Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Павел Завальный: Без господдержки малотоннажному СПГ не выйти на качественно новый уровень

04 февраля/ 13:17

Москва. Развитие индустрии сжиженного природного газа (СПГ) планируют поддержать ростом его внутреннего потребления за счет малотоннажного производства. В Минэнерго уже "разработана "дорожная карта" по развитию рынка малотоннажного СПГ для газификации и в качестве моторного топлива. Таким образом, за счет использования СПГ Минэнерго рассчитывает решить проблему газификации для изолированных населенных пунктов в труднодоступных районах, территориях, куда невозможно подвести трубопроводный газ.

Своим мнением по поводу развития малотоннажного СПГ в стране с Агентством нефтегазовой информации  поделился председатель комитета Государственной думы РФ по энергетике Павел Завальный.

- Дорожная карта по развитию малотоннажного СПГ сегодня находится на межведомственном согласовании и говорить о конкретике - ее параметрах, механизмах и сроках реализации - рано. Но можно проанализировать состояние отрасли и ее перспективы. В последнее время ей уделяется большое внимание со стороны государства и экспертного сообщества. В частности, наши коллеги из энергетического центра Сколково  сделали целый ряд исследований, в том числе, и для министерства энергетики.

Сегодня проекты малотоннажного СПГ в России уже реализуют или планируют к запуску сразу ряд компаний в нескольких регионах РФ, в том числе такие гиганты как Атомэнергомаш, НОВАТЭК, Газпром. По оценкам экспертов, отрасль в целом закончила этап становления, и можно предсказать ускоренное наращивание объемов и мощностей.  По прогнозу Сколково, совокупный объем производства на малотоннажных установках достигнет почти 4,5 млн тонн к 2030 года и составит 3% от общего объема производства СПГ в России, общая установленная мощность может достичь 12 млн тонн.

Преимущества малотоннажного СПГ уже оценили во многих странах мира – Норвегии, США, Канаде, Японии, Турции. Меньшие, по сравнению с крупными проектами, сроки реализации,  возможность использования нескольких источников газа, размещение производства практически в любом месте, гибкость в выборе вариантов доставки газа потребителю, большой выбор поставщиков оборудования и технологий обеспечивают проектам большую гибкость, скорость и инвестиционную привлекательность.

Сразу оговорюсь, в России пока не так. Хотя и у нас достаточно запасов газа, которые сложно монетизировать другими способами. Например, по данным энергетического центра Сколково, запасы газа, которые можно транспортировать по «Силе Сибири», составляют 60% от общих суммарных запасов газа Якутии и Иркутской области, а оставшиеся 40% запасов находятся в изолированных районах и могут быть монетизированны именно при помощи проектов средне- и малотоннажного СПГ.

Есть и потребности в малотоннажном СПГ, учитывая сферы его применения: в качестве моторного топлива, для автономной газификации, распределенной генерации. СПГ как топливо может решить экологические проблемы, эффективно использоваться для бункеровки морских судов, для огромных машин, например, в горнодобывающей промышлености, на железной дороге. За счет СПГ можно решить проблему газификации изолированных населенных пунктов в Арктике, Сибири или Якутии, на  Дальнем Востоке. И тут нужен именно малотоннажный СПГ, производимый не слишком далеко от потенциальных точек сбыта. Иначе экономика не сложится.

При этом сегодня проекты малотоннажного СПГ в России, в общем, выглядят не слишком привлекательными с инвестиционной точки зрения и сложными в реализации. Высокие капитальные затраты, излишние нормативные требования, пробелы в законодательстве и, не в последнюю очередь – неразвитый спрос  внутри страны в сочетании с невозможностью  экспорта. Поэтому без активной государственной поддержки, изменения нормативной базы, стимулирования спроса развитие малотоннажного СПГ не выйдет на принципиально другой качественный уровень.

Важным шагом могло бы стать снятие излишних административных барьеров и требований к безопасности, а также разрешение на экспорт газа с малотоннажных проектов в приграничных территориях. При действующем регулировании внутренних цен на газ шанс на реализацию имеет только экспортная модель. Отмена  регулирования цен на внутреннем рынке, развитие межтопливной конкуренции придаст новое качество, в том числе, и проектам малотоннажного СПГ.

Перспективным направлением, по мнению экспертов, является интеграция малотоннажного СПГ в сложившиеся цепочки крупнотоннажных СПГ терминалов. В будущем российские проекты по сжиженному природному газу могли бы играть значительную роль в создании региональных газовых хабов на юге Европы и на Дальнем Востоке.

Государственная поддержка использования СПГ в качестве моторного топлива  может быть оказана в рамках программы «Развитие рынка газомоторного топлива».

Просмотров 4960
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

05.01.2011
Бургун Сергей Анатольевич

22.07.2020 Магомедова Аминат Магомедовна

Спасибо вам добрый ЧЕЛОВЕК

22.07.2020
На месте разлива топлива в Норильске завершен сбор водно-топливной смеси

22.07.2020 Киселёв Дмитрий Дмитриевич, 60

А сколько фактически из 21163 тонны нефтепродуктов собрано? Вторая часть вопроса сколько "ушло" в океан?

27.06.2018
Новым генеральным директором АО "Стройтранснефтегаз" стал Иван Сибирев

11.07.2020 Смирнов Валерий ВладимировичТа

Так держать,Иван!

06.07.2020
Звезда начала строить самый мощный в мире атомный ледокол

07.07.2020 Анатолий Васильевич

Мощь! 4 метра льды, это ж надо! Все таки умеют наши строить такие вещи, никто в мире не умеет, а наши вот умеют! Гордость берет!

02.07.2020
Елена Логинова: Коронавирус нанес сильный удар по индустрии выставок и конференций

02.07.2020 Заур

Печальные перспективы у этого сектора рынка, но хорошо, что хотя бы поиск форматов идёт

17.06.2020
Наталья Филина: В отказе отменить Государственную экологическую экспертизу нет заботы об окружающей среде

29.06.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет, PhD

Кобылкин прав на все 100%. Даже пояснять в чём прав не нужно.

23.06.2020
Павел Сорокин: Необходимо продолжать технологическое развитие нефтегазовой отрасли России

25.06.2020 Александр Хуршудов

Очередной финансист будет управлять нефтегазом. Комиссии, советы будет создавать, щеки надувать, по заграницам ездить. Изображать видимость работы за хорошую зарплату.

11.06.2020
В Белоруссии c июля станет платной зарядка электромобилей

22.06.2020 Римша Владислава

Абсолютно спокойно отреагировала на такие новости, потому что и так столько лет был тестовый бесплатный период.

16.06.2020
Видеоконференция Павла Завального: Перспективы и развитие газовых проектов в условиях кризиса

16.06.2020 Вахитов Ришат, 50 лет

Павел Николаевич,что надо предпринять , чтобы поднять статус нефтегазового инженера? Поднять качество подготовки инженеров в нефтегазовых вузах. Может,приблизить вузы к Минэнерго, нефтяникам, газовикам?

Индекс цитирования