$87.29 +0.21%
$ 93.25 -0.19
€ 99.36 -0.22
               

Турция должна содействовать достижению согласия между прикаспийскими странами

ИноСМИ
19 февраля 2013/ 13:59
Конец холодной войны, завершившейся в 1991 году с распадом СССР, оказал существенное влияние на внешнеполитическое видение многих государств и привел к формированию новой национальной политики безопасности Турции, обладающей особой геостратегической значимостью. Вопрос о надежной передаче энергоресурсов Средней Азии и Каспийского моря на западные рынки и обеспечении безопасности ресурсов в регионе, который интерпретируется как «задворки» России, превратился в один из важнейших споров, возникших в этот период. В этой связи процесс транспортировки богатых ресурсов Средней Азии и Кавказа на Запад послужил поводом для возникновения стратегий «новой большой игры».

Развитие региональной политики «без Турции» осложняется

Турция находится на пересечении различных энергетических бассейнов. С севера от нее находится богатая нефтью и природным газом Российская Федерация, с юга - скрывающий в своих недрах крупнейшие на поверхности земли запасы нефти Ближний Восток, на востоке от Турции расположены энергетические месторождения Каспийского бассейна и Средней Азии. По мнению министра иностранных дел Турецкой республики Ахмета Давутоглу, стратегическое положение Турции, ее место среди немногих государств, обладающих укоренившейся государственной и культурной традицией и осуществляющих транзит мировых нефтяных потоков, не позволяют формировать региональную политику «без Турции». В этой связи особое значение начинает приобретать понятие «энергетическая геополитика». Анализируя борьбу сил, источником которой становятся географические регионы, геополитика подпитывается прошлым для оценки событий, способных возникнуть в будущем. Энергетическая геополитика охватывает не только регионы, в которых находятся месторождения нефти или природного газа, но в то же время и государства, связанные друг с другом энергетическими транзитными путями. Например, европейские государства и Турция - страны, обладающие в энергетике внешней зависимостью, при этом Россия, государства Каспия и Ближнего Востока - регионы, на территории которых расположены энергоресурсы. Значение Турции в цепи энергетических поставок на Запад стало особенно возрастать в 2000-е годы. В докладе Европейского парламента 2006 года значимость Турции подчеркивается следующими положениями: «Наличие у Турции потенциала транзитной страны, которая может передавать нефть и природный газ России, Каспийского моря и Персидского залива, повышает стратегическое значение Турции в глазах Европейского союза. Одновременно Турция соединяет Европейский Союз и Ближний Восток и выходит на передний план как важный игрок в Средиземноморье».

Средняя Азия обладает колоссальным значением для энергетической безопасности Турции

Позиция Турции на пересечении многих ключевых экономических и политических пространств благодаря стратегически важным транзитным путям пробуждает интерес к вопросу о том, какую политику будет преследовать Турция в области энергетической безопасности. На соседствующие с Турцией Россию, государства Ближнего Востока, Европы и Средней Азии приходится 73% доказанных мировых запасов природного газа и нефти. Для рассматриваемых регионов, находящихся в непосредственной близости от Турции, именно ее территория выходит на передний план как наиболее безопасный маршрут для пролегающих в Европу трубопроводов. Резкое увеличение потребности в энергетике в целом в мире и особенно в Европе приводит к тому, что все взгляды обращаются на энергоресурсы Кавказа и Средней Азии. С окончанием холодной войны энергоресурсы Каспия стали одним из важнейших пунктов повестки дня мировой политики. При этом российские эксперты рассматривают этот регион как «задворки России», а Россию – как лидирующую страну данного региона. Вместе с тем, необходимо принимать в расчет еще не доказанные запасы нефти Ближнего Востока и прежде всего Каспийского бассейна. Согласно прогнозам некоторых российских геологов, в Каспийском бассейне общий объем запасов нефти составляет 7 миллиардов тонн или порядка 50 миллиардов баррелей. Если попытаться оценить разведанные и вероятные резервы природного газа в Средней Азии, то становится понятно, что объем ресурсов Каспия превышает запасы в Северной Америке, Европе, Центральной и Южной Америке. Следовательно, с точки зрения энергетической безопасности для Турции огромное значение приобретает Средняя Азия. Несомненно, основная причина состоит в расположении этого региона на пересечении энергетических коридоров «восток-запад» и «север-юг» и его центральном значении в процессе транспортировки энергоресурсов. Ускоренный рост экономики Турции, сведения и опыт, приобретенные в области энергетической политики, и наличие более стабильной, по сравнению с другими странами региона, политической структуры выходят на передний план при выборе турецкой территории в качестве пути для энергетических транзитов. Ведь в условиях, когда энергетическая зависимость в определенной степени формирует внешнеполитические стратегии безопасности государств, определяющим их политику фактором становится стремление стран овладеть энергоресурсами, обеспечить их безопасность и установить над ними контроль.

