$86.09 -0.19%
$ 92.59 +0.02
€ 100.27 -0.14
               

Советские нефтяники первыми добывали черное золото с морской глубины

01 сентября 2017/ 14:31

Москва. Добыча нефти и газа на морских месторождениях ежегодно растет: объем добываемой морской нефти составляет 40% всей мировой добычи, а газа – 30%. В преддверии Дня нефтяника Агентство нефтегазовой информации вспоминает, с чего началась добыча черного золота с морской глубины.

Первые сведения о нефтеносности недр Каспийского моря содержатся в вахтен­ном журнале эскадры Войновича, которая в 1778 году подошла к острову Жилому вблизи Апшеронского полуострова. А первую нефть со дна моря стал добывать бакинский житель Касум-бек, соору­дивший два колодца на расстоянии 18 и 30 метров от берега, защитив их досками со дна на высоту 1,8 метров выше уровня воды. Отсюда предприимчивый Касум-бек вычерпывал нефть ведрами свыше 20 лет, пока его сооружения не были разрушены волнами.

Первопроходцем нефтяного морского бурения считается горный инженер Леонид Константинович Згленицкий. Окончив Петербургский горный институт, он долгое время работал в Баку, где в 1896 году ему пришла идея разработать методику и технику разведки бурением морского дна. Згленицкий  предложил устанавливать вышки на сваях. У вышки делать прочные наружные и внутренние обшивки и непро­ницаемый помост, возвышающийся над уровнем моря не менее чем на 12 футов, чтобы добываемую нефть спускать с помоста самотеком в баржи. Кругом по краям непроницаемого помоста ставить также непрони­цаемый борт, а за бортом неширокую панель с перилами. Ниже на высоте горизонта воды — дру­гую спасательную неширокую панель, с которой в случае пожара рабо­чие могли бы садиться в лодки или, надев круги, бросаться в море. Обе панели должны соединяться между собой железной лестницей. Буровые работы планировалось вести при помощи электрической силы. Для предотвращения проникновения в скважину воды предполага­лось устроить шахту в виде железного кессона с тампонажем внизу.

Проект ученого был детально разработан, но сама идея оказалась настолько дерзкой и настолько противоречила установившейся мировой практике, что Згленицкому не суждено было реализовать свой замысел. 

Способов добраться до природных богатств, отдаленных от суши, существует несколько - постройка буровой вышки на сваях, забитых на мелководье или «продление» берега.

Спустя тринадцать лет начались работы по засыпке Биби-Эйбатской бухты в Баку, которые завершились лишь в начале тридцатых годов. Так появился первый в стране отсыпной нефтепромысел на мелководном участке каспийского дна. В 1925 году в Баку в Бухте Ильича по инициативе Сергея Мироновича Кирова была пробурена первая нефтяная скважина на искусственно созданном деревянном островке.

Позже в 1932-1933 годах, когда уже стало ясно, что контур нефтеносности выходит за пределы засыпанной в 1932 году Биби-Эйбатской бухты, были построены ещё два основания.  В 1934 году вблизи острова Артема на Каспийском море началось освоение морского месторождения путем строительства металлических платформ для бурения скважин по проектам основоположника советской школы сверхглубокого бурения Николая Степановича Тимофеева.

В 1949 ᴦоду в Каспийском море в 40 км от берега была пробурена первая в СССР нефтяная скважина в открытом море. Это было событие, возвестившее об открытии уникального нефтегазового месторождения на Каспии.

Большое значение в ускоренном освоении морских нефтегазовых месторождений имело внедрение морских эстакад и высокопроизводительных методов их строительства. В 1951 году было начато строительство эстакад на месторождении Нефтяные Камни. К 1964 году в море было построено более 200 км эстакад и приэстакадных площадок, освоены глубины моря до 40 метров. На базе широкомасштабных работ по разведке и освоению морских нефтяных площадей появилась новая отрасль нефтегазопромыслового дела - разработка морских нефтегазовых месторождений.

Морская добыча нефти и газа, начатая на Каспии, теперь распространилась и на другие моря и океаны. B 1965 всего 5 стран мира осуществляли морскую добычу нефти, в 1968 -21 страна, в 1973 более 30 стран. Появились плавучие буровые платформы, танкеры, морские трубопроводы…  А все началось с предприимчивого горного инженера Згленицкого и его идеи – добывать богатства со дна моря.

Просмотров 4548
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^