Комитет по энергетике обсудил проблемы стоимости и качества моторного и газомоторного топлива
Открывая заседание, председатель Комитета по энергетике государственной Думы Павел Завальный отметил: «и с макроэкономической точки зрения, и с точки зрения потребителя, качество и, в особенности, цена моторных топлив - одни из самых чувствительных вопросов нефтегазовой повестки».
Оптовый рынок бензинов и дизтоплива в целом по России характеризуется высоким уровнем концентрации. Доля четырех крупнейших компаний «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти», «Башнефти» - составляет более 90% по бензинам, а в сфере дизельного топлива более 70% рынка приходится на «Роснефть», «Лукойл» и «Газпром нефть». На розничном рынке существует большая дифференциация по доле продаж у ВИНК в зависимости от вида топлива и в региональном разрезе.
С целью развития розничного рынка, ограничения стоимости жидких моторных топлив правительством было принято решение об обязательной продаже части их на бирже. В результате за 6 лет объемы топлива, реализуемого через биржу, выросли с 2,2 млн. т. в 2009м до 17,4 млн. т. в 2014м, что составило 18,5% общего объема ЖМТ.
По сути, развитие конкуренции и биржевой торговли в условиях рыночной экономики – это единственный эффективный способ (кроме административного давления на производителей и продавцов) формирования референтных и справедливых цен на моторные топлива. Поэтому необходимо дальнейшее развитие этих механизмов, а также ограничение доминирования отдельных продавцов на региональных рынках.
Розничные цены на моторные топлива за 2011–2015 годы выросли чуть более чем на треть, что примерно соответствует общему инфляционному росту по экономике за этот период. Причины роста, в основном, экономические: это увеличение затрат на всех стадиях производства, в том числе, связанное с требованием повышения качества топлив, а также изменение ставок акцизов и экспортных пошлин на нефтепродукты. При этом изменение мировых цен на нефть практически не влияет на цены на бензин и дизтопливо, что объясняется сохранением относительно стабильного уровня внутренних цен на нефть за счет корректировки ставок вывозных пошлин на сырье и изменения курса рубля к доллару.
Что касается качества топлива, сегодня в России действует более 21 тысячи АЗС, треть из них принадлежит ВИНК, две трети – независимым операторам. Как отметил в своем докладе заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов, с начала года было проверено порядка 3,5 тысяч АЗС в России и в 43% случаях были выявлены нарушения. Порядка 21% топлива на рынке имеет нарушения по физико-химическим свойствам. То есть, каждый пятый литр бензина и дизельного топлива потенциально может привести к остановке двигателя, либо к ухудшению экологии, что является большой проблемой для крупных городов.
Одним из самых эффективных методов борьбы с контрафактным автомобильным топливом и, одновременно, решения экологических проблем, является перевод транспорта на газ. Газомоторное топливо может и должно составить конкуренцию другим видам топлива на российском рынке, в особенности в части заправки общественного и коммерческого большегрузного транспорта. Как отметил Павел Завальный: «в условиях роста стоимости жидких моторных топлив такая мера является экономически и экологически оправданной. Она позволит повысить экономическую доступность топлива для потребителей, снизить нагрузку с бюджетов регионов. Также перевод транспорта на ГМТ и СПГ потенциально может высвободить порядка 10 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в год для продажи их, в том числе, на внешнем рынке.»
Как сообщил заместитель директора департамента переработки нефти и газа Минэнерго РФ Максим Лобанов: «Инвестиции в развитие рынка газомоторного топлива России к 2020 году могут составить 140 млрд. рублей, в том числе 90 млрд. – в закупку техники, работающей на газе.»
По оценке Министерства энергетики, после таких мер, к 2020 году снижение выбросов в атмосферу составит около 20 млн. тонн в год.
Казань была выбрана в качества площадки для обсуждения вопросов развития рынка газомоторного топлива не случайно. В республике успешно реализуется региональная программа «Развитие рынка газомоторного топлива в РТ на 2013–2023 годы» «Сегодня Татарстан – лидер по темпам развития рынка газомоторного топлива. В республике подписано около ста соглашений с ключевыми потребителями об использовании природного газа. Планы по расширению газозаправочной инфраструктуры синхронизированы с увеличением парка техники, работающей на газе», – отметил генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев.
Накануне заседания Комитета по энергетике компания «Газпром газомоторное топливо» представила парламентариям и журналистам практически готовую к эксплуатации автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС), возведенную в г. Зеленодольске. Это одна из двух станций, которые будут построены в Татарстане в 2015 году. Также делегация получила возможность увидеть всю номенклатуру техники, которая может работать на газомоторном топливе, которую сегодня производит КамАЗ.
21.02.2025
В Тюмени около 2 тыс. студентов приняли участие в ярмарке вакансий
Добротный материал. Интересное событие.
Редакция АНГИ - как всегда в материале и на пике новостей. Спасибо.
28.01.2025
В год 50-летия Когалыма в городе откроют новые объекты социальной инфраструктуры
18 лет моей жизни прошло в Когалыме. Замечательный город, замечательные люди. Город с каждым годом просто расцветает! Спасибо компании ЛУКОЙЛ и, главное, огромнейшее спасибо ее президенту Вагиту Юсуфовичу Алекперову за их человечное отношение к жителям города. Благодаря им в городе созданы все условия для молодых семей и их маленьких детей. А в последнее время созданы условия и для молодежи.
30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor
Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.