Необходимо совершенствовать энергетическую политику Турции

Что касается позиции Турции, то, с одной стороны, она обеспечивает маршрут энергоресурсов, который важен для удовлетворения энергетической потребности Запада, с другой – в силу возрастающей геостратегической конкуренции при строительстве новых трубопроводов Турция сталкивается с определенными препятствиями. Порядка 50% турецкого импорта энергоресурсов составляет природный газ, приобретаемый из России и Ирана. Поступающий из Ирана газ образует 20% совокупного энергетического импорта Турции, в динамике которого вследствие давления Америки и изоляции Ирана наблюдается сокращение. Американское руководство выступает резко против проектов энергетических сетей, которые будут поставлять иранские ресурсы на мировые рынки. В то время как вопрос энергетики постепенно превращается в основной блок, определяющий двусторонние отношения, процесс принятия решений осуществляется на основе ответа на вопрос: в какой мере энергетические трубопроводы соединяют территории государств друг с другом? В сущности, между связанными друг с другом энергетическими сетями государствами вероятность возникновения войны, по сравнению с прямо противоположной ситуацией, чрезвычайно мала. В случае если для одной из сторон возникает угроза национальной безопасности, то для других стран, находящихся в этом же коридоре, она также воспринимается как опасность в экономическом, политическом или национальном смысле.

Говоря о статусе Турции, необходимо заметить, что, несмотря на сохранение функции энергетического терминала, налицо ряд минусов. Прежде всего, это недостаточная активность Турции в области энергетической геополитики в Евразии. В силу внешней зависимости в энергетике ЕС поддерживает проекты альтернативных энергетических путей, преследуя цель - разрушить монополию России на поставки энергоресурсов. В этой связи Анкарой должна быть дана грамотная оценка роли Турции в обеспечении энергетической безопасности ЕС. Другой важный вопрос, касающийся Турции, связан с потенциальной ролью в спорах о правовом статусе Каспия. Благодаря региональной политике Турции в этом регионе она играет важную роль в решении сложных вопросов. Несомненно, вклад Турции в обеспечение баланса сил на основе геополитических особенностей государств исходит из политики, связанной с ролью «посредника» в такого рода вопросах. Многие важные энергетические трубопроводы проходят через территорию Турции и достигают Европы. Например, в течение почти 30 лет трубопровод Киркук - Юмурталык обеспечивает транспортировку нефти в Турцию, при этом работы по наращиванию потенциала трубопровода продолжаются. Благодаря трубопроводу иракская нефть поступает из Персидского залива и транспортируется в Европу. С помощью открытого в 2002 году газопровода Иран - Турция Анкара стремилась сократить свою энергетическую зависимость от России. Однако, в частности, в 2008 году, под предлогом похолодания руководство Тегерана выступило в качестве «ненадежного» поставщика энергоресурсов и сократило поставки газа в Турцию. Среди энергетических линий особым значением обладает нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, который транспортирует азербайджанскую нефть в Средиземноморье. Большая часть введенного в эксплуатацию в 2006 году трубопровода проходит по территории Турции, и, внеся существенный вклад в геополитическое положение Турции, он способствовал приобретению страной статуса «энергетического терминала». Очевидно, ключевым значением для энергетической безопасности Европы обладает проект Nabucco. Проект нацелен на транспортировку богатых энергоресурсов Средней Азии, Кавказа и Ближнего Востока через Турцию в Европу и благодаря этому на максимальное сокращение существующей зависимости европейских государств от России. Меры, которые Анкаре необходимо принять для удовлетворения внутреннего спроса, должны быть нацелены на будущее Турции, связанное с важной ролью, которую она будет играть в системе энергетических сетей. В этой связи Турции необходимо развитие долгосрочных энергетических стратегий.

Разнообразие энергетических проектов в регионе усилит связи между странами

Для сохранения таких крупных проектов, как Nabucco, и наращивания потенциала существующих трубопроводов должен быть четко определен правовой статус Каспийского моря. При тщательном рассмотрении существующих проблем становится понятно, что идея транспортировки туркменского газа через Иран в Турцию и из Турции в Европу не представляется позитивным для Турции прогнозом с точки зрения обеспечения энергетической безопасности. Чтобы пролить свет на вопрос о статусе Каспия, Турция прежде всего должна проводить открытую дипломатию и стремиться содействовать достижению согласия между прибрежными государствами Каспийского моря. Это позволит повысить потенциал трубопроводов, передающих энергоресурсы Каспийского бассейна, и в то же время обеспечит возможность реализации ряда проектов, в которых будет участвовать и Турция. Другая конечная цель Турции в новой энергетической стратегии - большая интеграция регионов Ближнего Востока и Кавказа в новые энергетические проекты и, следовательно, обеспечение сближения государств не только в экономическом, но и политическом смысле при усилении коммуникации между странами. Превращение турецкой территории в регион, в котором пересекается множество энергетических сетей при укреплении стабилизирующего положения страны, обеспечит благоприятную основу для достижения основной цели Турции - стать регионал



Просмотров 907
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^