$90.02 -0.09%
$ 94.09 -0.23
€ 100.53 +0.25
               

Роснефть меняет систему железнодорожных перевозок

Коммерсант
30 апреля 2013/ 08:54
В расстановке сил на самом доходном сегменте российского железнодорожного рынка — по перевозке нефти и нефтепродуктов — грядут перемены. "Роснефть", на которую приходится пятая часть этих перевозок, начинает распределять их через тендеры. В результате операторы могут "с чистого листа" претендовать на 40 млн тонн нефтяных грузов в год. Контракты общей ценой более 13 млрд руб. будут заключаться с 1 июля на год. Эксперты считают, что состав основных партнеров в лице Первой грузовой компании, "Нефтетранссервиса" и "Трансойла" "Роснефть" сохранит, но их доли могут измениться, а серьезную конкуренцию составят АФК "Система" и Globaltrans.

Три источника "Ъ" на железнодорожном рынке сообщили, что дочерняя компания "Роснефти" "РН-транс" готовится объявить тендеры на перевозку нефти и нефтепродуктов. По словам собеседников "Ъ", конкурсная документация будет опубликована к середине мая, итоги тендеров подведут в течение июня. "С 1 июля уже начнут действовать новые контракты. Ожидается, что они будут заключаться на 9-12 месяцев, хотя надо дождаться итогового варианта конкурсной документации",— отметил один из собеседников "Ъ". Все источники при этом утверждают, что объемы "Роснефти" слишком велики, чтобы выставлять их на тендер одним лотом. Скорее всего, будет несколько конкурсов — по разным направлениям перевозок и НПЗ, говорят собеседники "Ъ". В "Роснефти" на запрос "Ъ" не ответили.

На тендеры будут выставлены крупнейшие объемы перевозок нефти и нефтепродуктов в стране. По данным источников "Ъ", работающих с госкомпанией, это 40-50 млн тонн в год.

Впрочем, часть объемов перевозит сам "РН-транс", их на тендер могут не выставить (компания арендует несколько тысяч цистерн у "УВЗ Логистики", срок договора — до конца года). На конкурсах будет распределено около 40 млн тонн, прогнозируют потенциальные участники тендеров. В зависимости от сезонности "Роснефти" постоянно необходимо 30-40 тыс. цистерн. Только вагонная составляющая заказа (с которой получает доход оператор), как оценивают источники "Ъ", превысит 13 млрд руб.

Госкомпания впервые выставит свои объемы на тендеры, до сих пор она заключала контракты с операторами напрямую. К проведению тендеров ее вынуждает 223-ФЗ, который с 1 июля 2013 года предписывает закупать товары и услуги через конкурентные процедуры не только госкомпаниям, но также их дочерним структурам. "Компания могла бы отложить проведение тендеров, если бы у нее на 1 июля еще действовали контракты. Но они как раз истекают",— говорит источник на рынке. Закон распространяется и на "Газпром нефть", но там не комментируют ни нынешнюю систему организации железнодорожных перевозок, ни возможные планы по проведению тендеров.

Для недавно приобретенной "Роснефтью" ТНК-ВР проводить такие тендеры не планируется, у нее есть действующие соглашения с операторами, подчеркивают собеседники "Ъ". Тем более что ТНК-ВР еще с 2010 года стала выставлять свои объемы перевозок по железной дороге на тендеры (на тот момент — около 27 млн тонн в год). В компании подчеркивали тогда, что "это уникальный опыт для России". ТНК-ВР выбирала предложение "лучшего коэффициента дисконтирования к базовой стоимости перевозки, определенной по формуле цены". Источники в компании говорят, что "тендеры были реально конкурентными".

Основным партнером "Роснефти" по перевозке нефти и нефтепродуктов сейчас является крупнейшая в стране Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина. На ее долю приходится, по разным оценкам, 35-45% от общих объемов. Среди других крупных партнеров — "Трансойл" и "Нефтетранссервис" (НТС). В ПГК и НТС подтвердили, что готовы участвовать в тендерах. В "Трансойле" заявили, что "рассмотрят условия".

Участники рынка не ждут, что структура партнеров "Роснефти" по итогам тендеров сильно изменится. "Почти наверняка получат часть лотов и НТС, и ПГК, и "Трансойл". Другое дело, что вполне могут измениться их доли, конкуренция ожидается серьезная",— полагает один из собеседников "Ъ". Другой добавляет, что в тендерах наверняка примут участие "СГ-транс" (принадлежит АФК "Система"), а также Globaltrans, которые "вполне способны развернуть борьбу за отдельные лоты". Половину цистерн "СГ-транса" и так может использовать "РН-транс" по действующему контракту, но источник "Ъ", близкий к "Системе", подтверждает интерес к тендерам. В Globaltrans от комментариев отказались.

В Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) отмечают, что на рынке растет профицит цистерн. С учетом запуска нефтепровода ВСТО-2 на участке Сковородино—Хмыловский может высвободиться 7-8 тыс. единиц парка, после подключения Хабаровского НПЗ к трубе — еще 3-4 тыс. Поэтому, говорит Владимир Савчук из ИПЕМа, "Роснефть" оказалась в выигрышном положении. Операторы будут стремиться обеспечить себя грузовой базой и наверняка окажутся готовы предложить на торгах дисконт. При прозрачной процедуре торгов, полагает эксперт, госкомпания может серьезно снизить стоимость перевозок.

Просмотров 962
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^