Александр Ким: Сегодня экономика Югры стабильно и надежно развивается, есть возможность решать социальные задачи
- Александр Михайлович, 2011 год – крайний срок, когда нефтегазовые компании должны довести утилизацию попутного нефтяного газа (ПНГ) до 95%. Тем самым минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и использовать ПНГ с пользой для экономики. Как Вы оцениваете нынешнее состояние дел в этом направлении?
- Да. Несмотря на то, что на Севере экологическая обстановка гораздо лучше, чем в других развитых областях и районах европейской части страны, в таких регионах, как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где интенсивно ведется добыча нефти и газа, она страдает. Например, применяемые ныне технологии не позволяют избежать сжигания попутного нефтяного газа. Это вредно для экологии, но наибольший урон все же наносится экономике. Ведь ПНГ можно использовать для решения многих задач вместо сжигания факелов. Сейчас в этом вопросе есть четкое понимание на всех уровнях власти. Президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин абсолютно правильно дали установку – довести утилизацию ПНГ до уровня не менее 95%.
В настоящее время объемы газа, подлежащие утилизации, в первую очередь идут на производство электроэнергии. Вы знаете, что Югра - лидер по выработке электроэнергии. В округе производится порядка 80 млрд. кВт часов электричества в год. Около половины производимого электричества вырабатывается на очищенном, отбензиненном попутном газе. Сегодня самым крупным подобным объектом является Сургутская ГРЭС-2, на стадии завершения– Няганьская ГРЭС мощностью 1200 МВт. В ближайшее время будет начато строительство новой ГРЭС в Нижневартовском районе мощностью 800 МВт. Инвестиции на эти проекты выделены приличные. Они предусматривают использование довольно больших объемов ПНГ.
Очевидно также активное движение самих нефтяных компаний. Они наращивают объемы внутренней генерации. Ведутся строительство ГТЭС, как малой мощности - 30-40 мВт, так и более крупных - по 120-400 мВт в год. Это в зависимости от объема, подлежащего утилизации ПНГ на том или ином месторождении.
- Но самое лучшее, наверное, все-таки более глубокая переработка попутного газа?
- Безусловно. В округе активно развивается газохимия. СИБУР совместно с нефтяными компаниями сегодня перерабатывает более 12 млрд. кубометров ПНГ в год. До 2015 года они планируют увеличить этот показатель до 15,2 млрд. кубометров. Надо отметить, что речь идет о глубокой переработке – выработке пропановых и бутановых смесей, которые востребованы на рынке. Продажа, доставка этих продуктов, естественно, требует соответствующей транспортной логистики. Предполагается реализация комплексного проекта, затрагивающего многие сферы экономики, способного принести в бюджет округа и, в целом, страны весомые деньги.
Кроме того, ОАО «Газпром» рассматривает проект строительства на территории Югры производства по получению из газа жидкого синтетического топлива. Технологии преобразования жидких фракций газа уже разработаны на базе нескольких НИИ. Пока мы говорим о сравнительно небольших объемах, с опорой на те месторождения, годовые объемы которых – порядка 150-1000 млн. куб.м газа. В будущем, видимо, этот проект будет расширяться.
Есть еще одна инициатива, поддержанная на уровне Роснано: получение из газа твердых фракций - синтетических тканей, которые так же востребованы на рынке. Например, в текстильной промышленности.
Это говорит о том, что при сегодняшних 5 млрд. куб.м. сжигаемого газа в год, идет четкая, понятная динамика по его утилизации и доведению до 95%.
- Динамика заметная. И все же у предприятий, работающих в округе, есть проблемы по выполнению лицензионных обязательств в плане экологии?
- Да, существуют в основном накопленные проблемы еще со времен социализма. Это утилизация бурового и нефтяного шлама. Давно и успешно с промышленными отходами работают ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «ЛУКОЙЛ». Непростое положение у «Роснефти», но благодаря принятым в 2010 году программам при их полном и четком исполнении к 2015 году компания рекультивирует шламовые амбары и ликвидирует отставание в экологической сфере. Эта работа требует серьезных инвестиций.
Тяжелое наследие досталось и «ТНК-ВР». Долгое время финансовые обороты компании не позволяли уделять должное внимание экологии, но сегодня есть существенное продвижение.
Нужно отметить, что наш губернатор Наталья Комарова, провела совещание с компаниями-недропользователями, и четко поставила задачу - существенно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Блок экологических задач, природоохранных мероприятий и мероприятий по повышению экологической и энергетической эффективности включен в соглашение о сотрудничестве с каждой компанией, осуществляющей деятельность на территории Югры. Сегодня разработана экологическая программа автономного округа и все предприятия, ведущие нефтегазодобывающую деятельность на территории Югры, в нее вовлечены. Есть взаимодействие по вопросам строительства полигонов ТБО. Работа в этом направлении идет, и говорить о катастрофичной экологической ситуации в Югре нет оснований.
- Александр Михайлович, Вы были избраны в Правление Торгово-промышленной палаты Ханты-Мансийского автономного округа -Югры. Как Вы оцениваете работу в ТПП?
- Мое избрание в правление Торгово-промышленной палаты - логичный шаг. Нужно было познакомиться с внутренним содержанием ТПП, понять основные направления, реализуемые окружной структурой и увязать с теми задачами, которые обозначены в Торгово-промышленной палате РФ. Главная тема, конечно, развитие малого и среднего бизнеса. В Югре у данного сегмента, на наш взгляд, достаточно большой потенциал.
Надо признать, что особых действий по развитию малого и среднего бизнеса со стороны ТПП Югры я пока не заметил. Совещания, вопросы, телекамеры... А по факту - живой работы не видно. Поэтому основная задача на сегодняшний день - активизировать работу с участниками и членами ТПП. В настоящее время определен бюджет округа, раскручиваются целевые программы по поддержке малого бизнеса. Теперь нужна более предметная работа.
