$86.09 -0.19%
$ 92.59 +0.02
€ 100.27 -0.14
               

Транснефть снова допустила грязную нефть в главный трубопровод

Известия
24 июня 2019/ 11:01

Москва. 19 июня в нефтепроводе «Дружба», который снабжает российской нефтью половину Европы, был зафиксирован второй за последние два месяца случай загрязнения хлорорганикой. Согласно сделанным пробам, превышение норм в контролируемом «Транснефтью» трубопроводе составило 60 ppm (частиц на миллион) при максимально допустимом в России уровне в 10 ppm. Это произошло буквально через два дня после того, как движение нефти по трубопроводу в направлении Германии было восстановлено. Перспективы обещанного «Транснефтью» полного возвращения «Дружбы» к обычной работе ставятся под вопрос. Еще большим вопросом остается, каким образом «Транснефть» допустила такое нарушение в условиях жесткого контроля после первого эксцесса с грязной нефтью и что теперь будет с накопившимися объемами некондиционного сырья, которые уже превышают 3 млн т.

Объяснение произошедшего 19 июня «Транснефтью» следующее: из России в Белоруссию нефть с хлорорганикой в последний месяц не шла. Вероятной причиной роста концентрации явилось автоматическое включение системы раскачки дренажных емкостей на белорусской станции Кобрин. При этом в «Транснефти» ссылаются на данные белорусских коллег.

Стоит отметить, что после апрельского загрязнения нефти в «Дружбе» «Транснефть» пыталась объяснить произошедшее деятельностью третьих лиц и организаций. В апреле компания обвинила частную фирму «Самаратранснефть-терминал» в умышленном загрязнении. Позже выяснилось, что данная структура уже полтора года как не владеет узлом слива, на котором и произошло загрязнение, а в прессе появились указания на то, что загрязнение осуществляли «дочки» «Транснефти», в частности, «Транснефть-Приволга».

Нынешнее объяснение ситуации устраивает тоже не всех. По словам директора Фонда прогрессивной политики Олега Бондаренко, польские эксперты скептически отнеслись к версии «Транснефти» о том, что виноваты белорусы. «Единственная удобоваримая версия фантастического рецидива с «грязной» нефтью — это подтверждение информации о том, что «Транснефть» ведет переговоры с польскими партнерами о создании, в том числе на территории Польши, «хлорных банков» — специальных центров по компаундированию загрязненного сырья с качественной нефтью для снижения концентрации агрессивных соединений. Таким образом, очередной вброс «грязной» нефти — это опережающая поставка ценного сырья. А поляки закрыли прокачку, очевидно, потому что не все вопросы были урегулированы», — рассказал Бондаренко.

Обещания начать прокачку качественной нефти по трубопроводу «Дружба» уже к июлю вообще вызывают большие сомнения. Да, некоторые европейские заводы подтвердили получение чистого незараженного сырья, но при этом мы знаем, что эти НПЗ работают сейчас не на полную мощность. В связи с чем президент Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Примакова РАН Александр Дынкин обратился к «Транснефти» с вопросом, в каком объеме восстановлена прокачка. «Есть основания полагать, — заявил эксперт, — что функционирует только одна из четырех ниток «Дружбы». Конечно, восстановление прокачки по одной ветке — факт позитивный, но потребителям этого явно недостаточно, их убытки продолжают расти. Поэтому хотелось бы знать конкретный график ввода всех четырех ниток трубопровода и — что не менее важно — хотя бы предварительные причины происшествия», — добавил он.

Пока в странах, по территории которых проходит нефтепровод, пытаются разобраться в случившемся, непонятной остаются перспективы ликвидации последствий апрельского инцидента. Изначально «Транснефть» пообещала взять всю нефть с повышенным содержанием хлорорганики на переработку и компаундинг, то есть смешивание с чистой нефтью, в результате чего концентрация посторонних веществ падает до допустимых уровней. В Белоруссии общий объем загрязненной нефти составляет 1,3 млн т, из которых «Белнефтехим» уже вернул в Россию 450 тыс. т реверсом.

При этом, по словам самих представителей новороссийской «дочки» «Транснефти», в последние месяцы они приняли на переработку 80 тыс. т, а в июне к ним добавится еще одна партия в 35 тыс. т. Никаких планов по приему загрязненной нефти в июле не обнародуется. В целом «Транснефть» не особо распространяется, каким образом будут возвращены в оборот эти объемы — свыше миллиона тонн.

Старший аналитик WMT Валерий Андрианов считает объяснения компании о ходе ликвидации проблемы с грязной нефтью неудовлетворительными. По его словам, пока удалось слить нефть только на одной из ниток трубопровода. А для сырья из второй нет свободных резервуаров. «Пока этот вопрос решается — НПЗ будут по-прежнему получать по «Дружбе» только часть необходимых объемов сырья, — отметил он. — При этом загрязненную нефть, стоящую в пресловутых резервуарах, тоже необходимо вывозить — и здесь снова вопрос логистики: пытаться частями отправлять нефть по тому же нефтепроводу? Но куда? Кому? Или отправлять железнодорожным транспортом? Но речь о сотнях тысяч тонн загрязненной нефти, это сотни железнодорожных составов и огромные логистические затраты. Кто их понесет?»

