Мы смотрим на этот сегмент достаточно избирательно. При этом в 2019 году стали активнее смотреть на нефтесервисные компании. При наличии долгосрочного успешного сотрудничества с ключевыми игроками отрасли, профессиональном менеджменте и разумной финансовой политике, независимые нефтесервисные компании представляют большой интерес для банков как в части кредитных, так и в части документарных продуктов.
- Но при этом секторальные санкции стали наиболее болезненными для российских нефтегазовых компаний, они затруднили получение финансовых ресурсов на международном рынке. Есть ли рецепт, как изменить эту ситуацию в лучшую сторону?
- Санкции, конечно, доставляют множество проблем российским компаниям, но многие уже научились жить в новых реалиях. Если говорить об оборудовании, то российские компании ищут замену на внутреннем рынке или обращаются к новым партнерам. В финансовой сфере компании, попавшие под санкции, ищут финансирование в других валютах. Многие компании создают подушки ликвидности на случай расширения ограничений.
- Какие уязвимые места банковской системы можете выделить для нефтегазовых компаний?
- Основные вызовы, с которыми мы сталкиваемся, касаются прохождения расчетов по экспортным контрактам компаний. И это касается не только предприятий под санкциями. Под особый контроль служб иностранных банков-корреспондентов могут попасть любые транзакции, что ведет к задержкам в расчетах.
Наша задача в таких случаях, обеспечить оперативное получение ответов на запросы банков-корреспондентов. Открытая позиция наших клиентов, наличие хорошего контакта с ними и большой опыт в сопровождении внешнеторговых операций помогает нам справляться с такими ситуациями в разумные, приемлемые для всех сторон сроки.
- Правда ли, что нефтегазовые компании больше ориентированы на государственные банки?
- Мы не видим особой ориентации компаний сектора только на госбанки. В последнее время нефтегазовые компании еще больше ориентируются на рыночные принципы работы и выбирают банк, предложивший оптимальные условия, готовые удовлетворить высокие требования компаний в части технологий. Они получают максимально гибкий, индивидуальный подход и оптимальную цену. Ничего так не стимулирует финансовые организации к совершенствованию своих подходов, как здоровая конкуренция и требовательный клиент.
- А коммерческим банкам интересны такие компании? Справляются ли они со сложной структурой управления, с которой часто можно столкнуться в корпорациях?
- Крупные компании с большими оборотами и капитальными вложениями, конечно, интересны коммерческим банкам. Сложной структурой управления современный коммерческий банк не удивить. Тем более, что компании сектора уже довольно давно внедрили высочайшие корпоративные стандарты, самые современные методы планирования и управления ликвидностью.
Я бы сказал, что с большинством из них работа существенно более прозрачная и динамичная, чем в среднем на рынке. Высокий уровень потребностей клиентов отрасли означает для нас высокие требования к профессионализму людей, взаимодействующих с нефтяными компаниями.
- На какие компании нефтегазового сектора больше ориентированы коммерческие банки?
- Работа ведется со всеми сегментами. Есть разница в объемах и сроках кредитных продуктов, которые банки могут предложить для крупных вертикально интегрированных компаний и, например, независимых нефтесервисных. Если первым доступны сроки финансирования 5, 7 и даже 10 лет и суммы исчисляются сотнями миллионов долларов, то для небольших компаний риск аппетита ограничивается как правило тремя годами, а суммы кредита сильно зависят от масштаба конкретного игрока.
- По какому принципу небольшой нефтесервисной компании выбрать банк?
- Небольшим компаниям из любого сегмента сложнее найти необходимое финансирование или условия, которые их устраивают по ряду услуг, так как риски у них выше, чем у крупных. Они могут больше ориентироваться на небольшие коммерческие организации, так как там чаще применим индивидуальный подход. Но также много примеров сотрудничества с крупными госбанками. В последние годы мы обратили особое внимание на компании второго эшелона, так как проникновение банка в крупнейших клиентов уже достаточно высокое и возможности дальнейшего роста в этом сегменте ограничены.
- Насколько компании с небольшими активами выгодны банкам? Как может банковский сектор обезопасить себя от нестабильных предприятий?
- Компании с небольшими активами чаще несут более высокие риски, но и более высокую доходность, поэтому они могут быть прибыльнее крупных компаний для всех банков. Обезопаситься можно высоким уровнем компетенции, качественным отбором партнеров и услуг для каждого клиента.
- Расскажите о продуктах и инструментах банков, которыми широко пользуются нефтегазовые компании? И отметьте, какие и по каким причинам не используются, но могли бы.
