Компания Тимченко стала основным перевозчиком топлива Антипинского НПЗ
«Трансойл» договорился о перевозке топлива Антипинского НПЗ, вновь став его крупнейшим перевозчиком по железной дороге. При этом компания Геннадия Тимченко по-прежнему пытается взыскать с НПЗ более ₽3 млрд по прошлым контрактам
Крупнейший частный перевозчик нефти и нефтепродуктов «Трансойл», несмотря на судебные разбирательства с акционерами Антипинского НПЗ, заключил контракт на перевозку 70% нефтепродуктов завода, которые тот отправляет по железной дороге. Об этом РБК рассказал источник, близкий к акционерам Антипинского НПЗ, и подтвердил представитель «Трансойла».
Зачем компании Тимченко контракт с Антипинским НПЗ
«Контракт заключен с «Сокар Энергоресурс», в 2020 году «Трансойл» перевезет по железной дороге 2,4 млн т нефтепродуктов, из которых 80% направится в порты», — сказал РБК представитель «Трансойла». «Сокар Энергоресурс» владеет 80% Антипнского НПЗ. По данным агентства Argus, в 2018 и 2019 годах объем перевозок нефтепродуктов с НПЗ по железной дороге составил 3,3 млн т и 2,7 млн т соответственно (снижение в 2019-м было связано с остановкой завода на несколько месяцев). В 2020 году завод произведет 7 млн т нефтепродуктов. Помимо железной дороги, они поставляются по нефтепродуктопроводам и автотранспортом.
Нефтепродукты Антипинского НПЗ в 2020 году составят чуть больше 3% от общего объема перевозок нефтеналивных грузов «Трансойла». Это крупный и значимый контракт, который позитивно повлияет на загрузку и эффективность использования парка цистерн, считает гендиректор «INFOLine — Аналитика» Михаил Бурмистров.
По данным Бурмистрова, ценовая конкуренция между операторами была очень жесткой, в связи с чем завод получил очень привлекательные ставки. Но он затруднился оценить стоимость контракта между НПЗ и «Трансойлом». Для сравнения: 5,6 млн т нефтепродуктов «Роснефти» в этом году «Трансойл» перевезет за 6,6 млрд руб.
Как «Трансойл» стал кредитором завода
«Трансойл», который контролирует миллиардер Геннадий Тимченко, стал единственным перевозчиком для Антипинского НПЗ в 2017 году. До этого НПЗ работал с «Совфрахтом», но последний повысил цены, после чего контракт перешел к «Трансойлу», который сделал выгодное предложение, вспоминает источник РБК, близкий к заводу.
Но в 2018 году у НПЗ возникли проблемы. Крупнейший кредитор НПЗ Сбербанк заподозрил основного акционера завода Дмитрия Мазурова в мошенничестве, после чего взял на себя управление предприятием. Затем банк получил 80% акций завода. Летом 2019-го Мазуров был арестован и сейчас находится в СИЗО, ему предъявлено обвинение в мошенничестве.
В разгар конфликта НПЗ перестал платить кредиторам, трейдерам, подрядчикам и перевозчикам, включая «Трансойл». К марту 2019 года долг Антипинского НПЗ за перевозки перед «Трансойлом» превысил 1 млрд руб., но компания продолжала работать с заводом. Не дождавшись оплаты, в июле «Трансойл» подал в суд, требуя с завода уже 3,2 млрд руб. за перевозки в феврале–апреле 2019 года. Арбитражный суд Москвы и апелляционный суд подтвердили требование перевозчика, кассация будет рассмотрена в конце февраля.
В мае 2019-го сам НПЗ направил заявление о собственном банкротстве.
Как работает банкротящийся завод
Сейчас 80% Антипинского завода у компании «Сокар Энергоресурс», которая, в свою очередь, принадлежит Сбербанку (40%), «дочке» азербайджанской нефтегазовой компании Socar (20%) и Nitron Investments ltd (40%; компания зарегистрирована на Британских Виргинских островах, ее бенефициары не раскрываются). По данным «Коммерсанта», основным пакетом Nitron владеет бывший вице-президент ЛУКОЙЛа Валерий Субботин, его миноритарный партнер — однокурсник президента Владимира Путина Ильгам Рагимов.
Информацию о том, что у Субботина есть доля в заводе, РБК подтвердил человек, близкий к акционерам НПЗ, и источник, близкий к заводу. Один из них знает и о том, что партнер Субботина — Рагимов.
Летом 2019 года «Сокар Энергоресурс» запустил банкротящийся НПЗ, но забрал всю выручку завода, перейдя на давальческую схему: компания поставляет нефть, платит заводу комиссию (ее хватает на текущие расходы и оплату труда людей), забирает нефтепродукты и продает их самостоятельно.
«Трансойл» перестал работать с НПЗ летом 2019-го, и крупнейшим перевозчиком нефтепродуктов стала компания RailGo, принадлежащая бывшему вице-президенту «Славнефти» Искендеру Халилову и его сын Рахману, говорит источник, близкий к заводу, и один из контрагентов НПЗ. RailGo привела с собой Socar после того, как стала акционером завода, утверждает источник РБК, знакомый с контрагентами Антипинского НПЗ. Представитель RailGo это не комментирует.
В 2020 году после возвращения «Трансойла» у RailGo осталось 30% перевозок завода по железной дороге, говорят два собеседника РБК.
Как кредиторы Антипинского НПЗ борются со Сбербанком
«Трансойл» вместе с другими кредиторами активно борется с акционером завода Сбербанком в судебном процессе по банкротству Антипинского НПЗ. Общий долг НПЗ перед банками, трейдерами и подрядчиками составляет 346 млрд руб., а стоимость имущества и средства на счетах — всего порядка 200 млрд руб., говорилось в исковом заявлении Антипинского НПЗ (копия есть у РБК). Завод не мог исполнить требования перед всеми кредиторами, но он не сможет сделать этого и после распродажи имущества в рамках процедуры банкротства: подавляющую часть вырученных средств получит залоговый кредитор — Сбербанк, объясняли РБК юристы.
«Трансойл», Абсолют банк, Промсвязьбанк, МКБ и другие кредиторы пытались доказать аффилированность Сбербанка с заводом и на этом основании оспорить назначение временного управляющего завода, предложенного Сбербанком, писала газета «Коммерсантъ». Кроме того, в январе–феврале 2020 года МКБ, Промсвязьбанк и «Трансойл» подали апелляционные жалобы на решение суда включить в реестр кредиторов требования Сбербанка на 67 млрд руб. Условия кредитных договоров позволяли Сбербанку управлять Антипинским НПЗ еще до передачи управленческого и акционерного контроля, это признак аффилированности кредитора и должника, «требования госбанка имеют корпоративный характер и в силу закона о банкротстве не подлежат включению в реестр требований кредиторов», объяснял представитель «Трансойла».
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю
23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»
Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.
18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников
Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!
27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации
Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!
23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний
Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.
28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании
Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!
28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток
С удовольствием больше у вас не заправляюсь.
25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт
Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут
04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса
Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.