$86.09 -0.19%
$ 92.26 -0.33
€ 99.71 -0.56
               

Минприроды направило в правительство более 100 проектов в Арктике

РБК
18 апреля 2019/ 11:47

Минприроды подготовило и направило в правительство список из 118 промышленных проектов, названный «Реализация минерально-сырьевого и логистического потенциала Арктики». У РБК есть копия документа, его подлинность подтвердили федеральный чиновник и консультант одного из профильных ведомств. Пресс-секретарь главы Минприроды Наталья Хлопунова сообщила РБК, что список направлен в профильные ведомства еще 11 марта.

В этот список входят проекты по добыче твердых полезных ископаемых, нефти и газа, инфраструктурные проекты (строительство дорог, морских портов и аэропортов), а также проекты в области туризма и пищевой промышленности. За прошлый год Минприроды проанализировало потенциал 118 проектов в Арктике, которые станут грузовой базой Северного морского пути, заявил глава ведомства Дмитрий Кобылкин в понедельник, 15 апреля. Их общий бюджет он оценил примерно в 10,5 трлн руб. По словам министра, на текущий момент основу грузопотока по Севморпути составляют сжиженный природный газ (СПГ), нефть, конденсат, твердые полезные ископаемые и уголь. Рост ежегодного грузопотока по Севморпути до 80 млн т к 2024 году, что предусмотрено майским указом президента Владимира Путина, «возможен при своевременном вводе в действие всех планируемых проектов, в том числе инфраструктурных», сказал Кобылкин.

В список попали 25 действующих проектов, а также строящиеся или находящиеся на уровне идеи. К действующим относятся, например, разработка Новопортовского месторождения «Газпром нефти» стоимостью 442,6 млрд руб., месторождения «Роснефти» Ванкорского кластера (437,4 млрд руб.) и газовый проект «Роспан» (27,4 млрд руб.), а также «Ачимгаз» — совместное предприятие «Газпрома» и немецкой Wintershall (107,3 млрд руб.) и СПГ-проекты НОВАТЭКа на Ямале. Среди перспективных — освоение Пайяхской группы месторождений «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова на 330 млрд руб. и строительство угольного терминала в порту «Индига» с участием AEON Романа Троценко и РЖД стоимостью 258 млрд руб.

Этот список — результат систематизации Минприроды предложений арктических субъектов Федерации от Карелии до Чукотки, сказал РБК гендиректор консалтинговой компании «Гекон» Михаил Григорьев, который участвовал в подготовке документа. Этот перечень — неокончательный, в нем могут появиться новые проекты, а часть будет вычеркнута, если не сможет подтвердить свою жизнеспособность, добавил он.

Зачем развивать Севморпуть

Северный морской путь — это кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Он начинается в Карских Воротах и заканчивается Беринговым проливом. Этот маршрут короче, чем путь через Суэцкий канал, на 40%, он связывает порты Арктики и крупные реки Сибири.​

По итогам 2018 года по Севморпути было перевезено 17 млн т грузов. В майском указе Путин поручил к 2024 году увеличить ежегодный грузопоток до 80 млн т. По расчетам Минприроды, к этому времени можно будет достичь даже большего показателя — 82 млн т. Из них 5 млн т обеспечат перевозки леса и грузов обеспечения. Из оставшихся 77 млн т подтверждены запасами месторождений и согласованными проектами строительства инфраструктуры 59 млн т прогнозных грузов.

Глава «Росатома» Алексей Лихачев, выступая на Арктическом форуме 9 апреля, заявил, что к 2024 году можно увеличить грузооборот по СМП до 92,6 млн т. Он рассчитывает, что около 8 млн т грузов приедут по железной дороге — Северному широтному ходу-2 на Ямале.

«Севморпуть с точки зрения расстояния значительно короче (чем путь через проливы и южные моря. — РБК). Но тем не менее есть целый ряд проблем, не только климатических, которые осложняют его использование», — заявил вице-премьер Юрий Трутнев на заседании госкомиссии по Арктике на прошлой неделе. «Там нужно подготовить меры безопасности мореплавания. Должны быть построены портовые мощности, медицинское и спасательное, а также ледокольное сопровождение. После проведения этой работы мы сможем надеяться не только на перевозку собственных грузов, но и на транзит», — пояснил он.

Какую поддержку обещает государство

Теперь Минвостокразвития, которое отвечает за развитие Севморпути и Арктики, должно просчитать целесообразность реализации этих 118 проектов и предоставления им господдержки — налоговых льгот и софинансирования строительства инфраструктуры, сообщил РБК близкий к ведомству источник. Проекты, которые пройдут фильтр, смогут претендовать на поддержку государства и особый налоговый режим для новых арктических проектов. «Мы предложили два проекта предоставления преференций компаниям: первый — нулевые ставки по налогам на прибыль, имущество, землю, НДПИ на 10–15 лет в зависимости от уровня инвестиций, второй — сниженные налоговые ставки на весь срок действия проектов», — сказал на прошлой неделе Юрий Трутнев.

По словам Трутнева, представители компаний называют второй вариант лучшим, потому что он «дает возможность получать средства в бюджет с самого начала реализации проектов». Этот вариант предусматривает налог на прибыль 7% вместо 20%, льготный коэффициент 0,3 для налога на добычу полезных ископаемых, страховые взносы на уровне 7,6% вместо 30%, а также обнуление налога на имущество организации и земельного налога. Иностранные компании также могут претендовать на эти условия при работе в Арктике, но поддержку получат только новые, еще не реализованные проекты, пояснил РБК вице-премьер. ​

Действующие 25 проектов из списка Минприроды пока не попадают под арктический налоговый режим. «Но мы будем предлагать в рамках системы преференций специальный формат поддержки тех, кто будет осуществлять модернизацию действующих предприятий в Арктике», — объяснил РБК замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков. Если сегодня проект платит 100 руб. налогов, но вложил средства в модернизацию, повысил эффективность, получил прибыль, то по дополнительным доходам сможет получить налоговые преференции, добавил он.

О чем просят инвесторы

Большинство проектов по разведке и добыче полезных ископаемых от нефти и газа до редкоземельных металлов из списка Минприроды просят у государства софинансирования строительства инфраструктуры, следует из документа. Но некоторым необходимо выделение земли, особые условия получения виз для иностранных специалистов, получение разрешений от Минобороны или корректировка законодательства.

Так, среди этих проектов — строительство СПГ-завода «Печора СПГ», который Дмитрий Босов собирался реализовать совместно с «Роснефтью», но госкомпания из него вышла в сентябре 2018 года. Однако бизнесмен по-прежнему планирует его запустить и просит у государства налоговые условия по аналогии с проектом «Ямал СПГ» НОВАТЭКа (нулевую ставку НДПИ на 12 лет, льготы по налогу на имущество и нулевую экспортную пошлину), а также разрешение на экспорт СПГ.

Проект строительства глубоководного морского порта в районе Архангельска стоимостью около 150 млрд руб. требует заключения концессии, строительства инфраструктуры (в частности, ЛЭП и автодорог), говорится в материалах Минприроды.

Суровые климатические условия и отсутствие инфраструктуры создают существенные препятствия для развития Арктики, признал Трутнев на прошлой неделе. Но, по его словам, государство не будет полностью финансировать инфраструктуру — ему это просто не по карману. «Бизнес не готов вкладываться в создание региональной инфраструктуры в связи с ее высокой капиталоемкостью, но готов платить государству за ее использование. Инфраструктурные решения, обеспечивающие развитие нескольких проектов, ускоряют возмещение затрат федерального бюджета», — сказал Михаил Григорьев.

Просмотров 2064
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^