- Предполагается ли участие бизнес-сообщества в экологических программах по утилизации и переработке промышленных и бытовых отходов?
- Да. Как уже говорил, сегодня ведется активная работа по решению экологических проблем. На условиях государственно-частного партнерства рассматриваются проекты строительства полигонов по хранению твердых бытовых отходов и заводов по их утилизации. В том числе речь идет о глубокой переработке отходов лесопромышленного комплекса. Мы в этом направлении работаем, в частности, с Внешэкономбанком. Достигнуты конкретные договоренности по строительству полигонов ТБО в Нефтеюганском районе. Есть компании, готовые вложить реальные деньги в эту сферу. Без участия малого и среднего бизнеса тут тоже не обойтись.
- В 2009-2010 годах активно обсуждался вопрос разработки низкодебитных заброшенных скважин. Говорилось о перспективах вовлечения малого бизнеса в этот процесс. Как Вы относитесь к этой идее? Есть ли условия, чтоб активизироваться в этом направлении?
- Ситуация такова. Разработка месторождений, перешедших в стадию падающей добычи – Федоровское, Самотлор, была начата в 1964-1965 годах. Сегодня они отличаются высокой обводенностью, низкими дебитами, хотя крупным нефтяным компаниям еще удается и там добывать нефть. Малый бизнес говорит - отдайте нам эти скважины. И здесь возникает ряд проблем, связанных с процедурой передачи эксплуатационного фонда. Есть также вопросы, связанные с транспортировкой нефти. Потом ведь нужно понимать, кто под категорию малый бизнес подходит, взвешенно оценивать возможный оборот микропредприятий, малого и среднего бизнеса – у них потолок до 1 млрд. рублей. Сегодня разработка месторождений, пусть даже небольших, выпадает из этих параметров. Поскольку оборот от нефтяной деятельности переваливает за миллиарды. И еще, назовите хоть одну сравнительно небольшую компанию, которая получила лицензии и выполнила все обязательства? Яркий пример - Ханты-Мансийская нефтяная компания. Взяла заем у окружного Правительства в размере 1 млрд. рублей, ничего не сделала, да еще и деньги не хотела возвращать. Надо понимать, что малый бизнес – это несколько другая сфера деятельности. Сегодня даже нефтяной сервис - строительство дорог, отсыпка кустов – это миллиардные обороты. По поводу передачи скважин малому предпринимательству еще нужно серьезно подумать.
- Александр Михайлович, сегодня многие эксперты говорят о том, что истощение ресурсов неизбежно, а большая часть городов Севера живет исключительно за счет нефтегазодобывающей отрасли. Удастся ли Югре сохранить ведущее место по добыче нефти, что для этого потребуется?
- Да, тезис про истощение ресурсов подтверждается, но о каком-то глобальном снижении речь не идет. В настоящее время нами запланировано проведение серьезной работы по изучению ресурсной базы. Сегодня мы видим только промышленные запасы, но не владеем точной информацией о перспективах залежей. В этом вопросе есть определенные недоработки и со стороны органов власти и компаний-недропользователей. То, что мы сегодня не имеем представления о нашей реальной ресурсной базе, это очевидный факт. В генеральной схеме развития нефтяной отрасли РФ прописаны мероприятия по уточнению этих данных. При всех сценариях Югра и в 2020 году будет оставаться ведущим регионом по добыче нефти в России.
В 2010 году была начата работа по ресурсной базе Западной Сибири. Есть положительные результаты, которые помогут стабилизировать добычу в округе не на 2-3 года, а на более дальнюю перспективу. К примеру, на месторождениях ЛУКОЙЛа еще недавно наблюдалась падающая добыча, но сегодня она уже стабилизирована и начала расти.
Кроме того, сегодня есть масса технологий, направленных на увеличение коэффициента извлечения нефти. Правительство автономного округа выступает активным сторонником создания преференций компаниям, вкладывающим деньги в инновации. Средний КИН по Югре составляет 21,5%. Его увеличение его до 25-27, 5% - это дополнительные 2 млрд. тонн нефти в год.
Вопрос требует тщательного изучения и осмысления. Бездействие может привести к падению добычи по всей стране. Поддерживая ее на уровне, можно добиться как минимум стабилизации.
- Александр Михайлович, на реализации каких основных проектов будет сосредоточено Правительство Югры в 2011 году?
- Нефтяная промышленность, конечно, базовая сфера экономики округа, но мы, прежде всего, сосредоточимся на развитии социальной сферы. Наталья Комарова в первые же дни руководства Югрой обозначила основные направления - строительство дошкольных учреждений, реконструкция учебных заведений, износ которых уже превышает 70%. Острым вопросом остается переселение жителей округа из ветхого жилья, создание рабочих мест, повышение качество социальных услуг населению, развитие здравоохранения, необходимость роста уровня доходов граждан.
Сегодня экономика Югры стабильно и надежно развивается. Появляются новые сферы деятельности – электроэнергетика, газохимия. Есть возможность решать социальные задачи. И мы будем их решать.
- Спасибо Вам за интересную беседу.
28.01.2025
В год 50-летия Когалыма в городе откроют новые объекты социальной инфраструктуры
18 лет моей жизни прошло в Когалыме. Замечательный город, замечательные люди. Город с каждым годом просто расцветает! Спасибо компании ЛУКОЙЛ и, главное, огромнейшее спасибо ее президенту Вагиту Юсуфовичу Алекперову за их человечное отношение к жителям города. Благодаря им в городе созданы все условия для молодых семей и их маленьких детей. А в последнее время созданы условия и для молодежи.
30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor
Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.