$68.71 +2.42%
$ 74
$ 89.62

Роман Самсонов: Подготовка кадров для Арктики требует кооперации вузов, компаний и бизнеса

17 апреля 2019/ 13:01

Самара. Одним из определяющих факторов успешного освоения и развития Арктической зоны России считается наличие квалифицированных кадров. Вузовская подготовка специалистов  для работы на этой территории выбивается из общих принципов образования, поскольку требует особого подхода. Работающие в Арктике кадры обязательно должны обладать рядом универсальных навыков.

О задачах специалистов, работающих в арктическом регионе, и о том, какие главные навыки должна включать в себя вузовская подготовка, рассказал первый проректор Самарского национального исследовательского университета имени С. П. Королева, эксперт Агентства нефтегазовой информации Роман Самсонов.

- Впервые за многие годы после начала «перестройки» в России, работы в Арктике приобретают статус «национальной идеи». Понятно, что это в какой-то степени новое отражение идеологической установки советского периода хозяйствования, от которого, наряду с огромной ресурсной Арктической базой нам достались и проблемы ее освоения и отсутствие инфраструктуры, не позволяющей обеспечить необходимые темпы развития экономик регионов и обеспечения комфортных условий для местного и приезжего населения. И хотя ранее созданные производственные базы, как правило, добычные или приморские, создавали основу для разворачивания масштабных программ развития, но и они требуют полной реконструкции и обновления.

Фактически с нуля были созданы гигантские заводы по производству сжиженного природного газа на Ямале, разворачиваются другие проекты, например, Северный морской путь. Каждый из них, безусловно, создает новые возможности и открывает перспективы.

Но все эти, по сути, комплексные многолетние проекты приобретают характер постоянной работы, в отличие от ранее популярной вахты и зависят от одного существенного фактора – наличия кадров, подготовленных и адаптированных для труда в Арктических условиях. Направлений подготовки здесь столько же, сколько в производственной жизни!

Из этого и появляются очертания того объема и уровня задач подготовки и переподготовки специалистов, которые нужно решить уже в текущем периоде. И, несмотря на то, что есть специализирующиеся на Арктическом регионе вузы, задачи все же куда шире и сложнее.

Попытка готовить специалистов только в географически близко расположенных к Артике учебных заведениях, по сути, не позволяет решить главной задачи, перехода экономического и промышленного развития региона на новые принципы хозяйствования и соблюдения высоких экологических стандартов. По многим дисциплинам самым важным считается не то, где готовили специалиста, а в первую очередь, качество его подготовки и готовность жить и работать в изменяющихся условиях.

Появляются специальности, которых ранее на севере и в Арктике просто не было. В качестве примера могу привести продвижение новых гибридных энергетических систем, когда используются традиционные моторные топлива, а дополнительным или резервным становятся ветрогенераторы или солнечные конверторы. Так и в Арктику приходят новые процессы переработки сырья, природных ресурсов. При этом увеличивается потребность в современных системах наблюдения и мониторинга за поведением льда, айсбергов или земной поверхности. Климатология, экономгеография, геология, геофизика становятся все более сложными технически и требуют специалистов другого уровня квалификации.

При этом, все кадры должны понимать проблемы экологии и те методы и способы, которые позволяют минимизировать техногенное воздействие на природу и окружающий мир. Выбросы отходов, углеводородов или шламы создают огромные проблемы даже в «теплых» регионах, а последствия и ущерб в Артике во много раз больше!

Опять же промышленная безопасность и требования к исполнительской дисциплине, на мой взгляд, в Артике выше, чем где-либо. Их можно сравнить с требованиями на проектах в море и шельфе. При этом, нашим коллегам из Норвегии, Англии, Канады, США удается работать с минимизацией травм и потерь персонала. В этом деле помогает автоматизация, космические и информационные технологии. Это также направления подготовки специалистов для Арктики.

Если кооперация вузов, независимо от их расположения, с компаниями и бизнесом, активно работающими в Арктических регионах, развита, если они активно участвуют в исследовательской работе, а также изучают рынок труда, то совместно они могут предложить рынку и работодателю специалистов владеющих навыками вышеперечисленных и других актуальных направлений.

Создание междисциплинарных кластеров, центров компетенций, инжиниринговых и инновационных, ориентированных на работу в Арктических регионах - это также путь к развитию образования для Арктических программ. Именно по этому пути идем мы, формируя Арктическую повестку в нашем вузе и НОЦе мирового уровня, который создается в Самарской области. Я не забывал бы о необходимости развития международного сотрудничества и кооперации. Ведь трансграничные эффекты в Арктике сильны как нигде и ими, как и рисками, нужно умело управлять. Даже организация и проведение все более популярных путешествий в Арктику, экспедиций и туризма, как бизнеса, требует подготовки тысячи специалистов.

