$65.58 -6.95%
$ 84.28
€ 92.99
               

Ирина Вахрушева: Я рада, что выбрала профессию геолога

Анастасия Дьякова
08 сентября 2015/ 07:49

Тюмень. Ирина Вахрушева никогда не сомневалась в выборе своей профессии: геолог – звучит гордо и почетно. Но не только престиж профессии привлек любознательную школьницу из маленького ингушетского города Малгобек к делу всей ее жизни – поиску «черного золота» в Западной Сибири. Желание познавать науку, новые территории, развиваться и, главное, любить свою профессию – стали залогом успеха нынешнего директора центра исследований керна ООО «ТННЦ» Ирины Вахрушевой. Работе в нефтяной отрасли она отдала 30 лет. За это время ее успехи отмечены на разных уровнях: Ирина Александровна отмечена одной из престижнейших наград – званием «Почетного нефтяника». Она награжден грамотами Министерства топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики и почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации, неоднократно награждалась грамотами предприятия. В преддверии 15-летия ТННЦ, Ирина Александровна вспомнила о том, как началась ее карьера геолога, рассказала об образе современного ученого и динамике развития Центра.

- Ирина Александровна, специальность рудного геолога, которую Вы получили в институте, сложно назвать женской. Почему выбор пал именно на горнометаллургический вуз и нефтяное направление?
- Отношение к нефтегазовой отрасли у меня особенное. Родители, бабушка и оба дедушки были нефтяниками. Папа начинал помощником бурильщика, а завершил свою карьеру буровым мастером. В настоящее время его уже нет. Мама проработала топографом, отмечала для буровиков места бурения газонефтяных скважин. В детстве мы видели, как родители работают и не понаслышке знали об этой сфере. Честно говоря, они хотели, чтобы я пошла по другой стезе – стала строителем или электронщиком. Тогда эти специальности были очень популярными. Но я всегда чувствовала, что заниматься поисками нефти, золота, серебра – это очень интересно и поскольку к нам в школу часто приезжали с профориентационными лекциями из Северокавказского ордена дружбы народов горнометаллургического института, по окончанию 10 класса я пошла учиться именно туда.

- В советское время большое внимание уделялось пропаганде, в том числе, профориентационной. Были ли лично у Вас примеры для подражания среди нефтяников, геологов?
- Кумиров или примеров для подражания как таковых не было. Мне нравилась романтика этой профессии. У известного в нашей стране геолога Валерия Градецкого написано много композиций, послушав которые, возникает огромное желание окунуться в эту особенную атмосферу и спеть пару песен под гитару, сидя у костра.
Примерами в плане отношения к работе для меня всегда были родители, потому что они по-настоящему любили и чтили свои профессии.

- С чего началась Ваша трудовая деятельность?
- Первые шаги именно в профессии я сделала на третьем курсе института. С мая по октябрь я находилась в приморской тайге. Это была первая практика и именно тогда я осознала, что романтика заканчивается там, где начинается работа. Поняла, что значит - работать в геологии.

- Чем именно Вам пришлось заняться?
- Фактически работали обычными геологами. Каждый день проходили по 5-6 километров и отбирали донные пробы. С нами шли шлифовальщики, промывальщики. Наверное, если бы наша работа заключалась лишь в отборе проб, то интерес к ней мог бы и пропасть. Но каждую субботу и воскресенье мы рисовали чертежи и отмечали места проб. У нас была химлаборатория, результаты, полученные в ней мы наносили на карты. Мы узнавали места скопления минералов, и именно благодаря этому мне стало еще интереснее учиться. При настоящей работе романтики стало меньше, но интереса к профессии не убавилось.

- А с каким профессиональным багажом Вы приехали в Тюмень?
- У меня богатый жизненный опыт. Я работала в Приморье, в Киргизской ССР. Для Киргизии мы с коллегами открыли два месторождения золота. То есть несколько лет я была рудным геологом, занималась поисками месторождений драгоценных металлов. А карьеру нефтяного геолога начала в управлении буровых работ Объединения «Удмуртнефть». В мае 2006 года я приехала в Тюмень. С этого времени я работаю в Тюменском нефтяном научном центре.

- За последние десятилетия геология активно шагнула вперед, появились новые успешные технологии, например, 3D моделирование. Если говорить в целом, как за годы вашей работы изменилась эта наука?
- Изменились инструменты, которые помогают геологу более быстро и на другом качественном уровне демонстрировать свои достижения, а не наука. Программное обеспечение, компьютеризация, технологические возможности – все это, безусловно, возвело науку на новый уровень. Но я бы не сказала, что от этого работать в геологии стало проще. Раньше мы рисовали запасы руками на кальке, обводили тушью, сейчас такого нет. Но геология стала сложнее, ведь крупных месторождений становится все меньше и меньше. При этом прогнозирование мелких месторождений и знания о коллекторе, об условиях осадконакопления - усложняются. Сегодня геолог должен обладать гораздо большими знаниями, чем раньше, чтобы спрогнозировать места, где искать эти «непростые» месторождения.

