$87.48 +1.59%
$ 92.26 -0.33
€ 99.71 -0.56
               

Белоруссия пытается увеличить доходы от российской нефти любым способом

Коммерсант
13 января 2020/ 08:20

На фоне накопившихся экономических разногласий с Россией Белоруссия ввела экологический налог на транзит нефти и нефтепродуктов по своей территории. Это продолжение попыток Минска повысить тариф на транзит российской нефти на 23%, которые начались еще год назад. Но провести одностороннее повышение Белоруссия не может, переговоры вопросу намечены на 13 января. Сейчас поставки нефти в Европу не затронуты, и собеседники “Ъ” не видят для них непосредственной угрозы.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко 10 января подписал указ о введении экологического налога на транзит нефти и нефтепродуктов по территории республики, в том числе по трубопроводам. В пресс-службе главы государства пояснили, что он станет источником для ликвидации возможных экологических последствий в случае аварии на магистральном нефтепроводе или других непредвиденных ситуаций. Новый налог будет применяться по ставке 50% к поступлениям белорусских компаний от транзита нефти и нефтепродуктов.

Сейчас владельцем белорусского участка нефтепровода «Дружба» и, соответственно, получателем транзитных платежей является ОАО «Гомельтранснефть Дружба». По нефтепроводу транспортируется около 60 млн тонн нефти в год в Польшу — в направлении Германии и на Украину — в направлении Венгрии и Словакии. Кроме того, СП «Транснефти» и Vitol «Латространс» оперирует двумя продуктопроводами Полоцк—Вентспилс и Полоцк—Мажейкяй, прокачка по которым существенно снижается в последние годы (последние данные — 3,3 млн тонн в 2017 году).

Идея введения экологического сбора не нова, Минск поднимал эту тему еще весной 2019 года. Тогда предполагалось, что дополнительные затраты ОАО «Гомельтранснефть Дружба», связанные с уплатой экологического налога, должны быть покрыты за счет роста транзитного тарифа.

Я часто критиковал правительство России: вы выталкиваете эти вопросы на наш — президентов — уровень, и мы перед Новым годом вместо того, чтобы встретиться с моим близким другом Владимиром Владимировичем Путиным, взять рюмку водки или самогона — я привезу из Беловежской Пущи,— выпить и пожать друг другу руки, начинаем собачиться

В марте вице-премьер Белоруссии Игорь Ляшенко писал главе «Транснефти» Николаю Токареву, что размер сбора предлагается установить на уровне 12,53 руб. за тонну на 100 км, он должен был коснуться только нефти. Для сравнения, в тот момент тариф на прокачку нефти через Белоруссию составлял $0,84 за тонну на 100 км, то есть речь шла о повышении на 23,1% (2 млрд руб.). По мнению собеседников “Ъ” в отрасли, сейчас речь идет о продолжении этой истории.

В прошлом году спор по поводу роста транзитного тарифа, необходимость которого российская сторона категорически отрицала, не успел как следует разгореться, как в апреле произошла авария с попаданием хлорорганических соединений в «Дружбу». Белоруссия и российские компании до сих пор не согласовали размер компенсации за поставки загрязненной хлоридами нефти. При этом в Минске заявляли, что рассматривают этот вопрос в связке с обсуждением стоимости транзита через Белоруссию.

С тех пор тариф был повышен на 3,6% в августе 2019 года, ожидается аналогичный рост в феврале. Однако Минск настаивает на росте тарифа в 2020 году на 16,6%. Согласно межправительственному соглашению между РФ и Белоруссией, тариф не может быть изменен односторонним образом, совещание по поводу его величины пройдет в ФАС 13 января.

Введение экологического налога на транзит нефти и нефтепродуктов на рынке считают попыткой давления на Москву в рамках переговоров по поставкам нефти. Минск требует от российских нефтекомпаний отказаться от премии при поставках в страну, на что те не готовы. Требования Белоруссии связаны с тем, что стоимость нефти для нее в этом году вырастет из-за налогового маневра — по расчетам «Белнефтехима», на $20 на тонну (на 5% по сравнению с 2019 годом). Сейчас сырье в Белоруссию из России поставляют только предприятия группы «Сафмар» Михаила Гуцериева. Его компании готовы поставить в январе на Полоцкий и Мозырский НПЗ около 650 тыс. тонн нефти, то есть только половину их потребностей.

На данный момент конфликт не оказал влияния на транзит, заявил журналистам 11 января заместитель главы Минэнерго Павел Сорокин. Собеседники “Ъ” в отрасли отмечают, что, если и когда дело дойдет до реального повышения транзитного тарифа, некоторые компании могут перенаправить экспортные потоки нефти в направлении российских портов Балтики. В то же время у «Роснефти» и ЛУКОЙЛа есть долгосрочные контракты на поставку нефти на НПЗ в Германии и Венгрии, куда ее проблематично доставить иным способом, нежели по «Дружбе». В крупнейших нефтекомпаниях отказались от комментариев.

Сергей Гарамита из Райффайзенбанка отмечает, что пока рано говорить о каких-то негативных эффектах для «Транснефти» от действий Белоруссии, поскольку предстоит, вероятно, длительный процесс согласования нового транзитного тарифа. Собеседники “Ъ” в отрасли полагают на данный момент, что серьезных рисков прерывания транзита нет.

 

Просмотров 1915
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^