При правильной работе руководителей регионов и крупнейших компаний по закреплению местного населения и приезжих, к ним поедут и будут долго работать молодые специалисты и выпускники других вузов. А если это будет сопровождаться социально-экономическим развитием и ротациями, то процесс подготовки и закрепления специалистов станет эффективным и постоянным.

Просмотров 4193
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

12.05.2021
Казмунайгаз в январе-марте 2021 года добыла 5,318 млн тонн нефти

12.05.2021 Токубаева Гуля, 50 лет

Даже если и понизилась добыча, топ-менеджеры не забудут себе начислить премии, бонусы

26.03.2021
На Ямале за три месяца 2021 года стоимость бензина выросла на 6,7%

29.04.2021 Сукулентов Иван Охлабыстович

А что, ростовская область - родина бензина или нефти? Почему он в Ростове должен быть дешевле? У вас табак и семечки могут быть дешёвыми, ну может ещё и вертолёты, но никак не бензин!

26.04.2021
На Ямале из-за теплой погоды временно закрыт проезд по дороге Салехард-Надым

27.04.2021 Болдырева Наталья Николаевна, 35 лет

Очень огорчило такое решение, жаловались те кому хотели отменить льготный проезд на пароме, а пострадали те кому его и так не оплачивали, тем кто очень ждал открытия хоть какого-то сквозного проезда на большую землю... Теперь мы стали заложниками ситуации: отпуск начинается в конце мая, билеты на паром на эти даты уже все раскупили и дорогу перекрыли!!!

14.04.2021
Николай Дурманов: В планах Минобрнауки создать плотную сеть карбоновых полигонов по всей стране

24.04.2021 Воловик Игорь Иванович 66 лет

Всемирная Коалиция Экономики Пончика ВКЭП фонд благотворительных стандартов, основа планетарных и социальных границ.

20.04.2021
В Европу по «Северному потоку» за 10 лет поставлено 400 млрд куб.м. газа

21.04.2021 Давыдов Виктор Александрович 66

Весьма приличная цифра !

03.01.2021
Нефтяные катастрофы 2020 года

21.04.2021 мария сердюк 13 лет

мне понравилось по окружаещму помогли

16.04.2021
Росстат: Производство СПГ в России в I квартале снизилось на 5,9%

20.04.2021 Сергей, 40

Дальше будет только хуже, если мы не возьмем направление на технократию. Нам нужен мир, в котором первоочередной задачей станет реализация реально крутых проектов. Естественно, после того, как все базовые потребности людей будут удовлетворены

29.03.2021
Александр Хуршудов: Грустные прогнозы нефтедобычи в Югре сигналят о необходимости новой стратегии

01.04.2021 Александр Хуршудов

Анатолию:
В стадии умирания - это еще не похороны. Можно реанимировать. Нужно реанимировать.
А то, о чем Вы пишете - это экстенсивный путь развития, так прикладная наука развивается в западных странах. Он сейчас исчерпал свои возможности. Нужны принципиально новые методы и в разведке, и в добыче. И они появятся, а вот у нас или в других странах - это вопрос. К примеру, нужно всесторонне исследовать и расширить гидродинамические методы повышения нефтеотдачи пластов.

09.03.2021
Эксперт: Конкуренция российского трубопроводного и сжиженного газа продолжится в 2021 году

27.03.2021 Миславский Сергей Натанович, 72 года.

Заключение эксперта интересное, но слишком оптимистично. В 2021 году СПГ будет активно влиять на экспортные трубопроводные поставки природного газа ПАО "Газпром" , в том числе за счет грузов СПГ с проекта "Ямал СПГ", так как российским является около 30% грузов, остальные принадлежат иностранным участникам проекта и не подвластны арбитражу с российской стороны, хотя имеют равнозначные налоговые льготы. Кроме этого можно ожидать рост поставок СПГ на Европу через Египет с месторождений ПГ на шельфе Израиля. Катар, объединив в единый пул всех производителей СПГ, будет блокировать азиатский рынок. Увеличится за счет политического давления рост поставок американского СПГ.

26.03.2021
Танкеры с нефтью на сумму более $400 млн не могут пройти через Суэцкий канал

26.03.2021 В В Воронцов 63

***

Добро пожаловать на Се́верный морско́й путь!...

Welcome to the Northern Sea Route!...

***.


^