- Ирина Александровна, опишите образ современного ученого-геолога?
- Современный ученый Центра исследований керна должен продумывать конечный итог своего исследования и создать для реализации задуманного целую цепочку технологий. Он должен быть открытым, коммуникабельным (общаться с коллегами из других институтов, центров), любознательным и находиться в постоянном поиске. Сейчас мы изучаем те породы, где не работают старые методики, соответственно, чтобы двигаться вперед в исследованиях, нужно шагать в ногу со временем, быть в курсе последних нововведений. Необходимо постоянно учиться, потому что человек, который говорит, что он все знает – это не ученый.

- Вы трудитесь в ТННЦ с 2006 года, какую динамику в развитии Центра Вы можете отметить?
- За это время поменялся не только сам центр, но и вся страна. Радует, что центр развивается: появляются новые проекты, регионы, задачи. За это время в ТННЦ сложился хороший тандем между опытными сотрудниками и молодежью, которая делает первые шаги в профессии. Такая школа и обмен опытом очень полезны для всей работы центра. ТННЦ развивается поступательно, отвечая требованиям и веяниям времени.

- Какие прорывные технологии, открытия центра повлияли на развитие нефтегазовой отрасли юга Тюменской области?
- Если говорить об Уватской группе месторождений, то они имеют очень сложное строение коллекторов и поэтому считаются трудными в разработке по отношению к обычным пластам. Те методы изучения коллекторов и технологии построения моделей, которые на сегодняшний день может предложить ТННЦ позволили центру совместно с ООО «РН-Уватнефтегаз» создать команду, которая отрабатывала все мельчайшие подробности, чтобы разработка месторождений шла хорошо.

- К сожалению, примерно с начала 90-х годов и до сегодняшнего дня геология и наука в целом – не считались приоритетными направлениями для власти: из-за отсутствия полноценного финансирования и внимания к ним, быть ученым, да еще и геологом школьники не хотят. Как вы считаете, что может вернуть бывалый престиж этим профессиям или, возможно, уже ситуация меняется?
- Я прошла 90-е годы и не ушла из отрасли. Тогда мы сидели в частично оплачиваемых отпусках или вообще без оплаты. Но мы продолжали работать. Жаль, что именно в то время ушло очень много хороших геологов. Но сейчас, то, что было утеряно в 90-е годы - стало постепенно возрождаться. В 2000-е интерес к профессии вновь стал расти. Особенно это было заметно в период высоких цен на нефть, ведь зарплата очень важна, особенно для молодых специалистов.

- Дело только в зарплате?
- Я думаю, что не только. Примерно с 2005 года профессию геолога опять стали хорошо рекламировать. О ней стали рассказывать в школах. Вновь начали появляться геологические кружки, ассоциации. У детей закладывается интерес со школьной скамьи. А ведь именно этот сегмент – профориентацию - мы потеряли в 90-х.

- Если не геологом, то кем Вы бы могли стать?
- Я никогда не сомневалась в своем выборе. Я всегда работала с удовольствием и понимала, что выбрала самую подходящую для меня профессию.

- Что Вы пожелаете ТННЦ в год его 15-летия?
- Я желаю не останавливаться на достигнутом, развиваться в том же темпе, что и все эти 15 лет. У нас хорошо развита подземная разработка, поэтому считаю полезным развить еще одно направление – это обустройство месторождений. В ТННЦ прекрасная балансовая составляющая опыта и молодости, хотелось бы ее сохранить.
Я уверена, мы как были одним из ведущих центров страны, так и останемся в числе лучших еще, как минимум, на 15 лет.

Просмотров 4863
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

04.08.2017
Анатолий Григорьев: Право называться первопроходцами принадлежит именно геологам

29.03.2025 Людмила Федоровна Поршнева Степина

Мой любимый,дорогой брат.Горжусь тобой!Перестала биться сердце Анатолия Васильевича.26 марта 2025 г. Крым 29 марта 2025.

02.12.2024
В России за 2024 год произошло 23 взрыва бытового газа

21.03.2025 Белянчикова Александра Аркадьеана 67 лет

Вот сколько живу - раньше с 70-х до 2000-ни о каких взрывах газа не слышали. А последние лет 10 это просто бич какой то! То ли раньше люди более ответственными были, то ли сейчас одни шалопаи безответственные пошли!

13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов

13.03.2025 Анастасия

Блестящий эксперт с искрометными, смелыми и точными комментариями. Его аналитика всегда отличалась глубокой проработкой вопроса.
Будем помнить Александра Григорьевича…

21.02.2025
В Тюмени около 2 тыс. студентов приняли участие в ярмарке вакансий

21.02.2025 Критик 49

Добротный материал. Интересное событие.
Редакция АНГИ - как всегда в материале и на пике новостей. Спасибо.

28.01.2025
В год 50-летия Когалыма в городе откроют новые объекты социальной инфраструктуры

11.02.2025 Кузьмичев Олег Борисович, 62 года

18 лет моей жизни прошло в Когалыме. Замечательный город, замечательные люди. Город с каждым годом просто расцветает! Спасибо компании ЛУКОЙЛ и, главное, огромнейшее спасибо ее президенту Вагиту Юсуфовичу Алекперову за их человечное отношение к жителям города. Благодаря им в городе созданы все условия для молодых семей и их маленьких детей. А в последнее время созданы условия и для молодежи.

30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor

30.01.2025 Седов Виктор Юрьевич, 81г, 11мес.

Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.


^