Александр Шпильман: Если добыча на бажене выйдет на уровень 10 млн тонн нефти в год, то наша первая цель будет достигнута
Ханты-Мансийск. Развитие экономики в современных условиях невозможно без нефтегазовой отрасли. Однако ученые все чаще напоминают о том, что традиционные запасы черного золота истощаются, и уже через 50 лет мы можем остаться без главного природного ресурса.
Немалая часть исследователей утверждает, что выход возможен путем разработки залежей с трудноизвлекаемыми запасами нефти, к числу которых относятся залежи баженовской свиты. ТРИЗы - одна из основных сфер изучения в автономном учреждении ХМАО-Югры «Научно-аналитический центр рационального недропользования им. В. И. Шпильмана». Его специалисты подсчитали, сколько ресурсов нефти таит в себе неприступный бажен.
В интервью Агентству нефтегазовой информации директор научного центра Александр Шпильман рассказал, что необходимо для того, чтобы добраться до трудноизвлекаемой нефти и нарастить добычу.
- Крупные месторождения в скором времени будут выработаны. В то же время до сих пор разнятся мнения о запасах бажена - эксперты склоняются к цифрам от 5 до 30 млрд тонн, академик Иван Нестеров оценил объем запасов в 20 млрд тонн. Что же на самом деле? Сможем ли мы раскрыть тайну бажена?
- Разногласия идут из-за неверного употребления терминологии. Геологи оперируют разными понятиями. Первое: геологические ресурсы - сколько нефти содержится в недрах. По оценкам многих исследователей это около 100 млрд тонн. Второе: извлекаемые ресурсы - сколько нефти можно добыть с помощью современных технологий. При существующих технологиях возможность добывать из сланцевых пород определяется в 5-6%, а это 5-6 млрд тонн. Конечно, есть оптимисты, которые утверждают, что при использовании других технологий добыча поднимется до 20 млрд тонн. Другие, в свою очередь, говорят о 3 млрд тонн. Знания о природе у геологов примерно одинаковые, а вот оценка возможности технологий, тем более будущих - разная.
Мы же для себя приняли некоторые оценки, которых стараемся придерживаться. Нас интересуют другие величины – сколько возможно извлечь нефти на один квадратный километр. Почему? Потому что, определяя плотность бурения, мы планируем, сколько будет нефти на единицу площади, на одну скважину, и отсюда производим расчет рентабельности, определяя, сможет ли добыча обеспечить уровень прибыли выше, чем затраты на скважину.
По оценкам многих специалистов требуется, чтобы начальный дебит горизонтальной скважины составлял не менее 60-70 тонн, в этом случае скважина с горизонтальным удлинением 1 километр не просто окупается, но и приносит некоторую прибыль. Такую скважину можно назвать рентабельной. Именно эти оценки для нас важнее, чем гадание о том, сколько нефти всего в бажене Западной Сибири.
- Александр Владимирович, по вашему мнению, какой объем нефти реально извлечь из бажена в ближайшие годы? И что для этого необходимо?
- По данным за 2017 год, в Ханты-Мансийском автономном округе из бажена добывается более 600 тыс. тонн реальной нефти, не гипотетической. Конечно, что такое для России и для Югры данная цифра? Если перенести добычу на какой-то другой регион, то это будет считаться очень хорошим результатом.
Речь идет о другом. Каким образом достичь добычи в 20-30 млн тонн в год, как повысить добычу в 40-60 раз. Именно это нас волнует больше всего.
Мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы увеличить добычу в баженовской свите, необходимо апробировать и внедрить новые технологии добычи и исследований. Множество из них требуют самого высокотехнологичного оборудования, так как в бажене мы имеем дело совсем с другими породами.
Когда мы перешли на изучение сланцевых коллекторов, поняли, что нам, например, нужен электронный микроскоп, что мы иначе не можем разглядеть, как устроена порода. Вот и для дальнейшего изучения баженовской свиты нам необходима другая разрешающая способность аппаратуры. Такая научная задача стоит перед геологами и нефтяниками.