- Сложно сказать, какие продукты компании не используют. Это и делает компании сектора столь привлекательными для всех банков, а значит, стимулирует последних к разработке новых продуктов и совершенствованию существующих.
Компании сектора одними из первых начинают использовать самые прогрессивные банковские технологии. Когда-то они стали первопроходцами в использовании системы Host-to-Host, теперь это различные системы мульти-банка, документарные операции и расчеты с использованием технологии блокчейн.
- Предоставляют ли банки для крупных клиентов спецусловия и скидки по кредитованию для бизнеса? Если такие программы есть, насколько хорошо они развиты в регионах?
- Как я уже говорил, качество клиентов индустрии, их масштаб обуславливает особое отношение к ним. Это касается всех типов продуктов: как кредитных, так и безрисковых.
В части кредитования отдельно бы хотелось отметить сделки с покрытием экспортных кредитных агентств, которые широко распространены при организации крупных проектов, связанных с поставкой иностранного оборудования. Германия, Австрия, США, Япония и другие передовые с точки зрения технологий нефтедобычи и переработки страны, активно используют этот инструмент для стимулирования экспорта своего оборудования и готовы предлагать крайне интересные условия финансирования таких проектов.
У Группы Райффайзен обширная экспертиза и связи со всеми крупнейшими экспортными кредитными агентствами. В итоге компании получают сроки кредитования свыше 10 лет, крайне низкие ставки и одновременно новейшие технологии. Этот продукт доступен любой компании в независимости от региона. Единственное требование – высокие стандарты отчетности, как правило по МСФО.
- Не секрет, что у нефтяников половина успеха в работе зависит от оборудования и спецтехники, которое зачастую очень дорогостоящее. Заинтересованы ли банки в работе по лизинговым операциям?
- Высокотехнологичное оборудование очень ликвидно, а значит риски сделки минимальны даже при среднем качестве заемщика. Безусловно, такой продукт не может не быть интересным с любой точки зрения.
- Сегодня крупные компании, в том числе и нефтегазового сектора, переходят на цифровизацию рабочих процессов. Какие интернет-технологии банковская сфера может предложить своим клиентам в части обслуживания?
- Будучи не только российским, но и глобальным трендом, цифровизация процессов не обошла стороной и крупнейшие нефтегазовые компании. Многие лидеры рынка уже сформировали соответствующие дирекции по управлению процессами цифровой трансформации и ежегодно выделяют значительные бюджеты для внедрения инновационных решений, которые в конечном итоге в ближайшем времени позволят компаниям оптимизировать затраты на ежедневные банковские операции.
Мы тоже уже несколько лет внедряем инновационные решения для своих клиентов. Могу назвать несколько наиболее перспективных направлений применения цифровых решений банка в работе с нефтегазовыми компаниями.
Первое - оптимизация процесса платежей в цепочке «поставщик (нефтепродуктов) – банк – покупатель (нефтепродуктов)» на базе технологии блокчейн (создание цепочки транзакций), подразумевающая автоматизацию процесса контроля выполнения сторонами условий договора и расчётов между сторонами. Использование смарт-контрактов (заранее установленных правил для сторон в части цены, количества, качества) позволяет создать надёжное информационное пространство и существенно ускорить процесс взаимодействия между участниками сделки.
Второе - кэш-пулинг с возможностью настройки режима его работы в банк-клиенте, в том числе с возможностью изменения сумм целевого остатка и размеров лимита финансирования для участников пула, позволит казначейству головной компании в режиме реального времени управлять ликвидностью группы и входящих в неё компаний.
Треть - концепция мультибанка, подразумевающая интеграцию ERP-системы компании со всеми обслуживающими банками в едином интерфейсе, с возможностью конвертации передаваемых данных и приведения их к единому формату в процессе передачи. Данное решение позволит существенно сократить нагрузку на казначейство компании за счёт устранения необходимости перехода из одного банк-клиента в другой, что актуально для компаний, имеющих несколько обслуживающих банков. И четвертое - Система Быстрых Платежей (СБП), в рамках которой оплата за товары (в данном случае за топливо/прочие покупки на АЗС) осуществляется путём считывания QR-кода, размещённого на заправочном пистолете.
Нефтяная отрасль приоритетна для Райффайзенбанка? Почему?
- Отрасль, безусловно одна из ключевых для банка. Причин к тому масса: широкий перечень используемых банковских продуктов, а значит большие возможности для работы с безрисковыми продуктами, большой объем рынка. Отрасль является во многом основой экономики страны, а значит несет в себе меньшие риски, чем прочие индустрии. Нефтяные компании стали одними из первых наших клиентов еще в конце 90-х и до сих пор занимают существенную долю нашего портфеля.
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю