Юрий Конев: Бакалавриат не позволяет подготовить качественного специалиста
Тюмень. Ежегодная конференция «Повышение качества подготовки кадров как фактор инновационного развития ТЭК» пройдет в Тюмени 30 марта. В 2018 году она будет, в частности, посвящена теме возрождения института наставничества в нефтегазовом комплексе.
Свой взгляд на ситуацию в профессиональном образовании и оценку квалификации кадров в интервью Агентству нефтегазовой информации представил депутат Тюменской областной думы Юрий Конев.
- Юрий Михайлович, на ваш взгляд, в чем заключаются основные проблемы в профессиональном образовании?
– Первый вопрос, возникающий при подготовке кадров в профессиональных учебных заведениях, – кого мы принимаем в вузы и ссузы? Хотелось бы, чтобы в учебные заведения приходили люди, которые мотивированы на получение профессии. Сейчас вспомнили давно забытую практику профориентации, которая должна проводиться в школе с шестых-седьмых классов. Здесь важна работа и семьи, и общественности. Есть разница, когда приходит ученик за конкретной специальностью, а есть те, кто просто хотят получить диплом. Если говорить о рациональном применении бюджетных средств, то нужно принимать меры к тому, чтобы специалист, выходящий из вуза, работал по специальности.
Еще один момент, определяющий успехи в работе учебных заведений, – это грамотная региональная политика по мониторингу рабочих мест. До сих пор существует перекос в предпочтениях учеников и их родителей в выборе определенных специальностей, поэтому возникает нехватка специалистов в промышленности и аграрном комплексе. А ведь чтобы поддерживать социальную политику на должном уровне, нужны налоги, а их может дать только реальный сектор экономики.
Нужно четко понимать, кого нам надо готовить, каких кадров не хватает, чтобы работодатель мог получить готового специалиста.
Здесь возникает третья проблема: работодателям нужны опытные работники, поэтому образование должно быть дуальным. Студент должен в достаточном объеме проходить производственную практику, неформально, а по-настоящему - на современном оборудовании. Тогда и вопрос с трудоустройством можно считать закрытым. Заинтересованы в этом должны быть в равной степени и учебные заведения, и предприятия. Но инициатором все же выступает образование. Вузы должны беспокоиться о том, чтобы их выпускники были востребованы.
К сожалению, есть проблема и в том, как родители и ученики воспринимают специфику многих профессий. Нет желания получать специальности, которые связаны с работой вне города, во многом это касается аграрного сектора. Считается, что такие профессии непрестижны. Но ведь сейчас нужны навыки высокотехнологичного труда, и с компьютерной техникой и программными устройствами во всех отраслях.
- Как вы думаете, сегодняшняя модель ступеней образования подходит для России?
– Мы увлеклись болонским процессом. На мой взгляд, не дает данная система более качественного образования, чем существовавшая раньше система специалитета. Как воспринимают предприятия бакалавра – недоспециалист? А предприятиям нужны специалисты. Сокращенная программа - четыре года - недостаточна для профессиональной подготовки. Ведь массово выпускают бакалавров. Во многом со мной кто-то и не согласится, но это мое мнение.
- Есть ли разница между государственными и частными учебными заведениями в качестве подготовки?
– Почему возникли частные учебные заведения? Возник спрос на высшее образование, а ведь мы не уменьшали количество бюджетных мест. Просто проще поступить на платные места. Родители хотят любым путем дать детям высшее образование.
Я не хочу сказать, что частные учебные заведения – это плохо, нет. Все зависит от профессорско-преподавательского состава. Но среди них хороших гораздо меньше. Заметно злоупотребляют они дистанционным обучением. Бесконтрольно используют готовые материалы в Интернете, в голове ничего не остается. Какой тогда это будет специалист?
Но главное в обучении — это правильная мотивация учеников и профессиональный подход преподавателей. Только так рождаются качественные кадры.
- Как вы думаете, насколько будет успешным проект восстановления наставничества на предприятиях?
- Институт наставничества сейчас находится в состоянии зародыша. Мы только начинаем его возрождать. Конечно, наставничество было раньше и было неплохим. Я хорошо помню, как наставников прикрепляли к молодым учителям, как на предприятии у молодых специалистов были наставники, я уже не говорю про рабочие специальности, которые теперь нам очень нужны.
Наставник — это человек, который помогает освоить профессию на производстве и социализироваться в коллективе.
Конечно, сейчас работники рассуждают немного по-другому: «Мне надо работать, содержать семью, я ценный работник, зачем мне передавать свои знания другим». От этого никуда не уйти. И поэтому хороший наставник - это в первую очередь хороший человек с определенными моральными качествами. Административные рамки здесь играют чисто формальную роль, для того, чтобы отчитаться. Но и отказываться от системы мотивации и поощрений нельзя. Та же грамота или благодарность все равно душу греет.
- Как вы относитесь к появлению национальной системы оценки квалификаций?
– Оценку специалистов нужно проводить на местах. На любом крупном предприятии с высокими технологиями есть опытные специалисты, которые будут самыми серьезными оценщиками качества специалистов. В этом плане я поддерживаю создание центров оценки квалификаций. Здесь понятна логика, предприятия со своей стороны хотят быть уверенными в том, что можно допустить молодого специалиста до оборудования. В то же время это еще один способ защитить себя как профессионала, если в вас сомневаются как в подготовленном специалисте.
Я не исключаю, что и в этой структуре возможны коррупционные схемы, здесь уже все зависит от порядочности организации и конкретных людей.
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю