РЖД предложено перебросить 80 млрд рублей на СШХ-2
Железная дорога Бованенково—Сабетта (Северный широтный ход-2) может быть частично профинансирована за счет переброски 80 млрд руб. с инвестпрограммы ОАО РЖД, касающейся реконструкции Северной железной дороги (СЖД). Как сообщается в плане развития инфраструктуры Севморпути, необходимость в реконструкции СЖД отпадет, поскольку грузы пойдут по СШХ-2. Но в ОАО РЖД считают необходимым сначала достроить базовый СШХ и лишь потом переходить к СШХ-2, а аналитики полагают, что переброска средств на достаточно сырой проект может привести к перегрузке других направлений.
На проект строительства линии Бованенково—Сабетта (СШХ-2) могут перенаправить около 80 млрд руб. с проекта реконструкции Северной железной дороги, представляющей собой часть работ по созданию Северного широтного хода-1 (СШХ-1), но не входящей в концессионное соглашение. Это следует из плана развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) до 2035 года, подготовленного по заказу дирекции Севморпути Аналитическим центром при правительстве (текст есть у “Ъ”). «Переключение части грузопотока с направления Обская—Салехард—Воркута на направление Обская—Бованенково—Сабетта приведет к отсутствию необходимости расшивки узких мест существующей инфраструктуры Северной железной дороги. Это высвободит 80 млрд руб., которые могут быть использованы для строительства Бованенково—Сабетта»,— говорится в документе.
Проект СШХ-2 пока официально не стартовал. В 2015 году конкурс на строительство выиграла группа ВИС, но соглашение с ней, сообщал «Интерфаксу» в апреле глава ЯНАО Дмитрий Артюхов, заморожено в связи с изменением конфигурации проекта. Согласно плану развития инфраструктуры СМП, к 2023 году планируется строительство однопутной ветки Бованенково—Сабетта длиной 170 км, которая, по расчетам авторов документа, даст грузоотправителям эффект от сокращения дистанции перевозки грузов в 18 млрд руб. в год. К участию в концессионном соглашении приглашают «Газпром», а ОАО РЖД, отмечается в плане, сейчас активно проводит «расчеты целесообразности непосредственного участия компании в финансировании, строительстве и последующей эксплуатации СШХ-2 на условиях, аналогичных концессии по СШХ-1».
Источник, знакомый с ходом совещания, сообщил “Ъ”, что на нем говорилось, в частности, что грузопоток в 80 млн тонн на СМП за счет СШХ-1 недостижим, но строительство СШХ-2 может помочь в этом. По оценке, данной в плане, к 2024 году объем привлекаемого грузопотока через СШХ с учетом строительства СШХ-2 составит 8,4 млн тонн в базовом сценарии и 21,9 млн тонн — в оптимистичном.
К 2030 году эти цифры составят 16,2 млн тонн и 29,9 млн тонн, к 2035-му — 16,75 млн тонн и 30,65 млн тонн соответственно.
В ОАО РЖД идею о переброске средств не комментируют. В апреле начальник департамента инвестиций ОАО РЖД Юрий Бакеркин говорил, что в реализации проектов СШХ-1 и -2 должна быть «определенная этапность»: сначала СШХ-1, потом — линия Бованенково—Сабетта. Он также говорил, что ОАО РЖД обсуждает проект СШХ-2 с ЯНАО, «Газпромтрансом», НОВАТЭКом и «Росатомом» и «видит, что его возможно структурировать как самоокупаемый проект» с новой грузовой базой, зарождающейся на Ямале. Источник “Ъ”, близкий к монополии, поясняет, что СЖД и СвЖД развивают под СШХ-1, а СШХ-2, взаимодействующий с локальной грузовой базой, не разгрузит существующие ветки, а позволит привлечь новый груз для Севморпути, то есть это два отдельных проекта.
СШХ-1 — стратегический проект, который на сегодняшний день уже набрал достаточно хорошие темпы, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, хотя пока четкого понимания, когда он будет завершен, нет. По СШХ-2 непонятны параметры и прогнозный грузопоток, отмечает эксперт, поэтому переброска на него каких-либо средств до завершения СШХ-1 и без ясности по планам развития портовых мощностей несет высокие риски перегрузки припортовых станций и основных направлений транспортировки.
04.08.2017
Анатолий Григорьев: Право называться первопроходцами принадлежит именно геологам
Мой любимый,дорогой брат.Горжусь тобой!Перестала биться сердце Анатолия Васильевича.26 марта 2025 г. Крым 29 марта 2025.
02.12.2024
В России за 2024 год произошло 23 взрыва бытового газа
Вот сколько живу - раньше с 70-х до 2000-ни о каких взрывах газа не слышали. А последние лет 10 это просто бич какой то! То ли раньше люди более ответственными были, то ли сейчас одни шалопаи безответственные пошли!
13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов
Блестящий эксперт с искрометными, смелыми и точными комментариями. Его аналитика всегда отличалась глубокой проработкой вопроса.
Будем помнить Александра Григорьевича…
21.02.2025
В Тюмени около 2 тыс. студентов приняли участие в ярмарке вакансий
Добротный материал. Интересное событие.
Редакция АНГИ - как всегда в материале и на пике новостей. Спасибо.
28.01.2025
В год 50-летия Когалыма в городе откроют новые объекты социальной инфраструктуры
18 лет моей жизни прошло в Когалыме. Замечательный город, замечательные люди. Город с каждым годом просто расцветает! Спасибо компании ЛУКОЙЛ и, главное, огромнейшее спасибо ее президенту Вагиту Юсуфовичу Алекперову за их человечное отношение к жителям города. Благодаря им в городе созданы все условия для молодых семей и их маленьких детей. А в последнее время созданы условия и для молодежи.
30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor
Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.