$87.48 +1.59%
$ 92.26 -0.33
€ 99.71 -0.56
               

Станислав Митрахович: Летом рост цен на топливо будет умеренным, а на счет последующего времени есть вопросы

28 июня 2019/ 16:20

Москва. 1 июля истекает срок действия соглашения нефтяных компаний с Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) о контроле цен на бензин и дизтопливо на розничном и мелкооптовом рынках. Подписание документа позволило добиться прекращения резкого роста цен на топливо, происходившего в 2018 году.

Нефтяные компании утверждают, что соглашение продлеваться не будет. Такое решение было принято на совещании у первого вице-премьера Антона Силуанова и Козака с нефтяниками 17 июня. Тем не менее стороны на словах договорились, что рост цен на мелкооптовом рынке и на АЗС не будет превышать инфляцию.

О том, как отразится отмена соглашения на потребителях и что ждать рынку, если нефтяники нарушат договоренности, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

- Эпизод борьбы, в которой сошлись нефтяные ВИНКи, правительство и независимые заправщики, близится к завершению. Соглашение между нефтяниками и кабмином, условно называемое «соглашением Козака», не будет продлено, по крайней мере, в своем прежнем виде, после 1 июля 2019 года. Однако считать, что все ключевые проблемы решены и установился более-менее приемлемый для всех баланс интересов, пока рано.

Если говорить о ближайшем будущем, то вряд ли нефтяные компании и игроки рынка АЗС «сорвутся с цепи» и начнут резко задирать цены, компенсируя себе прошедший целый год ограничений. Все отлично видят, насколько социально чувствительной является тема стоимости моторного топлива: ее коснулся и Владимир Путин на «прямой линии» с населением, и Дмитрий Медведев, когда дал указание вице-премьеру Дмитрию Козаку проверить темпы роста цен на топливо на Дальнем Востоке.

Потенциальное масштабное общественное недовольство вызовет давление на власти, а они тогда сами пойдут по жесткому пути вроде введения заградительных экспортных пошлин на нефтепродукты. Поэтому летом рост цен будет умеренным, не сильно превышая инфляцию.

А вот насчет последующего времени есть вопросы. Ведь ключевые проблемы не решены, а именно - не решена проблема восприятия нефтяными компаниями действующей налоговой политики как излишне жесткой и даже репрессивной. «Налоговый маневр» в особенности бьет по перерабатывающему сегменту бизнеса. Переработка и розничный сбыт в условиях растущих налогов, имея в виду еще и акцизы на моторное топливо, и невозможности существенно повышать цены на заправках оказываются практически убыточными, компании высказывают эту позицию все более открыто. Причем если ВИНКи еще могут держать свой перерабатывающий сегмент и АЗС на плаву за счет внутрикорпоративного субсидирования, например, за счет доходов от экспорта сырой нефти, то независимые игроки рынка переработки и сбыта вообще рискуют оказаться на грани выживания - Антипинский НПЗ тому живой пример. В особой зоне риска традиционно окажется Дальний Восток, где особенно много независимых игроков, а не юрлиц, входящих в ВИНКи.

Правительство делает вид, что проблема будет решена за счет реформы демпфера с 1 июля в желаемую бизнесом сторону. Проблема только в том, что и обратные акцизы, и демпфер - это такие «поблажки» от правительства, которые потом нужно тому же правительству компенсировать за счет роста НДПИ. Минфин только на подобных условиях согласен на выплату нефтяникам из бюджета, да еще и предлагает дополнительное увеличение НДПИ с 2020 года. В этом вопросе правительственных финансистов могут поддержать и независимые участники рынка - не зря независимые поддерживают рост НДПИ под условной логикой: «пусть за все платят ВИНКи».

Надо понимать, что никакого волшебного решения в духе «и волки сыты, и овцы целы», все равно не будет. Кто-то должен поступиться своими интересами. Если на уступки не пойдет бюджет и ответственный за него Минфин, то должны будет платить либо потребители, либо все те же нефтяники.

Первый вариант подразумевает рост цен на заправках за несколько лет к уровню экспортных рынков, куда-нибудь к уровню условных стран Восточной Европы, возможно, Турции. Уместно посмотреть на цены на моторное топливо на Украине, куда Россия продает в большом объеме дизель - украинские цены на топливо существенно выше.

Второй вариант предполагает, что ВИНКи будут и дальше субсидировать свои перерабатывающий и розничный сегменты бизнеса за счет иных доходов. К рыночной экономике это имеет мало отношения, поэтому стимулы вкладывать в переработку будут исчезать. И тогда в долгосрочной перспективе нас ждут куда большие проблемы, чем просто рост цен на нефтепродукты - появятся риски локальных дефицитов, снижения качества производимого моторного топлива на уровне НПЗ, а на уровне АЗС - риски недоливов, разбавлений и тому подобных ухищрений. Остается надеяться, что этого все же не произойдет, поскольку плохой бензин или его отсутствие - это еще хуже, чем рост цен на заправках или потери государственного бюджета из-за компенсационных выплат в пользу нефтяников.

Просмотров 9420
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^