$73.01 -2.96%
$ 105.06 +1.27
€ 110.49 +1.62
               

Дефицит авиакеросина: перейдет ли Казахстан на топливо джедаев

Sputnik
26 сентября 2017/ 11:56

Дефицит авиакеросина: перейдет ли Казахстан на "топливо джедаев"

© Sputnik / Виталий Белоусов

Министерство энергетики Казахстана не исключает перехода республики на альтернативный вид авиатоплива JET A-1 ввиду существующего дефицита авиакеросина. Этот вид топлива родился на родине "Звездных войн" — США, а затем перекочевал сначала в Европу, а потом и в Китай.

Теперь же он может наполнить казахстанский рынок: нынешняя ситуация с авиакеросином, дефицит которого Казахстан вынужден восполнять только в одной стране — России, заставил министерство энергетики республики всерьез рассматривать перевод авиапарка страны на это "звездное питание". Благо, "Боинги" и "Аэробусы", на которых летает основной авиаперевозчик страны — Air Astana, изначально под него заточены.

"На прошлой неделе мы проводили совещание с участием наших аэропортов, с участием комитета гражданской авиации о переходе на альтернативный вид топлива — JET A-1, — сказал вице-министр ведомства Асет Магауов. — С точки зрения стандартов нам позволяет производить и потреблять это топливо в Казахстане, и вопрос стоял о том, что, может, нам частично некоторые аэропорты перевести на JET A-1".

Специалисты утверждают, что чистотой — за счет использования присадок и большего очищения от серы при производстве топливо джедаев позволяет продлевать ресурс двигателей самолетов. Одновременно эта чистота является и его слабостью в сравнении с привычным авиакеросином: температура использования JET A-1 выше, чем у постсоветского топлива.

То есть при минус 60 наш авиакеросин еще горит, JET A-1 перестает давать искру еще при минус 45. Ну и цена — до недавних пор джедайный керосин стоил на 10% дороже авиакеросина, однако нынешний сезон отпусков в России, из-за которого грянул дефицит на казахстанском рынке, изменил это соотношение.

"Цены на авиакеросин уже повысились, когда дефицит пошел, в июле-августе Air Astana отмечала, что идет быстрый рост цен на рынке России на авиакеросин: на данный момент — до 670-680 долларов за тонну. В начале лета цена была долларов на 50 дешевле", — свидетельствует Магауов.

Долларов 50 роста в цене — это почти те самые 10% разницы в стоимости авикеросина и JET A-1. То есть сейчас разница в стоимости тонны того и другого топлива не настолько существенна, чтобы не рассматривать "Джет А-1" в качестве альтернативы.

Самое же главное преимущество JET A-1, по мнению Минэнерго, что его можно импортировать сразу из нескольких стран, а не из одной, то есть в большей степени обезопасить себя от возможного форс-мажора у поставщиков.

"В средне- и краткосрочной перспективе, когда поставки срываются из России, нам можно будет дополнительно импортировать объемы "Джет А-1" из Китая. Тогда, с точки зрения ресурсов, не будет зависимости только от одной страны — для нас открывается большая часть мирового рынка, откуда мы сможем импортировать авиатопливо. То есть вопрос перехода к "Джет А-1" для нас становится стратегическим", — заявил Магауов.

Таким образом, вице-министр дал понять, что в течение еще как минимум трех лет (понятие "среднесрочная перспектива" охватывает обычно именно этот промежуток времени) Казахстан будет имортозависим по авиакеросину. Его в количестве около 20 тыс. тонн в год производит Атырауский НПЗ и в количестве около 240 тыс. тонн в год — Шымкентский — при среднегодовой потребности отечественных авиакомпаний в 600 тыс. тонн в год.

Минэнерго в вопросе самообеспечения внутреннего рынка больше уповает на модернизацию Павлодарского НПЗ: по заверениям Магауова, в рамках этого проекта "больший акцент ставится на возобновление выпуска авиакеросина".

"Понятно, что какое-то время уйдет дополнительную на сертификацию, но по авиакеросину наши оценки такие: порядка 900 тысяч-миллиона тонн мы будем производить при потребности текущей — порядка 600 тысяч тонн в год, то есть появится излишек", — сказал он на пресс-конференции.

Только вот, как говорилось выше, на излишек этот уповать стоит в долгосрочной перспективе. К октябрю же 2017 года сальдо следующее: в стране есть остаток в 25 тыс. тонн ранее импортированного из России авиакеросина; перед Шымкентским НПЗ, который, вопреки крикам души авиаперевозчиков, ни на какой ремонт не встает, поставлена задача — напыжиться и произвести в октябре 30 тыс. тонн авиатоплива.

Суммарно по октябрю это даст 55 тыс. тонн авиатоплива при среднемесячном потреблении в предыдущие восемь месяцев — 47,5 тыс. тонн. То есть октябрь закрывается с лихвой, и этот месяц казахстанские авиакомпании, по мнению вице-министра, могли бы потратить на то, чтобы законтрактовать в России хоть какое-то дополнительное количество авиатоплива, поскольку Минэнерго может содействовать их переговорам с россиянами, но само за них за этот стол переговоров не сядет.

Просмотров 1808
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.

01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти

30.08.2024 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.

С праздником!

24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано

03.08.2024 Кропачев Николай Михаилович кандидат наук 70 лет

У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.

12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане

15.07.2024 Юсифов Теюб Юсиф оглы

Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю


^