То же касается и технологий добычи. Какие-то из них основаны на предыдущих разработках, но сланцы требуют своего подхода. Практически в каждой крупной компании – «Газпром нефти», Роснефти, ЛУКОЙЛе, Сургутнефтегазе - выполняют опытные работы по апробации этих технологий. Работа идет, торопиться не стоит. Я практически уверен, результаты будут достигнуты в ближайшие 2-3 года, компании начнут внедрять свои методы.
На мой взгляд, в ближайшем будущем мы станем бурить не одну или три опытных скважины, а сотни, которые уже будут направлены на рост добычи. К счастью, цена на нефть позволяет развиваться в этом направлении.
- Полное освоение баженовской свиты – это все же дело далекого будущего. Есть ли возможности у российских нефтяных компаний, в частности у «Газпром нефти», которая начала реализацию нацпроекта «Бажен», приблизить это будущее?
- Перед участниками и создателями нацпроекта стоят серьезные задачи. Направление возглавляет Кирилл Стрижнев, он опытный руководитель, который справится со всеми задачами. Он смог собрать очень хорошую команду, поэтому у меня нет сомнений, что эти люди смогут реализовать намеченное.
Я тоже являюсь участником этого проекта. Мне кажется, это очень правильный подход к освоению трудноизвлекаемых запасов. Была выбрана территория, на которой работа уже ведется, – Пальяновский участок. Здесь планируется не просто добывать нефть, а опробовать десятки новых технологий. Кстати, это будут и отечественные разработки. Как вы знаете, довольно странное решение США ввести санкции против добычи сланцевой нефти как раз и ведет к появлению собственных научных открытий.
Мне очень нравится, что «Газпром нефть» открыта для совместной работы и диалога. Компания разработала комплекс мероприятий по созданию консорциума, в котором нефтяники смогут объединить усилия по созданию и внедрению технологий. Правда, такое предложение заинтересует не все крупные и самостоятельные компании, но есть игроки на рынке поменьше, которые с удовольствием примут участие в разработках проекта «Бажен».
НАЦ РН им В. И. Шпильмана совместно с авторами нацпроекта «Бажена» решил создать центр исследований керна на базе нашего окружного кернохранилища. Мы располагаем хорошей технической базой, а также привлекаем высококвалифицированный персонал, но требуется еще огромное количество нового оборудования и специалистов, которые смогли бы с ним работать.
На одном из первых шагов мы приняли решение создать такой центр на базе существующих лабораторий нашего центра недропользования. Я думаю, что первые закупки оборудования, их установку, внедрение мы сможем начать уже в 2018 году.
Совместно с «Газпром нефтью» мы рассматриваем этот центр как совместное детище, которое будет открыто для исследования керна любых компаний. Мы практически создадим некий консорциум предприятий по исследованию керна баженовской свиты.
- В мае на Баженовском научном полигоне началось бурение скважины Баженовской №1. Расскажите подробнее про объект. Какие надежды на него возлагаете? Есть ли результаты спустя месяц?
- Скважина «Баженовская №1» бурится на наиболее перспективной территории Фроловского мегапрогиба. Бурение выполняет Росгеология по заказу департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу.
К маю проходка бурения составила 900 метров, это последние цифры, которыми я располагаю. Сейчас, думаю, показатель вырос. Скважина находится на начальном этапе развития, до баженовской свиты еще не дошла, ее ждет еще очень широкий спектр исследований – каротаж, ВСП и др.
Повторюсь, мы только в начале пути, исследования займут не менее двух лет - 2018-2019 годы. Никаких быстрых побед там не будет, нужно время.
Если же заглядывать далеко в будущее, то задача добывать 20-30 млн тонн в год станет реальной только после 2030 года.
- В интервью нашим коллегам несколько лет назад вы говорили о Югорском государственном университете и его химической школе. Вы сообщали о сотрудничестве центра с химиками университета. Удалось ли реализовать планы? Что сделано за эти годы?
- Наш научный центр ведет сотрудничество со многими государственными университетами, в том числе с Тюменским, Санкт-Петербургским, Московским, Югорским, Сургутским. Такое взаимодействие предполагает многое - наши сотрудники преподают в университетах, у нас защищают диссертации, мы входим в диссертационные и дипломные советы. Это постоянное плодотворное сотрудничество, которое мы стараемся укреплять каждый год.