Эксперты указывают, что вероятнее всего непрозрачный процесс компаундирования является одним из источников заработка для «Транснефти», причем контролировать получаемые таким образом прибыли по факту не получается. «Реальная практика состоит в том, что стандартная российская нефть, добываемая компаниями-отправителями, изымается из трубы и перекидывается на бесконечное множество — десятки и сотни — мини-заводов, которые прилепились к «Транснефти», — объясняет Олег Бондаренко. — Там из нее извлекаются легкие фракции, а назад в трубу сливаются отходы низкотехнологичной перегонки, непереработанные остатки нефтехимического производства и посторонние примеси, разбавленные растворителями. Отсюда — обнаруженный поляками хлороформ и прочие ингредиенты нефтехимии, которых ни при каких обстоятельствах не может быть в добычной нефти».

По его словам, вся сложившаяся ситуация является прямым следствием существования подобной практики. «При этом объявляется, что единственным средством устранения результатов компаундирования является, представьте себе, компаундирование, — добавил эксперт. — Мастерство «Транснефти» состоит в том, что, попав в скандальную ситуацию, она технично и последовательно превращает ее в источник дополнительной выгоды для себя». Когда грязная нефть будет смешана с чистой и возвращена на рынок, выручка от выросшего из-за «диверсии» экспорта будет зачислена на счета корпорации.

Как заметил вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов, затраты на ежедневный контроль существенны и не предусмотрены бюджетом «Транснефти». Поэтому ФАС должна рассмотреть «возможность их учета в тарифе». Иными словам, пострадавшие нефтяники должны оплатить часть потерь «Транснефти» и грядущих компенсаций из своего кармана.

После двух подряд скандалов потребители в Европе справедливо задаются вопросом: а где гарантия, что такое не будет повторяться и дальше? По оценке руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, работы по компаундированию могут занять до двух-трех лет, если объем загрязнения не превысил 3 млн т. Из-за предыдущих эксцессов вероятность, что эта сложная деятельность будет исполнена достаточно качественно, оценить сложно.

При любом раскладе повторяющиеся эпизоды с загрязнением нефти нанесли России серьезный коммерческий ущерб. Суммы возможных компенсаций потребителям могут составлять от сотен миллионов долларов до миллиарда и выше. Кроме того, возникли проблемы с уже отправленной в Европу нефтью, в частности, на заводе Total в Германии. По словам старшего аналитика WMT Валерия Андрианова, пока из трубы эту нефть не заберут, поставки по «Дружбе» французской компании будут невозможны. Вот только выкачать нефть обратно из этой части трубы, скорее всего, придется, прокачав ее назад до другого НПЗ — PCK и далее через трубопровод, идущий в Росток. Но он, по сообщениям немецкого Союза нефтепромышленников, занят поставками нефти на сам PCK — и вряд ли освободится так скоро для прокачки загрязненной нефти в порт, к тому же принадлежащей соседнему заводу. Да и покупатели, готовые забрать загрязненную нефть в порту Ростока, вряд ли выстроятся в очередь. Всё это означает многочисленные простои и перебои, за которые кому-то придется платить.

Отраслевые эксперты сходятся во мнении, что суммы ущерба и компенсаций могут составить от сотен миллионов до миллиарда долларов и выше.

«Что касается возмещения убытков, «Транснефть» предлагает ввести универсальный дисконт в 15%, — рассказывает Бондаренко, — а это совершенно неприемлемо, ведь убытки у всех — отправителей, грузополучателей, нефтепереработчиков — складываются по-разному. Это и убытки получателей некондиционного сырья, которые вынуждены были перерабатывать его или отправлять назад, и убытки, связанные с простоем заводов в России и за границей, выходом из строя оборудования, необходимостью получения нефти из других источников с более высокими транспортными расходами и более сложной логистикой. Это — компенсации за срыв контрактных сроков и снижение объемов поставок».

Но еще существеннее — ущерб имиджевый. Скандал с грязной нефтью — ровно то, чего не хватало стране на фоне политизированной кампании против России, в которой она подается как ненадежный поставщик энергоресурсов. История была быстро подхвачена активистами, критикующими российскую «энергетическую экспансию».

Явно не добавляет оптимизма двусмысленная позиция, которую занимает «Транснефть», умалчивающая о происходящем. По словам Александра Дынкина, за прошедшие два месяца давно можно было бы уже выдать официальную информацию о происхождении загрязнения в трубопроводе, а не довольствоваться эпизодическими утечками в прессе. По мнению эксперта, не менее важно понять, какие меры приняты для того, чтобы не допустить в дальнейшем повторения такой ситуации.

«Мы знаем, что «Транснефть» перешла на ежедневный мониторинг качества нефти вместо ежедекадного, как это было раньше. Мы слышали также предложение «Транснефти» передать ей на баланс корпоративные пункты сдачи нефти. Бесплатно или «Транснефть» готова их выкупить? И как при таком раскладе должны вести себя добывающие компании, следует ли им по-прежнему проверять качество своей нефти? Вот ключевые вопросы, ответы на которые нефтетранспортная монополия пока нам не дает», — заявил эксперт.

Просмотров 2210
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^