Работа с Югорским университетом, в частности с химической школой для нашего центра очень важна. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам на работу пришли химики, в первую очередь для работы в центре исследования керна. Несколько человек уже работают в центре – как начинающие ученые, так и кандидаты наук. У нас создается хорошая научная база для внедрения всех технологий исследования керна на современном оборудовании. Я думаю, что университеты подключатся и к работе по полигону, который развивает «Газпром нефть».
- Александр Владимирович, вы не один год преподаете в университете, расскажите, как обстоят дела с молодыми специалистами. Стремятся ли они посвятить свою жизнь нефтегазовой геологии?
- На рынке спрос на хороших специалистов огромный. Молодой ученый-геолог никогда не останется без работы, если только он не учился с двойки на тройку. Тюменский университет выпускает ежегодно пять групп геологов только очного обучения, а это около 100 человек в год. Все, кто хорошо учится и видит себя в этой профессии, находят работу в Тюмени и в северных округах.
Порой очень остро ощущается нехватка кадров. Конечно, в свое время было выпущено слишком много экономистов и юристов. Перекос есть, руководство страны уже отмечало, что университеты выпускают специалистов, которые экономике страны не нужны, а необходимые кадры – в дефиците.
С системой образования в России тоже есть своего рода недоработки. По законодательству бакалавриат не считается высшим образованием. В свое время мне пришлось доучивать своих сотрудников, которые окончили бакалавриат и пришли на работу. Оказалось, что их с таким образованием нельзя назначать на инженерные должности. Пришлось направлять доучиваться. Мне по душе все-таки специалитет. Я по-прежнему считаю, что выпускать недоученного бакалавра не имеет смысла.
Теперь пользуются популярностью междисциплинарные программы, с помощью которых люди разных специальностей учатся чему-то новому, что необходимо им в основной работе. Я экспериментировал с такими программами в своем центре. Мы договорились с индустриальным университетом о проведении недельных курсов «Геология для не геологов». Такого рода занятия позволили, например, бухгалтерам, плановому отделу компании понимать лучше, что написано в договорах. Эксперимент оказался очень полезным, многие выразили благодарность, что за неделю смогли освоить основы геологии и понять, что такое баженовская свита.
- Над какими масштабными проектами работают специалисты центра? Какие планы на этот год?
- Планов на год у нас много. Из масштабных проектов - создание центра по исследованию керна, о котором я уже говорил.
Мы также работаем по нескольким крупным направлениям. Например, если брать международную деятельность, мы уже второй год сотрудничаем с Белоруснефтью по исследованию керна.
Кроме того, наш научный центр завершил несколько федеральных проектов, включая изучение Юганско-Колтогорской поисковой зоны. Также закончены работы по Карабашской зоне.
У нас много времени уделяется изучению баженовской свиты, много специалистов задействовано при работе в этом направлении.
Самое значимое событие 2018 года – 25-летие научного центра. К юбилею мы планируем выпустить буклеты, опубликовать свои труды.
- Александр Владимирович, каких событий в нефтяной сфере, на ваш взгляд, стоит ждать в 2018-2019 годах?
- Нет ничего приятнее для геолога, чем открытие новых месторождений. Поэтому я всегда жду новых открытий и всегда им радуюсь. Иногда они бывают очень удивительны, мы не рассчитываем, например, открыть столь крупное месторождение, а оно открывается. Так было, например, с Оурьинским месторождением, которое расположено на границе со Свердловской областью. Мы не считали эту территорию очень перспективной, а в итоге было открыто достаточно крупное месторождение с запасами 20 млн тонн.
Также я очень хочу, чтобы продолжала расти добыча из баженовской свиты. Все запланированные работы должны привести нас к реальному результату. Как только ежегодная добыча нефти из бажена перевалит за 1 миллион, я уже буду считать, что мы сделали много. Как только она достигнет 10 миллионов, я скажу, что первая цель достигнута.
Я надеюсь, что удачно будут проходить аукционы по лицензированию. Цена за объекты стала взлетать до заоблачных высот, это подтверждает интерес инвесторов к недрам Югры. А мы как богатейший регион должны быть заинтересованы в том, чтобы на территории округа велось как можно больше поисковых и разведочных работ, наращивалась ресурсная база.
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю